Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.

Одним из важнейших факторов развития человека в обществе является культура. Человек действует не в нетронутой природной среде, а в среде, преобразованной человеческим трудом и культурой. Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимо­действия, который помогает жить людям в своей среде, сохранять единство и целостность общности при взаимодействии с другими общностями.

В культуре как социальном явлении следует различать:

1) саму культуру, как подвижный и трудноуловимый "эфир", растекающийся по всем сторонам нашей жизни;

2) процесс воплощения культуры;

3) конкретные формы (продукты) воплощения культуры;

4) процесс приобщения к куль­туре и ее передачи от поколения к поколению.

Рассмотрим кратко каждый из этих четырех аспектов.

1. а) Возможность создания "второй природы" связана с сознанием. В труде, в политике, в быту, в восприятии художественных ценностей - везде мы имеем дело со знаниями, умениями, навыками людей, их ценностями, традициями и т.д.

Культура как явление соткана из сознания, его элементов.

б) В то же время культура - это не вообще сознание, не отдель­ные его элементы, а способ, метод ценностного освоения действитель­ности.

В поисках удовлетворения своих потребностей (материальных, духов­ных и др.) человек встает перед необходимостью оценки явлений, средств их достижения с точки зрения пользы и вреда, добра и зла, допустимого и запретного. Иначе говоря, активная, практически осмысленная деятель­ность, сразу же ставит человека в положение, в котором он должен определить ту ценность для себя, которая ему необходима. Для людей эти ценности могут быть разными (для одних - деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - наука и др.). Каждый человек, личность обладает определенной иерархией ценностный, которые он оценивает в той или иной степени. Без этого нет мотива, нет сознательного социального действия. Способ, метод выявления ценностей и есть культура.

в) Как метод освоения действительности, культура -это не набор, простая сумма отдельных оценок, норм, а определенная целостность, которая проявляется в следующем.

Во-первых, когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду сопряжен­ность, согласованность знаний, ценностей, норм, предпочтений. Внутреннее сопряжение культуры проявляется в виде устойчивой опре­деленности восприятия мира, оценки реальных явлений, ценностей - мен­тальности. Такую определенность восприятия мира можно отнести как к целой области (общества), так и к отдельной личности.

Во-вторых, культура как целостность имеет и другой аспект. Куль­тура - это не мертвый багаж невостребованных умений, знаний, убеждений, а процесс, внутренняя деятельность.

2. Итак, культура как способ ценностного освоения мира вопло­щается в деятельности людей: производственной, политической, социаль­ной, художественной и др. В деятельности людей взаимодействуют две ее стороны: внутренняя и внешняя. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, тот смысл, который придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты. Именно куль­тура как менталитете наполняет внутреннюю деятельность определенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней выборы, предпочтения. В этом проявляется еще одно качество культуры - это признак, который организует, определяет содержание, направленность практической дея­тельности людей.

Во взаимосвязи культуры и деятельности следует обратить внимание на следующие моменты: а) культура и детерминация деятельности;

б) деятельность как показатель культуры; в) образцы деятельности как показатели культуры.

Первый момент исходит из того, что культура - сложная система, в которой переваривается, переосмысливается, оценивается внешняя информация, которая непосредственно определяет, как реагировать человеку на импульсы внешней среды, как ему действовать. Здесь как раз и состоит разгадка того, почему представители разных этносов, народов по-разному действуют в аналогичных ситуациях.

Иными словами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходя "чистилище" культуры, по-своему расшифровываются. И, наоборот, все действия людей несут на себе мощный отпечаток культуры данного общества, народа, группы людей. Например, высокая производительность труда в Японии является результатом развитой культуры труда.

Второй момент показывает, что о культуре людей, общества нужно судить не по словам, заявлениям, а по действиям.

Практическая деятельность - это и реальное воплощение культуры, и ее показатель.

Третий момент предполагает воплощение культуры в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности. За этим стоят устойчивы мотивы, предпочтения, навыки и умения. Случайное, неповторяющееся не стоит относить к культуре.

