Методические указания по изучению темы. При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе

При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.

Следует начать с понятия «человек» в социологии, проявлений его «внешней» и «внутренней» активности. Взаимосвязи социальной активности и социальной среды (макросреда и микросреда). Установите содержание понятий «индивид», «индивидуальность», факторы и социальные последствия процессов индивидуации и индивидуализации (социальная атомизация и социальное одиночество).

Переходя к социологическому анализуличности, установите взаимосвязь и влияние биологической и психологической структур на «социальное» в личности. Рассмотрите социальную структуру личности: деятельностные социальные качества, потребности и способности, ценностно-нормативная структура (соотношение культурных ценностей общества и субкультурных ценностей группы), убежденность и целостность личности.

Обратитесь к основным положениям ролевой, статусной концепций личности. Обратите внимание на рассмотрение проблемы личности в работах 3. Фрейда, Р. Парка, Дж. Мида, А. Халлера, Р. Линтона, У. Джеймса, Ч. Кули, А. Маслоу, Т. Парсонса, Р. Мертона.

Дайте характеристику социальных типов личности: базисная (базовая), модальная, современная, маргинальная, социабельная, конформная, девиантная.

Соотнесите содержание понятий «социализация», «социальная адаптация», «интериоризация», экстериоризация. Обратитесь к концепциям формирования личности (Дж. Г. Мид, Б. Ф. Скиннер, Э. Эриксон, Ж. Пиаже).

Определите специфику первичной и вторичной социализации, их субъектов (агентов). Отдельно рассмотрите специфику и изменения в социализации взрослых и детей в современном обществе.

Рассмотрите социальную адаптацию: добровольную и вынужденную, социально одобряемую и негативную, трудовую и профессиональную, адаптацию к трудным жизненным ситуациям (бедность, безработица, инвалидность).

Обратите особое внимание на факторы и социальные последствия десоциализации личности (социальная деградация, дезадаптивность, депривация, маргинализация личности).

Переходя к социологическому анализу поведения в социологии следует остановиться на таких факторах социального поведения личности и общностей как: потребности, интересы, цели, ценностные ориентации, стереотипы, установки, традиции. Рассмотрите основные виды поведения социальных субъектов: статусное и ролевое, индивидуальное и групповое, коллективное и массовое, антисоциальное, репродуктивное и миграционное. Определите содержание культурно одобряемых отклонений. Специального рассмотрения требует девиантное (делинквентное) поведение и его виды. Обратитесь к концепциям девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Р. Мертон).

Рассматривая факторы роста социальных девиаций в современном российском обществе, попытайтесь построить ранговую модель факторов, влияющих на распространенность конкретной формы социальных отклонений среди молодежи. Определите стигматизацию как фактор девиантного поведения.

Далее соотнесите понятия «социальный конформизм» и «конформное поведение», «нонконформизм». Установите факторы конформного поведения.

В заключение данной темы обратитесь к рассмотрению содержания, функций, видов социального контроля. Обратите внимание на институциональные формы социального контроля, внутренний контроль (самоконтроль) и внешний контроль.

Литература

Основная: [139, гл. 19, 20, с. 455-503]; [147, гл. 19, с. 348-368, гл. 22, с. 405-429]; [206, гл. 4, 5, 6, с. 74-118]; [30]; [31]; [32]; [49]; [52]; [54]; [70]; [71]; [72]; [112]; [125]; [126]; [140]; [144]; [154]; [156]; [186]; [203]; [205]; [220]; [222]; [91]; [5]; [119]; [53]; [156]; [216]; [163]; [138].

Дополнительная: [228]; [257]; [262].

Электронные ресурсы: [284]; [285]; [287]; [290]; [297]; [303]; [304]; [305].

Вопросы для самоконтроля

1. Человек как объект и предмет исследования в социологии. Понятие «человек» в социологии.

2. Активность человека «внешняя» и «внутренняя». Социальная активность и социальная среда (макросреда и микросреда).

3. Понятия «индивид», «индивидуальность».

4. Содержание, факторы и социальные последствия процессов индивидуации и индивидуализации. Социальная атомизация и социальное одиночество.

5. Социологический анализличности, понятие «личность» в социологии. Взаимосвязь и влияние биологической и психологической структур на «социальное» в личности.

6. Социальная структура личности: деятельностные социальные качества, потребности и способности, ценностно - нормативная структура (соотношение культурных ценностей общества и субкультурных ценностей группы), убежденность и целостность личности.

7. Взаимосвязь основных положений социологических и психологических концепций в теории личности.

8. Основные положения концепций личности: 3. Фрейда, Р. Парка, Дж. Мида, А. Халлера, Р. Линтона, У. Джеймса, А. Маслоу, Т. Парсонса, Р. Мертона.

9. Концепция «зеркального Я» Ч. Кули.

10. Ролевая, статусная, диспозиционная концепции личности (В. Ядов).

11. Типология личности и форм адаптации Р. Мертона

12. Характеристика социальных типов личности: базисная (базовая), модальная, личность современная, маргинальная, социабельная, конформная, девиантная.

13. Понятие «социализация», «социальная адаптация», «интериоризация», «экстериоризация».

14. Первичная, вторичная (ресоциализация), маргинальная социализация.

15. Субъекты (агенты) первичной и вторичной социализации. Социальные институты как субъекты социализации.

16. Специфика социализации взрослых и детей.

17. Социальная адаптация: добровольная и вынужденная, социально одобряемая и негативная, трудовая и профессиональная, адаптация к трудным жизненным ситуациям (бедность, безработица, инвалидность).

18. Процесс формирования личности (Г. Мид, Б. Ф. Скиннер).

19. Концепция Э. Эриксона о стадиях социализации.

20. Десоциализация личности (социальная деградация, дезадаптивность, депривация, маргинализация личности).

21. Понятие «поведение» в социологии. Основные виды поведения социальных субъектов: статусное и ролевое, индивидуальное и групповое, коллективное и массовое, антисоциальное, репродуктивное и миграционное.

22. Понятие «социальная девиация». Концепции факторов девиантного поведения. Концепции социальной девиации (Э. Дюркгейм, Р. Мертон).

23. Факторы, виды девиантного поведения: (наркотизм, алкоголизм, проституция). Делинквентное поведение.

24. Стигматизация как фактор девиантного поведения.

25. Культурно одобряемые отклонения. Первичное и вторичное отклонения.

26. Факторы роста социальных девиаций в современном российском обществе.

27. Поведение конформное. Соотношение понятий «социальный конформизм» и «конформное поведение», «нонконформизм». Факторы конформного поведения.

28. Социальный контроль, основные компоненты и виды. Функции социального контроля. Внутренний контроль (самоконтроль) и внешний контроль. Институциональные формы социального контроля.

Наши рекомендации