Общество как развивающийся организм.
Современной социальной философией выделяются следующие основные свойства общества как целого:
• самодеятельность,
• самоорганизация,
• саморазвитие,
• самодостаточность.
Нужно отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество сферам, группам, то свойство самодостаточности присуще только обществу в целом. Самодостаточность – это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия современного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей.
При исследовании проблемразвития общества в современной философии широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «факторы развития», «эволюция», «революция» и др.
Процесс – это единая серия изменений в социальных системах, т.е. в группах, институтах, других элементах социальной системы. Возможны различные типы процессов: внутри личности, например процесс самообразования человека; процессы, происходящие в отношениях двух индивидов; изменения, происходящие внутри общности и между ними; процессы изменений, охватывающие структуру и организацию общества в целом. Возможен и иной подход к классификации типов социальных процессов. Так, возможно выделение процессов, объединяющих, сближающих, уравнивающих людей, а возможны, напротив, процессы, разъединяющие, порождающие соперничество, конфликты.
Развитие– есть частный случай изменений, возникающий, когда постепенные количественные изменения приводят к глубоким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных структур и отношений между ними.
Прогресс– одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в увеличении приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие «регресс»– процесс сужения возможностей системы к саморазвитию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.
Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и развития включает в себя следующие основные проблемы:
• направленность совершающихся в обществе изменений,
• источники или факторы развития;
• формы, в которых совершается любое развитие.
1. При рассмотрении первой из проблем следует учитывать, что независимо от признания направленности, закономерности или прогрессивности проходящих в обществе изменений, сам факт этих изменений, вызывающих постоянное обогащение социальной структуры и отношений между людьми, признается большинством философов. Основанием для этого признания является постоянное обогащение духовной жизни людей, развитие науки, техники, расширение возможностей удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.
2. Важным является и вопрос об источниках, факторах или причинах происходящих в обществе изменений. Какие же причины вызывают изменение в обществе?
Одна из них связана с непрерывным процессом функционирования общества, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей.
Но кроме процесса повседневного функционирования общественной жизни обнаруживаются и более серьезные, коренные изменения, затрагивающие основы жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и революционных движений.
В социальной философии высказывались различные мненияпо поводу причин качественных изменений в обществе.Однисвязывали их с изменениями природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, В. Вернадский, Л. Гумилев), другие искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У. Ростоу), третьи связывали процесс социального развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г. Гегель, О. Конт, М. Вебер, П. Сорокин).
Задачей социальной философии является исследование всех природных и социальных факторов, так или иначе инициирующих процессы развития общественной жизни. Накапливаясь, эти факторы порождают могучие реформистские и революционные движения, стимулирующие и ускоряющие процесс глубоких социальных перемен.
3. Социальные движения выражаются в коллективных, совместных действиях людей, совершающихся более или менее организованно, в определенных формах для достижения определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений: реформаторские, революционные и другие движения, которые будут рассмотрены в отдельной лекции.
2. Социальное значение культуры
Области бытия культуры
Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Культуру как систему можно структуировать по разным основаниям. Видимо, с точки зрения онтологии культуры можно рассматривать ее в нескольких аспектах:
Во-первых, с точки зрения ее предметности, причем предметность здесь понимается и как область жизнедеятельности, и как продукт деятельности человека. С этой позиции закономерно разделять культуру на материальную и духовную с последующим делением этих понятий на виды и подвиды.
Во-вторых, с позиции аксиологического (ценностно-нормативного) отражения жизнедеятельности субъектов культуротворчества. В этом отношении культура проявляется как система ценностей и норм, выражающих отношение человека к действительности.
В-третьих, в плане выражения смысла и значения, как характера жизнедеятельности людей, так и продукта их творчества. Здесь правомерно говорить о знаково-символической области бытия культуры.Культура выступает здесь как способ обозначения бытия социума и отдельного человека в сознании и деятельности в системе знаков.
В-четвертых, в аспекте форм жизнедеятельности человека как актуализации духовного бытия (общественного сознания). В этом отношении можно говорить о системе функционального выражения культуры, когда она предстает как экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, научная, техническая, военная и проч. культура.
Культура, аккумулируя общественно-исторический опыт, программирует человеческую деятельность, исходя из общественных потребностей, и задает движение вперед.
Культура выступает как механизм, созданный обществом для наследования и передачи социальных сил от одного поколения к другому, она – единство унаследованной и порождающей деятельности.
Бытие культуры в этом смысле выступает как единый процесс, развертывающийся в сфере материального и духовного производства.
Важным основание для структурирования культуры является ее деление по основным сферам общественной жизни. В соответствии с этим основанием в структуре целостной системы культуры, прежде всего, выделяют две большие области: материальную культуру, связанную с изменением человека в процессе преобразования им природы и создания материальных ценностей; и духовную культуру, основанную на преобразовании духовного мира человека, его социального бытия, в процессе производства духовных ценностей.
И материальная, и духовная культура представляют собой сложные образования.
В материальную культуру входят: культура труда, культура производства, технологическая культура, культура быта, культура топоса, то есть места жительства (жилища, дома, деревни, города), физическая культура и т.д.
