График выполнения и сдачи заданий СРС по дисциплине
№ | Название темы лекции | Содержание задания по теме | Рекомендуемая литература | Форма контро-ля | Сроки сдачи /неделя и время/ |
Социология как наука: объект и предмет социологии. | 1. Составить он-лайн библиотеку - информационный ресурс «Социология в Интернете» 2. Подготовить графическую модель научного аппарата социологии 3. Эссе «Социология нового тысячелетия», где отразить следующие вопросы: · Социология – это одна наука или система наук? · Каково отношение различных научных школ и ее представителей к сущности предмета социологии, ее задачам, роли в обществе? · Существует ли постклассическая социология. Если да, то что это такое, какова ее парадигма? | В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.7-48. В. Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.13-28. Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 5-19. | Письменный конспект | 3 неделя 5 часов | |
История становления и развития социологии. |
| Социология. Учебник для вузов. Под ред. В. Н. Лавриненко. Москва. 2003г. С. 30 –127. Социология. Краткий курс. В. И. Добреньков, А.И. Кравченко. Москва. 2003 г. С. 49-73. Социология. Учебник для вузов. Москва 2003г. 20-57. | Устный опрос, письменный конспект | 3 неделя 5 часов | |
Методология, методика и техника социологического исследования. |
| 1. Тесленко А.Н. Социологическое исследование: методы, техники, процедуры. –Астана: ИУ, 2003. 2. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. –Саратов: Изд-во СРУ, 1996 3. Ядов В.А., Семенова В.В. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Учебник. –М.: Добросвет, 1998 4. Тощенко Ж.Т. Социология . Москва 1994 г. С. 41-54. | письменный конспект | 4 неделя 5 часов | |
Общество как социальная система. | 1. Ознакомьтесь со стимулирующим материалом к семинару. Выделите основные подходы Н. Лумана к пониманию общества. Оформите их в виде схемы или таблицы. 2. Макс Вебер говорил о двух типах общества – традиционном и модернистском. Если в первом случае поведение человека регулируется традициями, по принципу: делай так, как это делали до тебя, то во втором – поведение регулируется принципом рациональности, разумности и эффективности поведения. Западные социологи утверждают, что в современном постмодернистском обществе принципом поведения становятся интересы человека, коллектива, народа, те цели, которые они себе ставят, и средства, которые выбирают. Подумайте: · Какими принципами регулируется ваше поведение, поведение большинства граждан РК сегодня? · К какому типу, по-вашему, относится наше общество? Результаты своих размышлений оформите в эссе. | 1. Габдуллина К. Общество: прогресс и регресс –Алматы, 2002. 2. Социология: основы общей теории / под ред. Г.В.Осипова. М., 1996. 3. Кравченко А.И. Социология для экономистов. –М., 2001. 4. Михнова С.А. Основы экономической социологии. –Астана: ИУ, 2000. 5. Руденко Р.И. Практикум по социологии. –М.., 1999. 6. Тесленко А.Н. Экономическая социология. –Астана: ИУ, 2003. | Устный опрос, письменный конспект | 5 неделя 5 часов | |
Социальное неравенство. Социально-классовая структура. | 1. Выполнить творческие упражнения: 1.1. Рейтинг профессий по социальному статусу 1.2. Ранжирование профессий с точки зрения их престижности и возможности трудоустройства 1.3. Выявление социальной мобильности методом интервью 2. Проанализируйте теоретические подходы к проблеме социального неравенства процессе работы над таблицей: Теоретик (научная школа ) / Критерии социального неравенства / Социальные группы 3. В эссе сформулируйте свою личную позицию, следующие проблемы: Возможно ли в современном обществе достижение социального равенства и справедливости? Или это только мечта, миф, утопия? Что необходимо предпринять чтобы обществу продвинуться в этом направлении? | В. И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003г. С. 140-162. В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.132-148. Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 154-165. | Устный опрос,письменный конспект, таблица | 6-7 неделя 5 часов | |