Как человек ведет себя в определенных ситуациях, как решает проблемы, конфликты, когда задеты его интересы, -все это определяет образцы поведения, установленные в рамках определенной культуры. Проще говоря, образцы поведения - это определенные схемы, приспособленные к определенным ситуациям. Например, приветствие происходит по-разному в разных культурах. У нас принято при этом подавать руку, а на острове Фиджи - тереться носами. Мусульманин удивиться, если увидит алкоголь­ные напитка на христианских поминках за столом. Когда японцы расска­зывают о печальном событии, они улыбаются, чтобы не огорчать слушателя.

И таких примеров образцов поведения можно приводить много. Некоторые образцы поведения формализованы и установлены предписаниями (прид­ворный этикет, воинский устав, правила уличного движения и др.)

К образцам поведения близки по смыслу такие понятия, как модели и эталоны поведения, предметов, произведений искусства и т.д.

Модель - это желаемая схема, определенный образ желаемого поло­жения вещей. Принятые модели становятся, например, стилем в архитектуре, искусстве ( барокко, ампир и др. ). Модели в этом значении часто называют эталонами.

3. Культура воплощается, объективируется в различных продуктах деятельности. Под объективированием следует понимать материальное воплощение культуры. Здесь важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Долгие годы было принято делить культуру на мате­риальную ( станки, здания, автомобили ) и духовную ( наука, мораль, искусство ). Но в последнее время социологи стали сомневаться в правомерности такого деления. Причины этих сомнений таковы. Разве станок не воплощение научной идеи и художественного вкуса? Разве его дизайн не свидетельство определенных эстетических установок, а качество исполнения его деталей - нравственной культуры тех, кто его произвел?

Поэтому точнее было бы делить материальные продукты культуры на вещественно-предметные: станки, автомобили, здания и др., в которых воплощаются и технические знания, и художественные вкусы, и нравствен­ные нормы; и символически - знаковые. Под ними подразумеваются те продукты культуры, которые передают свою информацию через слова, символы, знаки и изображения: литература, ноты, фрески, схемы, чертежи и т.д.

4. Благодаря тому, что культура объективируется в вещественно­предметных и знаково-символических формах, во-первых, происходит определенная фиксация исторического опыта народа, общности, во-вторых, культура, ее смысл, технология и навыки могут быть переданы другим людям, другому поколению.

Тем самым культура открывает еще один аспект социологического осмысления: как метод формирования с помощью прошлого, накопленного опыта наших нынешних представлений.

Причем, подчеркивая преемственность, нельзя тем самым абсолюти­зировать устойчивость и неизменность культуры. Излишний консерватизм мешает развитию культуры. Важно, чтобы в культуре традиции поддержки нового сочетались с разумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности и предсказуемости.

Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего ее воспитания и образования. Культура, как внебиологическое явление не подчиняется в целом законам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследо­вания. Вот почему так сильно различаются культуры поведения людей, живущих в одной стране; но в разных социальных средах. ( Например, постоянный житель Москвы и постоянный житель Чукотки). Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим.

Общество – это, прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

Эти отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако, в конечном счете она прямо или косвенно обусловливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, в том числе социально-классовых, национальных, семейно-бытовых и других.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.

Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности – созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существования. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями. Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах материальной культуры, социально-политическом строе общества, духовных ценностях и т.д. Значение всех этих факторов определяется тем, насколько они способствуют удовлетворению разнообразных потребностей людей, созданию условий для их развития, проявления их творческих способностей.

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Общественное бытие имеет две стороны:

• объективную — то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;

• субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.

Основными сферами жизни общества являются:

• экономическая;

• социальная;

• политическая;

• духовная.

Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

• производство;

• распределение;

• обмен;

• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Экономическая сфера существует в следующих формах.

• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

• деятельность институтов управления экономикой;

• способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

• производительные силы;

• производственные отношения.

Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

• орудия труда;

• сырье и материалы;

• здания, сооружения;

• транспорт и т. д.

Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:

• отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений — поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

• отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

• отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.

Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:

ü создает материальную базу существования общества;

ü способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

ü непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

ü влияет на политические процессы;

ü влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

Обществу присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Человеческое действие приобретает характер социального действия, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Ориентация на других возникает как средство удовлетворения потребностей самого деятеля.

Субъекты вступают во взаимодействие т.к. зависят друг от друга. Социальная связь это зависимость, реализованная через социальное действие.

Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но общество - это не просто сумма индивидов и их связей. На уровне общества индивидуальные действия и связи приобретают новое качество - системное, где отношения носят надиндивидуальный характер. Следовательно, общество - это самостоятельная субстанция, система, которая по отношению к индивидам первична, обладает интегральными качествами.

Существенной характеристикой экономических основ социальной жизни является общественный труд. Таким он становится потому, что в процессе труда люди вступают в определенные взаимосвязи, взаимодействия, отно­шения. Человеческий труд есть единение многих видов труда в общий, единый трудовой процесс, для осуществления которого нужна его орган­изация. Организация труда представляет собой распределение индивидов и групп, имеющих определенные задачи, и их взаимоотношения в трудовой среде. Организация труда общественно обусловлена, т.к. она осущест­вляется в конкретных условиях определенных форм социальной жизни.

В современном обществе сложилось несколько типов организации труда. Остановимся на разъяснении некоторых из них. В начале ХХ века широкое распространение получила тейлоровская организация труда. Она основана на исключении рабочих из творческих ролей и ограничении их деятельности исполнением; исключении рабочих из подготовки и контроля трудового процесса, исключении рабочих из процесса обучения на работе,

рабочий не имеет возможности ознакомиться с технологией труда, орга­низацией труда и управлением предприятием; на исключении рабочих из временного регулирования трудового процесса (рабочий ритм, норма и перерыв определяются руководством предприятия), на изоляции рабочих от сотрудников - тейлоризм ограничивает контакты на работе контактами вышестоящих с нижестоящими, т.к. контакты с другими рабочими считаются нефункциональными; на индивидуализации труда и доходов (индивидуали­зации трудовых нарядов и оплаты).

С 60-х годов ХХ века получает распространение иной тип организа­ции труда - индустриальная демократия. Этим термином обозначают демократизацию отношений в управлении производственными предприятиями.

При этом, особо выделяются такие формы участия рабочих в управлении, как "участие в принятии решений", "рабочий контроль", "производствен­ные комитеты" и др. Она охватывает систему органов, с помощью которых на законных основаниях осуществляется право работающих участвовать в принятии решений по социальным, кадровым и экономическим вопросам или формы участия рабочих представителей в работе органов управления и контроля, принимающих наиболее важные решения; включает работников наложить вето (запрет) на определенные решения, связанные с функцио­нированием предприятия и др. Однако следует отметить, что работники, участвующие в управлении, наделены только совещательными функциями.

Общественный труд имеет двойственную природу. Социологи рассмат­ривают его как процесс преобразования природы с целью удовлетворения общественных потребностей, а также как процесс воспроизводства самого человека.

Человек, воздействуя на природу, создает материальные блага необходимые для удовлетворения его потребностей. Процесс производства состоит из трех основных элементов: 1) целенаправленной деятельности человека, т.е. самого труда; 2) предметов труда, которые человек преобразует посредством труда; 3) средств труда, которыми человек воздействует на предметы труда. Изменяя окружающий мир, человек формирует себя как личность, развивает свои способности. Труд есть специфическая форма самовыражения и самоутверждения человека. Таким образом, труд - это сознательная, универсальная и организованная человеческая деятельность, содержание и характер которой определяются степенью развития средств труда и особенностями общественных отноше­ний, в рамках которых она осуществляется.