Духовная культура включает в себя: познавательную культуру, мировоззренческую, методологическую, интеллектуальную, научную и др.
Каждая из основных областей системы культуры органически связана с соответствующей деятельностью людей, с характером создаваемых в процессе этой деятельности ценностей. О культуре личности, группы или общества в целом судят, прежде всего, по тому, насколько и в каком направлении их реальная деятельность влияет на развитие человека, какой тип личности она формирует, какие ценности, материальные или духовные, она создает.Нравственную культуру человека, к примеру, мы определяем по тому, какие моральные принципы и нормы реализуются в его поведении, насколько нравственны это поведение и те императивы, которые личностью формируются в процессе его жизненного опыта и требованиям которых он следует. В связи с этим в структуре и материальной, и духовной культуры выделяют субстанциональные и функциональные элементы.
Субстанциональные элементы включают в себя ценности культуры, как результаты различных видов материальной и духовной деятельности, становящиеся фактами культуры в процессе опредмечивания в них сущностных сил человека.
К материальным ценностям относятся результаты и памятники материальной деятельности, орудия труда, предметы быта, являющиеся субстанциональными элементами культуры с точки зрения воплощенного в них представлений и вкусов людей, степени их власти над природой, мастерства и творческих возможностей производителей – то есть с точки зрения материального воплощения в ценностях сущностных сил человека.
Духовные ценности включают в себя произведения искусства и литературы, акты деятельности, непосредственно связанные с духовным производством (лекция, игра актера на сцене, выступление политика и т.д.), знания, как продукты познавательной деятельности людей, нормы культуры в виде требований, предписаний к членам общества – нормы права, морали, религии, нормы повседневного поведения и общения людей, обычаи и обряды, культурные традиции и др.
Духовные ценности обладают особой долговечностью существования. Они не имеют пределов потребления, в то время как материальные потребности человека, к примеру, в пище, в одежде или предметов быта имеют границы насыщения. При этом ценности духовного порядка не всегда сразу признаются ценностями культуры, но в неизмеримо большей степени, чем ценности материальные, запечатлевают особенности личности их создателей, творцов, неповторимые черты их индивидуальности.
По мнению многих социологов и культурологов, есть ряд видов культуры, которых трудно отнести только к материальной или только к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, включающее и материальный, и духовный слои. К таким видам можно отнести экономическую культуру, политическую, экологическую, эстетическую, нравственную, правовую, педагогическую, художественную, религиозную, военную и т.п.
Такие виды можно назвать функциональными, т.к. они проявляются через деятельность и поведение человека.
Функциональные элементы структуры культуры характеризуют сам процесс культурной деятельности, его стороны, аспекты. Это материальное и духовное производство ценностей и норм, их сохранение, распределение, обмен, потребление.
Основой всей творческой деятельности в сфере как материальной, так и духовной деятельности является целенаправленный труд по созданию ценностей, представляющий собой целенаправленную деятельность человека и предполагающий 1) предмет труда, 2) сам трудовой процесс, 3) результат (продукт) труда.
В то же время духовное производство существенно отличается от материального. Так, в качестве предмета труда в духовном производстве могут выступать и общественные отношения людей, и процесс человеческого мышления. Отличительными особенностями обладает и сам процесс труда в духовном производстве: по преимуществу это труд умственный, хотя он может содержать и значительные элементы физического труда, как, например, в работе скульптора. Наконец, продукт труда в духовном производстве может сливаться воедино с самим актом деятельности (продукт труда актера, певца, музыканта и т.д.).
Для того чтобы созданные в процессе человеческого труда культурные, в особенности духовные ценности стали достоянием многих людей, необходимо их сохранение и репродуцирование. Сохранению выдающихся ценностей служат такие учреждения культуры, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи, выполняющих функцию не только предотвращения физической гибели или забвения созданного человеком, но и обеспечения преемственности в развитии как духовной, как материальной культуры.
Распределение и обмен материальных ценностей осуществляется средствами рынка или государственно-распределительного регулирования, потребление – либо в процессе производства, либо потреблением в сфере семейно-бытовых отношений, в результате которого продукты материального производства физически либо уничтожаются, либо изнашиваются.
Распределение и распространение ценностей духовной культуры реализуется, прежде всего, через систему начального, среднего и высшего образования, посредством духовного общения людей, обмена производственным опытом, достижениями науки, продуктами художественного творчества, а также средствами массовой информации, прежде всего печати, радио и телевидения. В систему средств распространения ценностей культуры входят, в том числе, стационарные и передвижные учреждения культуры – театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.
В отличие от потребления ценностей материальной культуры, духовными ценностями могут пользоваться многократно многие люди, они по своей природе не являются объектом исключительно индивидуального пользования. Следует отметить, что, по мнению академика Н.Н. Моисеева, потребление культуры – это такой процесс, при котором объем культурных ценностей не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Для производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных ценностей общество создает социальные институты, осуществляющие планирование, управление и реализацию в обществе данных функциональных процессов культуры – соответствующие министерства и ведомства, издательства, киностудии, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения, народные творческие коллективы; кинотеатры, концертные и гастрольные объединения, театры, клубы, филармонии, кафедры вузов и т.д.