Социализацияличности. Личность и общество: проблемы взаимоотношений. | 1. Используя имеющихся у вас знания по Всемирной истории, разработайте хронологию развития представлений о человеке от античности до наших дней. Оформите результаты вашей работы в виде таблицы или схемы. 2. «Социализация – это лозунг, который социология использует в борьбе с биологией и генетикой» - так считают некоторые социологи. Правы ли они? Докажите свою позицию 3. На примере своей студенческой группы или семьи изучите: а) особенности взаимодействия в социальной группе “я” и “мы”; б) условия эффективной жизнедеятельности студенческой группы (или счастливой, гармоничной семьи). 4. Проанализируйте сюжет фильма “Восток-Запад”.Обратите внимание на позицию личности в процессе социализации и ресоциализации. 5. Посмотрите музыкальный фильм «Стена» (The Wall) по одноименному произведению английской рок-группы «Pink Floyd» (реж. А.Паркер, 1981). Проанализируйте сюжет фильма: жизненный путь главного героя, условия (факторы, институты, агенты) его социализации, факторы десоциализации. Возможна ли гармония отношений личности и общества? Аргументируйте свою точку зрения. Результаты ваших размышлений оформите в эссе на тему «Человек и общество: как разрушить стену отчуждения» | 1.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. Раздел IV. С. 230-277. 2.Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. ? 4. 3.Берн Э. Игры, в которые играют люди; люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. 4.Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. 5.Кон И.С. Социология личности. М.: Наука, 1967. 6.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Наука, 1984. 7.Кравченко А.И. Социология для экономистов. –М., 2001. –С. 40-85 8.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. Гл. 1. 9. Смелзер Н. Социология. М., 1994 –С.94-130; 227-238 10.Тесленко А.Н. Социализация молодежи: смена пардигм. –Астана, 2002. –С. 34-44; 64-81 11.Тесленко А.Н. Экономическая социология. –Астана: ИУ, 2003. – С. 70 – 84 | Устный опрос,письменный конспект | 8-9 неделя 5 часов | |
Социология семьи. | 1. На базе стимулирующего материала и интерактивного занятия по книге Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» сформулируйте базовые условия формирования общественных отношений. Какова роль семьи в функционировании и развитии общества? Как современное состояние семьи и брачных отношений отражается на социальных процессах? 2. Ознакомьтесь со стимулирующим материалом к семинару. Каковы последствия перечисленных А.Ощепковой особенностей функционирования современной семьи? Выявите возможные как позитивные, так и негативные последствия. Оформите их в виде таблицы или схемы. Чтобы блокировать отрицательные моменты в развитии семьи, чтобы помочь семье, необходима тщательно выверенная и логически выстроенная система семейной политики. Сформулируете ее основные положения, на ваш взгляд. 3. Опираясь на произведения художественной литературы и кинематографа, опишите модели «традиционной» и «современной», «авторитарной» и «демократической» семьи в эссе на тему: «Моя семья – моя крепость». Обратите внимание на систему категорий социологического исследования семьи: структура, условия жизни, образ жизни и мысли, успешность брачно-семейных отношений и этапы жизненного цикла семьи. | 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999 2. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. М., 2004 3. Социология: основы общей теории / под ред. Г.В.Осипова. М., 1996. 4. Кравченко А.И. Социология для экономистов. –М., 2001. 5. Руденко Р.И. Практикум по социологии. –М.., 1999.С. 334-340 6. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979 | Устный опрос,письменный конспект | 10-11 неделя 5 часов | |
Социология культуры и образования. | 1. Ознакомьтесь со стимулирующим материалом к семинару. Согласны ли вы с психоаналической интерпретацией человеческой культуры З.Фрейдом? В этой связи, культура и цивилизация: в чем общее и специфичное понимание этих социологических категорий? Какие черты первобытного мышления мы можем наблюдать в современном обществе? В чем смысл предложенной В.Ф.Турчиным концепции метасистемного перехода от простейших одноклеточных организмов до возникновения мышления, развития науки и культуры. 2. В современном обществе широко обсуждается проблема деградации культуры. Согласны ли вы с этой позицией? Если да, то каковы средства решения социально значимых культурных проблем на институциональном уровне? 