Социальная сущность труда раскрывается в категориях "содержание труда" и "характер труда". Понятие "содержание труда" раскрывает труд в единстве его вещественной (предмет, средства, продукт труда ) и личностной сторон и выражает конкретную трудовую деятельность работника.

Содержание труда выражает состав и отличительные особенности трудовых функций, предопределенные уровнем развития предметов труда и функциями участников трудового процесса, уровнем квалификации, интеллектуальными и другими их способностями; меру превращения науки в непосредственную производительную силу(это выражается в достижении уровня механизации и автоматизации труда и местом рабочего в произ­водственном процессе); уровень организации труда, соотношение затрат умственной и физической энергии; наличие в деятельности элементов творчества. Следует заметить, что рутинные элементы труда присутствуют в любом виде деятельности, даже в творческом труде. Они составляют не менее 50-70% трудовой деятельности человека. Оставшиеся 30-50% (в разных профессиях их удельный вес колеблется) приходятся на твор­ческие элементы труда, связанные с постановкой цели, выбором оптималь­ного места работы из нескольких альтернативных, решением неожиданных задач.

В узком смысле слова содержание труда означает совокупность выполняемых работником операций и предписанных функций.

Следует заметить, что процесс труда характеризуется определенной мотивацией участников трудовых отношений. Под мотивацией понимаются внутренние побудители к действию у определенной личности, это внутрен­ний фактор, который подталкивает и направляет поведение индивида.

В связи с тем, как понимается влияние мотивов на деятельность личности в рабочей среде или в процессе труда различают несколько теорий мотивации труда. Теория потребности в достижении результатов выделяет одну потребность - потребность в достижении успеха. Согласно этой теории желание человека работать главным образом объясняется интенсивностью его потребности добиваться успеха.

Представители теории справедливости, или общественного сравнения, полагают, что главное в удовлетворенности личности в процессе труда заключается в степени справедливости или несправедливости, которые человек ощущает в своем трудовом положении. При этом в качестве сте­пени справедливости понимается отношение между тем, что человек вкладывает в труд (например, усилия), и тем, что он получает взамен от предприятия (например, оплата) и сравнение отношения этих величин у других участников процесса труда. Личность анализирует, каков его вклад, как он оценен, и сравнивает это с тем, сколько вкладывают и получают другие. На основе выводов из этого сравнения он может снизить или повысить свою трудовую активность.

Теория ожидания исходит из того, что мотив достижения успеха в труде обусловлен у личности ожиданием результатов в будущем, то есть усиленной ценностью возможного результата. Сторонники двойной теории мотивации подчеркивают, что существуют два ряда факторов, которые воздействуют на производительность труда, причем они, независимы один от другого. В качестве фактора удовлетворения берутся достижение результатов, признание, ответственность и продвижение. К факторам неудовлетворенности, которые вытекают из трудовых отношений, относятся политика руководства предприятием, формы контроля со сто­роны непосредственных руководителей (демократические или автократи­ческие), условия труда, оплата труда.

Согласно теории иерархии потребностей поведение личности опреде­ляется потребностями, которые можно разделить на пять групп. Первую (низшую) группу составляют потребности, удовлетворение которых пред­ставляет собой основу поддержания жизни (потребности в пище, одежде, жилье, воде, воздухе и т.д.). Вторую составляют потребности в уверен­ности, причем не только физической, но и социально-экономической (работа, статус, авторитет). Третью составляют потребности человека быть в контакте с другими людьми (принадлежать к их обществу и быть ими принятым). Четвертую составляют потребности личности в само­уважении (в ощущении собственной значимости), а также в стремлении личности быть ценимой и уважаемой другими членами группы. Пятую группу составляют потребности в развитии, которые проявляются в стремлении человека развиваться, осуществлять что-то новое и тем самым осуществлять себя как личность.

