Место социологии в системе общественных наук

До недавнего времени место социологии среди других общественных дисциплин выяснялось главным образом при обсуждении ее соотношения с историческим материализмом и теорией научного коммунизма. От полного отождествления с истматом до роли обслуживающей дисциплины, от трактовки истмата как методологической основы социологии до отрицания ее полной самостоятельности – вот спектр мнений, который был предметом обсуждения в 60-80-х годах. По существу, в полемике выяснялся лишь один вопрос: какие области научного знания можно было «отдать» социологии, а какие оставить за собой. Но в большинстве случаев давался один ответ – социология рассматривалась как вспомогательная дисциплина, как поставщик конкретной информации, а научное осмысление эмпирических данных осуществлялось другими. Конечно, в ходе этих споров высказывались и иные точки зрения, но все они так или иначе отказывали социологии в праве на самостоятельную роль, приспосабливая ее к существующей структуре философского знания, и в лучшем случае искали компромисс между различными точками зрения, но опять же за счет социологии(20). Аналогичные дискуссии были характерны и при рассмотрении взаимосвязи социологии и теории научного коммунизма. В 70 - 80-е годы появился ряд работ, в которых предмет теории научного коммунизма, определяемый как изучение социально-политических закономерностей становления социализма и коммунизма, отождествлялся с предметом социологии (21).

Однако, как показала практика социологической науки, такие споры оказались бесплодными и были опровергнуты самой жизнью. И этот новый подход проявился не в том, что было найдено правильное соотношение с истматом и научным коммунизмом, а в том, что под вопрос была поставлена правомочность существования последних. И после дискуссий конца 80 – начала 90-х годов в научном мире пришли к выводу, что при решении фундаментальных вопросов о проблемах общества лучше всего оперировать понятием «социальная философия».

Социальная философия концентрирует внимание на крупномасштабных общественных явлениях, нацелена на установление закономерностей развития человеческого общества. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности, тогда как социология, используя знание этих общих закономерностей, осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов, исследует специфику общностей разного типа и уровня. Следовательно, новая постановка вопроса сразу сняла много неопределенных моментов в соотношении социологии с философскими дисциплинами и четко обозначила ее место среди фундаментальных наук об обществе.

В последнее время актуализировался вопрос о соотношении социологии с политическими науками, с политологией. Имея общий предмет исследования, они между тем серьезно отличаются друг от друга. Социология по сравнению с политологией не претендует на всеобщий анализ проблем власти, в центр своего внимания ставит более скромную и определенную задачу – выявить место, роль и позицию людей, социальных групп и слоев в сфере политических отношений.

По многим вопросам, касающимся производства, распределения, потребления и обмена, социология имеет много общего с экономическими науками. Взаимодействуя с ними, социология участвует в анализе поведения работника при решении всех без исключения экономических, организационных, технических, управленческих и т.п. задач, связанных с функционированием форм собственности. Социология помогает экономическим наукам освободиться от бессубъектного рассмотрения производства, в полном объеме оценить возможности знаний, воли, мотивов, желаний человека и их влияния на рост производительности труда, качество продукции, повышение социальной эффективности народного хозяйства.

Правовыми науками также накоплен богатый опыт использования социологических данных при изучении властных отношений, процессов функционирования правовой культуры. Статистические методы в сочетании с субъективной информацией дают возможность оценить состояние и тенденции развития законности, управления, государственности, пути реализации прав и свобод всех граждан общества.

Плодотворна роль социологии во взаимодействии с историческими науками, что позволяет им расширить традиционный инструментарий для решения своих познавательных целей и задач. Широкое поле открывается и при исследовании проблемы исторического сознания – приоритет социологии здесь неизмерим по сравнению с другими научными методами.

Большое влияние оказывает социология на развитие этики и эстетики, давая количественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей, регулирующих отношения между людьми, а также уровню зрелости эстетического вкуса, путям и формам удовлетворения духовных потребностей и т.п. Взаимоотношения в семье, в коллективе, состояние нравственности можно во многом установить с помощью специфических методов, которые находятся в распоряжении социологии.