3. Что вы относите к субкультуре в сфере своих профессиональных интересов? Каковы ее характерные черты. Возможна ли контркультура в профессиональной деятельности? 4. Суперкультура – порождение НТР и глобализации. Приведите примеры этого социокультурного явления в нашей повседневной жизни. Не вступает ли она в противоречие с традиционными ценностями? 5. Методом неоконченных предложений выясните что понимают разные поколения казахстанцев под понятиеями «культурный человек» и «образованный человек» (N=15). Результаты исследования представте в виде научной статьи. | 1. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990 2. Социология: основы общей теории / под ред. Г.В.Осипова. М., 1996. 3. Кравченко А.И. Социология для экономистов. –М., 2001. 4. Культура: теория и проблемы. М.: Наука, 1995 5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994 6. Руденко Р.И. Практикум по социологии. –М.., 1999.С. 334-340 7. Тесленко А.Н. Культурная социализация молодежи: казахстанская модель. Саратов-Астана, 2007 8. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб,, 1994 | Устный опрос, письменный конспект | 12-13 неделя 5 часов | |
Социология молодежи. | 1. Изучите работу современного английского социолога С.Фриса «Социология молодежи». (Источник: С.Фрис «Социология молодежи» www.region.ulsu.ru) 1.1. Вопросы для обсуждения: · Какова цель работы? Выскажите свое мнение, достиг ли автор этой цели? Какие основные теории молодежи представлены в работе? · Предложите свое структурирование этой научной научной работы: выделите и назовите вступление, разделы, параграфы, выводы. · Какие образные примеры и для чего использует С.Фрис в своей работе? · Для изучения каких других групп или явлений социума могут быть использованы позиции, мнения, аргументы С.Фриса? · Концепция С.Фриса «национальна или интернациональна»? 1.2. Вопросы для самостоятельного изучения: · Краткая информация об авторе · Выпишите 2-3 важные авторские цитаты и/или определения каких-либо социологических терминов. Прокомментируйте их. · С.Фрис опирается в своей работе на авторитеты, на работы других авторов. Выпишите все фамилии, дайте краткие биографические справки · Проведите визуализацию подходов С.Фриса, составьте 2-3 наглядные схемы по работе. | 1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 2. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум. 1999. 3. Манхейм К. Диагноз нашего времени. /Пер. с нем. и англ. М.: Юристъ, 1994 4. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. / Пер. с англ. М., 1988 5. Омельченко Е. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга». 2004 9. Тесленко А.Н. Культурная социализация молодежи: казахстанская модель. Саратов-Астана, 2007 | Устный опрос, письменный конспект | 14-15 неделя 5 часов | |
Объем часов: 45 часов |
СОДЕРЖАНИЕ СРСП
№ | Название темы | Содержание задания по теме | Рекомендуемая литература | Форма проведения СРСП | Неделя проведения СРСП |
Социология как наука: объект и предмет социологии. | 1. Составить он-лайн библиотеку - информационный ресурс «Социология в Интернете» 2. Подготовить графическую модель научного аппарата социологии 3. Эссе «Социология нового тысячелетия», где отразить следующие вопросы: · Социология – это одна наука или система наук? · Каково отношение различных научных школ и ее представителей к сущности предмета социологии, ее задачам, роли в обществе? · Существует ли постклассическая социология. Если да, то что это такое, какова ее парадигма? | В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.7-48. В. Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.13-28. Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 5-19. | Письменный отчет | 3 неделя 1 час | |
История становления и развития социологии. |
| Социология. Учебник для вузов. Под ред. В. Н. Лавриненко. Москва. 2003г. С. 30 –127. Социология. Краткий курс. В. И. Добреньков, А.И. Кравченко. Москва. 2003 г. С. 49-73. Социология. Учебник для вузов. Москва 2003г. 20-57. | Письменный отчет Устная презентация | 3 неделя 2 часа | |
Методология, методика и техника социологического исследования. |
| 1. Тесленко А.Н. Социологическое исследование: методы, техники, процедуры. –Астана: ИУ, 2003. 2. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. –Саратов: Изд-во СРУ, 1996 3. Ядов В.А., Семенова В.В. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Учебник. –М.: Добросвет, 1998 4. Тощенко Ж.Т. Социология . Москва 1994 г. С. 41-54. | Письменный отчет Устная презентация | 4 неделя 2 часа | |