Теории мотивации трудовой деятельности остаются основой для принятия мер с целью усиления мотивации труда и роста производитель­ности труда, и на их основе возникли определенные мотивационные модели: традиционная модель, модель человеческих отношений, модель человеческих ресурсов. Традиционная модель основывается на пессими­стических представлениях о природе человека и исходит из предположе­ния, что большинству людей труд отвратителен и что для людей важнее не то, что они делают, а то, сколько они за это получают, а также то, что лишь немногие люди могут осуществлять творческий труд под само­контролем.

Модель человеческих отношений основывается на предположении, что люди желают чувствовать себя полезными, ощущать свою принадлежность к группе, то, что они признаны группой. И это в их мотивации труда для них важнее, чем материальное вознаграждение.

Модель человеческих ресурсов исходит их предпосылки, что труд сам по себе не отвратителен для личности и что большинство индивидов могут относиться к нему творчески и самосовершенствоваться в своей профессии в гораздо большей мере, чем от них требуют условия произ­водства. Модель человеческих ресурсов не пренебрегает денежной моти­вацией, однако она признает важность и других мотивационных факторов.

Вышеуказанная мотивация трудовой деятельности подтверждена конкретными исследованиями западных социологов. Они показывают, что именно в сфере труда люди чаще всего испытывают чувство бессилия, бессмысленности. Неудовлетворение потребности в том, чтобы работа была интересной и давала больше возможности для проявления самостоя­тельности, отрицательно сказывается как на трудовой морали и произво­дительности труда, так и на общем психологическом самочувствии и самоуважении трудящихся.

Люди ценят самостоятельность, возможность самим принимать ответ­ственные решения. Это проявляется в их установках по отношению к обществу, к самим себе и к своим детям. Важны и конкретные условия труда: более сложная и самостоятельная работа благоприятствует развитию более гибкого мышления и самостоятельного отношения к себе и обществу. Рутинный труд, ограничивающий самостоятельность работника, делает его мышление более стереотипным. Это ведет к формированию конформистского отношения к себе и обществу.

Человек, чья трудовая деятельность относительно автономна, свободна от мелочной внешней опеки, лучше воспринимает и осознает внутренний смысл и ценность своего труда. Напротив, скрупулезный внешний контроль вызывает у работника чувство собственного бессилия, которое часто переносится на все общество, а иногда вызывает и нервно-психические расстройства. Исследования указывают на то, что чем меньше у человека возможности проявить инициативу в труде, чем больше он склонен и в других сферах деятельности ориентироваться на внешний авторитет, счи­тать окружающий мир враждебным и угрожающим.

Качества, формирующиеся в труде, проявляются также в сфере досуга и в семейной жизни. Люди, занятые более сложным и самостоятельным трудом, отличаются большей интеллектуальностью досуга. Они также высоко оценивают самостоятельность и воспитывают это в своих детях. Существует и обратная связь. Сложность, гибкость и самостоятельность повышают уровень требований индивида к содержанию и условиям своего труда.

Социологические исследования, проведенные в нашей стране, позволили выявить дифференциацию работников в зависимости от мотивов участия в трудовом процессе:

· супернормативный тип; в эту группу входят исключительно добросовестные работники;

· нормативный тип; эту категорию составляют достаточно добросовестные работники;

· субнормативный тип; включает недостаточно добросовестных работников;

· ненормативный тип ( недобросовестные работники ). Численность выделенных типологических групп в зависимости от их отношения к труду распределяется следующим образом: 5 %, 60 %, 30 %, 5 %.

Содержание труда тесно связано с характером труда. Характер труда отражает социально - экономическое качество общественного труда, взаимодействие человека и общества, человека и человека в процессе труда. В обществе работники закреплены за экономически и социально неоднородными видами труда. Принадлежность к профессии определяет место индивида в процессе труда. Характер труда порождает различия между социальными группами в различных сферах жизнедеятельности: в культурно-техническом уровне, участии в управлении производством, уровне материального благосостояния, структуре и способах проведения свободного времени и т. д.

Рассмотренные выше основы социальной жизни влияют на функциони­рование общества.

Наши рекомендации