Значительный удельный вес в социологии занимает комплекс вопросов, относящихся к компетенции экологии и медицины. Проблемы здоровья, охраны природы, окружающей среды невозможно в полном объеме представить без анализа экологического сознания, физической культуры, различных аспектов милосердия.

В обосновании проблем градостроительства, территориального размещения людей, пространственной структуры расселения, в создании новых городов также потребовалось участие социологии, ибо игнорирование сложившегося уклада жизни людей, их традиций и склонностей привело к целому ряду серьезных ошибочных решений, таких, как ликвидация бесперспективных деревень, внедрение многоэтажного строительства в сельской местности, отказ от применения ландшафтной архитектуры и др.

Существуют связи социологии с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия с биологией нашел свое специфическое выражение системный подход, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Крепнет сотрудничество социологии с математической наукой, так как трудно представить ее без специальных математических методов, обеспечивающих эффективность и достоверность эмпирического исследования.

Важное значение в развитии социологии приобретают междисциплинарные связи. На междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика, проходит стадию становления социопедагогика. Для всех этих новых направлений науки вклад социологии состоит, во-первых, в «замыкании» проблематики на структурных социально-групповых носителях особых интересов, во-вторых, в широком использовании специфических методов и приемов исследования, дающих возможность расширить фактологическую базу всего гуманитарного знания. Итак, смысл вычленения социологии из всей системы наук, и прежде всего обществознания, состоит в том, чтобы выйти на анализ сознания и поведения людей в единстве объективных и субъективных факторов.

Литература

1. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

2. См., например: Фетисов В.Я. К вопросу о структуре социологического знания // Вестник ЛГУ. Сер. Экономика, философия, право. 1974. № 23. С.54; Марксистско-ленинская социология. М., 1988. С.10-11.

3. См.: Ильичев Л.Ф. Исторический материализм: Проблемы методологии. М., 1983; Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1979. С.179.

4. См.: Пилипенко Н.В., Руткевич М.Н. О содержании и структуре социологического знания // Философские науки. 1987. № 7. С.11.

5. См.: Андреева Г.М. Марксистская социология и ее задачи // О структуре марксистской социологической теории. С.28–29.

6. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987. С. 15.

7. Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М.,1995. С.66.

8. Воробьев Н.А. Методологические проблемы анализа объекта социологического исследования. Барнаул, 1974. С.256–257.

9. Руткевич М.Н. Макросоциология. М., 1995.

10. Маркович Д. Социология труда / Пер. с сербохорв. М., 1988.

11. Одним из первых эту идею высказал В.П.Рожин в работе «Введение в марксистскую социологию» (Л., 1962. С.95). В дальнейшем обоснование этой точки зрения получило у В.Г.Афанасье ва, В.С.Барулина, М.В.Лашиной, В.П.Тугаринова, Б.А.Чагина и др.

12. Иовчук М.Т. Марксистско-ленинская социология в СССР и исследования проблемы развития духовной жизни социалистического общества // Философские науки. 1967. № 4. С.22.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. T . I . C .555.

14. См.: Пашков А.И. Вопросы экономической науки. М., 1973. С.511.

15. См.: Перфильев М.Н. Общественные отношения. Л., 1974. С.164-181.

16. См.: Журавлев В.Б. Проблемы духовной жизни общества. Ростов, 1972; Рожин В.П. Введение в марксистскую социологию. Л., 1962.

17. См.: Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980; Чурбанов В.Б. Культура и формирование личности в социалистическом обществе. М., 1981.

18. См.: Общественное мнение и его формы. М., 1986.

19. О некоторых аспектах этого соотношения см.: Барулин B . C . Соотношение материального и идеального в обществе. М., 1977.

20. См., например: Федосеев П.И. К вопросу о предмете марксистско-ленинской социологии // СОЦИС. 1982. № 3. С.28.

21. См.: Слепенков И.М. Научный коммунизм и конкретные социологические исследования. М., 1984. С.29; Советская социология. Т.1. М., 1982. С.8; Фетисов В.Я. Научный коммунизм как социологическая теория. Л., 1983.

Наши рекомендации