4. | Общество как социальная система. | 3. Ознакомьтесь со стимулирующим материалом к семинару. Выделите основные подходы Н. Лумана к пониманию общества. Оформите их в виде схемы или таблицы. 4. Макс Вебер говорил о двух типах общества – традиционном и модернистском. Если в первом случае поведение человека регулируется традициями, по принципу: делай так, как это делали до тебя, то во втором – поведение регулируется принципом рациональности, разумности и эффективности поведения. Западные социологи утверждают, что в современном постмодернистском обществе принципом поведения становятся интересы человека, коллектива, народа, те цели, которые они себе ставят, и средства, которые выбирают. Подумайте: · Какими принципами регулируется ваше поведение, поведение большинства граждан РК сегодня? · К какому типу, по-вашему, относится наше общество? Результаты своих размышлений оформите в эссе. | 1. Габдуллина К. Общество: прогресс и регресс –Алматы, 2002. 2. Социология: основы общей теории / под ред. Г.В.Осипова. М., 1996. 3. Кравченко А.И. Социология для экономистов. –М., 2001. 4. Михнова С.А. Основы экономической социологии. –Астана: ИУ, 2000. 5. Руденко Р.И. Практикум по социологии. –М.., 1999. 7. Тесленко А.Н. Экономическая социология. –Астана: ИУ, 2003. | Письменный отчет Устная презентация | 5-6 неделя 2 часа |
5. | Социальное неравенство. Социально-классовая структура. | 4. Выполнить творческие упражнения: 4.1. Рейтинг профессий по социальному статусу 4.2. Ранжирование профессий с точки зрения их престижности и возможности трудоустройства 4.3. Выявление социальной мобильности методом интервью 5. Проанализируйте теоретические подходы к проблеме социального неравенства процессе работы над таблицей: Теоретик (научная школа ) / Критерии социального неравенства / Социальные группы 6. В эссе сформулируйте свою личную позицию, следующие проблемы: Возможно ли в современном обществе достижение социального равенства и справедливости? Или это только мечта, миф, утопия? Что необходимо предпринять чтобы обществу продвинуться в этом направлении? | В. И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003г. С. 140-162. В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.132-148. Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 154-165. | Письменный отчет Устная презентация | 7-8 неделя 2 часа |
Социализацияличности. Личность и общество: проблемы взаимоотношений. | 1. Используя имеющихся у вас знания по Всемирной истории, разработайте хронологию развития представлений о человеке от античности до наших дней. Оформите результаты вашей работы в виде таблицы или схемы. 2. «Социализация – это лозунг, который социология использует в борьбе с биологией и генетикой» - так считают некоторые социологи. Правы ли они? Докажите свою позицию 3. На примере своей студенческой группы или семьи изучите: а) особенности взаимодействия в социальной группе “я” и “мы”; б) условия эффективной жизнедеятельности студенческой группы (или счастливой, гармоничной семьи). 4. Проанализируйте сюжет фильма “Восток-Запад”.Обратите внимание на позицию личности в процессе социализации и ресоциализации. 5. Посмотрите музыкальный фильм «Стена» (The Wall) по одноименному произведению английской рок-группы «Pink Floyd» (реж. А.Паркер, 1981). Проанализируйте сюжет фильма: жизненный путь главного героя, условия (факторы, институты, агенты) его социализации, факторы десоциализации. Возможна ли гармония отношений личности и общества? Аргументируйте свою точку зрения. Результаты ваших размышлений оформите в эссе на тему «Человек и общество: как разрушить стену отчуждения» | 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. Раздел IV. С. 230-277. 2. Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. ? 4. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди; люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. 4. Кон И.С. Социология личности. М.: Наука, 1967. 5. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Наука, 1984. 6. Кравченко А.И. Социология для экономистов. –М., 2001. –С. 40-85 7. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. Гл. 1. 8. Смелзер Н. Социология. М., 1994 –С.94-130; 227-238 9. Тесленко А.Н. Социализация молодежи: смена пардигм. –Астана, 2002. –С. 34-44; 64-81 | Письменный отчет Устная презентация | 9-10 неделя 2 часа | |
