Возможна и ситуация естественного затухания традиции (как правило, в ситуации потери актуальности данной социальной функции) – прекращение традиции.
Научные исследования, ведущиеся в створе этой познавательной установки, обладают огромным эвристическим потенциалом. Методом подобного изучения общества, проводимого посредством системного анализа его культурных проявлений и дешифровки их, скрытых или неявных социальных смыслов, можно осуществлять диагностирование многих социальных проблем, не поддающихся обнаружению иным способом. Это расширяет наше системное знание об окружающей социальной реальности, способствует обнаружению и осмыслению многих неявных закономерностей социальной жизни, структур ее устроения, процедур и алгоритмов функционирования. И это касается не только культуры в ее узком отраслевом понимании, а всех сторон социальной жизни людей. В этой связи нельзя не согласиться
я с мнением И.М. Быховской, заявляющей, что культуролог – это не тот, кто изучает явления культуры в их самодостаточной ценности и специфических формах (я думаю, что это скорее задачи филолога – изучение вербальных форм, антрополога – поведенческих форм и искусствоведа – художественно-образных форм), а тот, «кто изучает культурную составляющую любых социальных явлений и процессов, в том числе и тех, что относятся к явлениям культуры».
В контексте формирования представлений о культурологии как о научной парадигме хотелось бы затронуть еще один вопрос. Известно, что разные научные парадигмы в исследовании общества, как правило, задают собственное специфичное понимание смысла социальной истории, вектора ее направленности и результатов исторического процесса. И в этом видится принципиальное отличие научных парадигм в изучении общества и культуры от общественно-научных методологий, которые не касаются вопроса о том, каким образом осуществляется социокультурная динамика и к каким результатам она приводит, а только задают способ ее изучения (например, структурализм и постструктурализм). Хотя и парадигмы при этом тоже выполняют функции самостоятельных методологий.
культурология в своем понимании истории, ее закономерностей, движущих сил и результатов основывается (пока еще преимущественно латентно) на результатах наблюдений, свидетельствующих о том, что в ходе исторического развития постепенно возрастает число функциональных оснований человеческой солидарности. А это в свою очередь ведет к расширению возможностей культуры по социальной регуляции процедур жизнедеятельности человеческого общества, к совершенствованию этих процедур и повышению их эффективности. Т.е. в процессе исторической динамики происходит последовательное накопление причин, которые понуждают людей жить вместе, коммуницировать, взаимодействовать, отстаивать общие интересы, и одновременно расширяются возможности культурной регуляции этих социальных взаимодействий. И на каждом последующем этапе исторического развития этих причин и возможностей становится больше, чем на предыдущем, меняется их иерархия, складывается их новая специфическая композиция. Происходит как неуклонное расширение содержания человеческой социальности (и солидарности как ее основания) и перечня стимулирующих ее факторов, так и, тем более, – возрастание числа форм ее реализации. Естественно, что расширение типологии актуальных вариантов солидарности ведет и к такому же возрастанию номенклатуры связанных с ней идентичностей. Этот процесс по существу и описывается культурологией, но он пока еще не полностью отрефлексирован ею, не введен в круг важнейших профилей научного обобщения.
Только когда культурология сумеет отрефлексировать и систематизировать собственные представления об эволюции потребности людей в коллективном существовании, ее социальных, утилитарных и ценностных основаниях, ее векторной направленности, принципах осуществления и формах выражения, а также сумеет конструктивно соотнести эти представления со взглядами на современное развитие, включив современность в систему своих историософских суждений, сумеет концептуально описать, что происходит с обществом на протяжении его исторического развития, основываясь на динамике его культурных характеристик, она по праву займет достойное место среди общественно-научных парадигм, как особая модель осмысления общественного бытия и ракурсов его исследования.