Социология семьи. | 4. На базе стимулирующего материала и интерактивного занятия по книге Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» сформулируйте базовые условия формирования общественных отношений. Какова роль семьи в функционировании и развитии общества? Как современное состояние семьи и брачных отношений отражается на социальных процессах? 5. Ознакомьтесь со стимулирующим материалом к семинару. Каковы последствия перечисленных А.Ощепковой особенностей функционирования современной семьи? Выявите возможные как позитивные, так и негативные последствия. Оформите их в виде таблицы или схемы. Чтобы блокировать отрицательные моменты в развитии семьи, чтобы помочь семье, необходима тщательно выверенная и логически выстроенная система семейной политики. Сформулируете ее основные положения, на ваш взгляд. 6. Опираясь на произведения художественной литературы и кинематографа, опишите модели «традиционной» и «современной», «авторитарной» и «демократической» семьи в эссе на тему: «Моя семья – моя крепость». Обратите внимание на систему категорий социологического исследования семьи: структура, условия жизни, образ жизни и мысли, успешность брачно-семейных отношений и этапы жизненного цикла семьи. | 11 неделя 1 час | |||
Социология культуры и образования | 1. Ознакомьтесь со стимулирующим материалом к семинару. Согласны ли вы с психоаналической интерпретацией человеческой культуры З.Фрейдом? В этой связи, культура и цивилизация: в чем общее и специфичное понимание этих социологических категорий? Какие черты первобытного мышления мы можем наблюдать в современном обществе? В чем смысл предложенной В.Ф.Турчиным концепции метасистемного перехода от простейших одноклеточных организмов до возникновения мышления, развития науки и культуры. 2. В современном обществе широко обсуждается проблема деградации культуры. Согласны ли вы с этой позицией? Если да, то каковы средства решения социально значимых культурных проблем на институциональном уровне? 3. Что вы относите к субкультуре в сфере своих профессиональных интересов? Каковы ее характерные черты. Возможна ли контркультура в профессиональной деятельности? 4. Суперкультура – порождение НТР и глобализации. Приведите примеры этого социокультурного явления в нашей повседневной жизни. Не вступает ли она в противоречие с традиционными ценностями? 5. Методом неоконченных предложений выясните что понимают разные поколения казахстанцев под понятиеями «культурный человек» и «образованный человек» (N=15). Результаты исследования представте в виде научной статьи. | 10. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990 11. Социология: основы общей теории / под ред. Г.В.Осипова. М., 1996. 12. Кравченко А.И. Социология для экономистов. –М., 2001. 13. Культура: теория и проблемы. М.: Наука, 1995 14. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994 15. Руденко Р.И. Практикум по социологии. –М.., 1999.С. 334-340 16. Тесленко А.Н. Культурная социализация молодежи: казахстанская модель. Саратов-Астана, 2007 17. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб,, 1994 | 12-13 неделя 2 часа | ||
Социология молодежи | 1. Изучите работу современного английского социолога С.Фриса «Социология молодежи». (Источник: С.Фрис «Социология молодежи» www.region.ulsu.ru) 1.2. Вопросы для обсуждения: · Какова цель работы? Выскажите свое мнение, достиг ли автор этой цели? Какие основные теории молодежи представлены в работе? · Предложите свое структурирование этой научной научной работы: выделите и назовите вступление, разделы, параграфы, выводы. · Какие образные примеры и для чего использует С.Фрис в своей работе? · Для изучения каких других групп или явлений социума могут быть использованы позиции, мнения, аргументы С.Фриса? · Концепция С.Фриса «национальна или интернациональна»? 1.3. Вопросы для самостоятельного изучения: · Краткая информация об авторе · Выпишите 2-3 важные авторские цитаты и/или определения каких-либо социологических терминов. Прокомментируйте их. · С.Фрис опирается в своей работе на авторитеты, на работы других авторов. Выпишите все фамилии, дайте краткие биографические справки · Проведите визуализацию подходов С.Фриса, составьте 2-3 наглядные схемы по работе. | 1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 2. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум. 1999. 3. Манхейм К. Диагноз нашего времени. /Пер. с нем. и англ. М.: Юристъ, 1994 4. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. / Пер. с англ. М., 1988 5. Омельченко Е. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга». 2004 6. Тесленко А.Н. Культурная социализация молодежи: казахстанская модель. Саратов-Астана, 2007 | 14-15 неделя 1 час | ||
Объем часов: | 15 часов |
Основная литература:
1. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.7-48.
2. В. Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.13-28.
3. Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 5-19.
4. Социология. Под ред. Лавриненко В. Н. Москва. 1998 г. С. 307-339.
5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Москва 1996 г. С. 190-204.
6. Тощенко Ж.Т. Социология. Москва 1994 г. С. 41-54.
Дополнительная литература:
1. А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва.1996 г.
2. Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г.
3. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.
4. К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.
5. Кравченко А.И. Экономическая социология, М. 1996 г.
6. Осипов Г.В. Социология. М. 1990 г.
7. Основы социологии. Курс лекций. М., 1994 г.
8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987 г.
ГЛОССАРИЙ
Объект познания – все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности.
Объект социологического познания – то или иное социальное явление: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы и общности, социальные процессы и социальная жизнь.
Предмет социологии – совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.
Социальная закономерность – объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем.
Социальное явление – совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.
Социология - наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений.
Микросоциология– исследование поведения индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в них перемены.
Макросоциология – исследование взаимосвязей между различными частями общества, таких общественных институтов как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй.
Метод – от греч. «путь к чему- либо», конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании.
Познавательная функция – исследование социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития.
Практическая функция – на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработка практических рекомендаций.
Идеологическая функция – выражение интересов определенных социальных групп, классов, политических партий и движений.
Мировоззренческая функция – формирование у людей системы взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы.
Основной закон интеллектуальной эволюции человечества –познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.
Социальная статика– рассматривает общество с точки зрения его строения, выделения основных элементов структуры общества и их взаимосвязей, определения условий его оптимальной организации, достижения социальной гармонии и общественного порядка.
Социальная динамика – формулирует теорию общественного развития, в основе которой лежит «прогресс духа».
«Органическая теория» Г. Спенсера – все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи.
Марксизм – в основе общества, законов его развития, по их мнению, лежат не идеи, не революции в умах людей, а способ производства материальной жизни.
Теория социального реализма Э. Дюркгейма – природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами; исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов.
Научный метод в социологии Э. Дюркгейма – явления социальной жизни, исследуемые социологией отдельно друг от друга можно понять лишь в контексте их причинной обусловленности и значения тех функций, которые они выполняют.
Аномия – состояние ценностно-нормативного вакуума, когда старые социальные нормы и ценности уже не работают, а новые пока отсутствуют или еще не работают эффективно.
«Понимающая социология» М. Вебера – социология должна изучать только такое поведения и деятельность человека или группы людей, которые осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это.
Идеальный тип – «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции», некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе.
Эмпирическая социология – выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни, исследуемых учеными на основе собранного эмпирического материала.
Бихевиористское направление – изучение поведения отдельного индивида как его реакция на поведение других людей.
Психологическое направление – социология должна исходить из психических отношений между людьми.
Социальная интеракция – социальную жизнь необходимо рассматривать в совокупности межиндивидуальных взаимодействий.
Теория инстинктов – наследуемая или врожденная психофизическая склонность, благодаря которой лицо, которому она присуща, обращает внимание на известного вида вещи, испытывает определенного рода эмоциональное воодушевление, когда замечает этот предмет, и определенным образом на него реагирует».
Психоаналитическая школа З.Фрейда – все существующие социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения, имеющего индивидуальную природу, - полового влечения (либидо).
Общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.
Социальное действие – все виды поведения, которые мотивируются и направляются теми смысловыми значениями, которые придает им действующий субъект как существо культурное, а не инстинктивное и которые ориентированы на поведение другого человека.
Социальное взаимодействие – социальное действие одного индивида с другими индивидами.
Социальная структура – определенная форма устойчивых связей, отношений, приводящих к созданию социальных групп и институтов.
Социальная группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются с членами этой группы с точки зрения других.
Социальный институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
Социальная роль – ожидаемое поведение, связанное с определенными правами и обязанностями.
Ценности – общепринятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и средства, посредством которых он должен их достичь.
Социальные нормы – правила поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями доминирующей в обществе культуры.
Тип общества – это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют в конкретное время и у конкретных народов.
Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических, духовных условий их жизнедеятельности.
Социальная стратификация – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев населения.
Социальные отношения – специфические отношения, которые складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении.
Большие социальные группы – классы, сословия, профессиональные, демографические, а также национальные общности.
Малые социальные группы – политические партии, профессиональные и молодежные организации, научные общества, клубы по интересам и даже группы людей.
Формальные организации – действуют на основе принятых ими уставов и программ, имеют свои постоянно действующие координирующие и руководящие органы.
Неформальные организации – действия осуществляются на основе личных контактов, путем организации собраний, конференций, митингов, массовых движений.
Социальная мобильность – переход людей из одних социальных групп и слоев в другие.
Человек – высшая ступень развития живых организмов.
Социальный индивид – отдельный, обособленный член социальной общности.
Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.
Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Социальная среда – совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.
Социальные отношение – это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.
Биологизаторский подход – сводят природу человека к животному началу, исходя из того, что он обладает теми же органами чувств, кровеносной, мышечной, гормональной, костной, нервной системами и т.д.
Марксизм– рассматривает личность как продукт, результат существующих общественных отношений, где главными являются материальные отношения.
Аврелий Августин – считал, что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом божественного откровения.
Фома Аквинский – вера в возможность постижения существования Бога возможна с помощью не божественного откровения, а рациональных процессов.
Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе.
Социальный статус – социальная позиция человека в обществе или группе, наделенная определенными правами и обязанностями и связанная посредством них с другими позициями.
Личный статус – положение, которое человек занимает в малой, или в первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.
Прирожденный статус – положение, которое биологически унаследовано человеком от рождения.
Приписываемый статус – является социально приобретенным.
Достигаемый статус – положение, которое человек получает благодаря собственным усилиям, свободному выбору, собственным усилиям либо благодаря удаче или везению.
Социальная роль- ожидаемое поведение, обусловленное определенным статусом.
Семья– основанная на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.
Брак – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
Репродуктивная функция – воспроизводство в детях численности родителей.
Воспитательная функция – социализация личности.
Хозяйственно-экономическая функция – ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организация семейного потребления, распределение домашнего труда, поддержка и опека над престарелыми и инвалидами.
Рекреационная функция – духовно-эстетические моменты, организация семейного досуга и отдыха, психологический комфорт, эмоциональная поддержка и сохранение общего жизненного тонуса.
Культура – система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком; совокупность ценностей ( духовных и материальных), живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.
Материальная культура – физические объекты, созданные человеческими руками.
Духовная культура – нормы, правила, образцы, эталоны, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык, чувства.
Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.
Ценностные ориентации - поведение, ориентированное на определенные ценности.
Знания – достоверные сведения о чем-либо, научные сведения.
Мифы – фантастические, вымышленные картины мира в целом, места в нем человека, общества.
Образ жизни – установившиеся стандарты поведения в определенных ситуациях.
Манеры– внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих.
Этикет– принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющая единое целое.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, одобренный обществом массовый образец действий, которые рекомендуется выполнять.
Традиция – ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды; все то, что унаследовано от предшественников.
Обряд– совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.
Церемония– последовательность действий, имеющих символическое значение.
Ритуал – стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.
Нравы– обычаи, имеющие моральное значение.
Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какие-то действия, слово, предмет.
Законы – нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом.
Вкус– склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или пони мание изящного.
Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие.
Мода – смена культурных образцов и норм, замена одних массовых увлечений другими.
Коммуникативная функция культуры – способность обеспечивать взаимодействие индивидов, социальных общностей на основе общепринятых ценностей.
Функция социализации – передача социального опыта от одного поколения к другому.
Регулятивная функция – формирует наиболее важные духовные ориентиры, с которыми должен согласовывать свое поведение индивид.
Массовая культура – лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа.
Субкультура – культура различных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и т.п.
Контркультура –комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является.
Приложение 3
Общая шкала оценки знаний
Аттестационная буквенная оценка | Цифровой эквивалент баллов | %-е содержание степени усвоения учебной дисциплины | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60,64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | неудовлетворительно |
Приложение 5
Критерии оценки оценки текущей успеваемости и посещаемости студентов (по видам учебных занятий):
Лекция:
- за работу и присутствие на лекционном занятии – 100% (доля оценки за посещение лекции при подсчете суммарной составит 20% (100%х0,2));
- неявка на лекционное занятие – 0%.
Самостоятельная работа студента (СРС):
- за качественное и своевременное выполнение задания СРС (в соответствии с силлабусом по дисциплине) – от 0 до 100% (доля оценки за качественное и своевременное выполнение задания СРС при подсчете суммарной составит 80% (100%х0,8))*. Задания сдаются во время СРСП.
Среднеарифметические оценки за посещение лекций, выполнение заданий СРС суммируются и учитываются за 100% (как одна оценка).
По дисциплинам, по которым не предусмотрены лекционные занятия (иностранный язык, информатика и др.), выставляется одна оценка за качественное и своевременное выполнение задания СРС (от 0 до 100%).
Семинарское (практическое, лабораторное) занятие:
- за присутствие и работу на семинарском (практическом, лабораторном) занятии – от 20 до100% (в том числе за присутствие на семинарском (практическом, лабораторном) занятии – 20%) ;
- неявка на семинарское (практическое, лабораторное) занятие – 0%.
В журнал выставляется одна оценка от 20 до100%.
Оценка за успеваемость и/или посещаемость выставляется за каждое занятие. Окончательный результат текущего контроля успеваемости и посещаемости подводится в рейтинговую неделю расчетом среднеарифметической суммы всех оценок, полученных за период обучения.
В случае пропуска студентом учебных занятий по уважительной причине преподаватель по распоряжению директора высшей школы при заполнении электронного журнала выставляет значение «1» вместо «0».
Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется:
Р1 + Р2
И % = --------------- × 0,6 + Э × 0,4
где:
Р1 - процентное содержание оценки 1 рейтинга
Р2 - процентное содержание оценки 2 рейтинга
Э - процентное содержание экзаменационной оценки
Итоговая оценка в процентном содержании И % переводится в итоговую оценку в цифровом эквиваленте И согласно таблице, приведенной в Приложении 3.