ОМ можно описать, охарактеризовать по ряду показателей. Рассмотрим наиболее важные из них. |
Направленность | Это характер оценочного суждения по основанию положительно/отрицательно (одобряющая/осуждающая оценка). |
Суждения людей о каком-либо событии представляют совокупность различных оценок, которые в итоге могут выражать положительное, отрицательное или сбалансированное отношение людей к действительности. Пример: подавляющее большинство кузбассовцев считают, что гражданское общество в регионе еще не сформировано. |
Интенсивность | Это степень оценочного суждения по основанию больше/меньше; степень выражения положительного, отрицательного или нейтрального оценочного отношения людей к чему-либо. |
Ответы на вопрос: «ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ О ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ?» (процент от числа опрошенных) 1) гражданское общество в России сформировано 3% 2) формирование гражданского общества в России завершается 3% 3) гражданское общество в России находится в стадии активного формирования22% 4) гражданское общество в России только начало формироваться 46% 5) к формированию гражданского общества Россия еще не приступила 26% |
Стабильность и динамичность | Это степень постоянства/изменчивости общественного мнения |
Стабилизаторами устойчивости выступают социальные потребности, интересы, которые, как правило, имеют долговременный характер. Свойство динамичности означает быструю реакцию на то или иное явление действительности. Динамичность связана с актуальность, остротой проблемы, по которой возникают коллективные оценочные суждения людей |
Пример. Ответы на вопрос: «СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ: «НАШЕ ГОСУДАРСТВО ПОСТОЯННО ЗАБОТИТСЯ О НУЖДАХ И БЛАГОПОЛУЧИИ СВОИХ ГРАЖДАН?», процент от числа опрошенных | | | | | | | | | | абсолютно согласны | | | | | | | | | | скорее согласны | | | | | | | | | | скорее не согласны | | | | | | | | | | совершенно не согласны | | | | | | | | | | затруднились ответить | | | | | | | | | | |
Данные таблицы показывают, что в период с 1991-1997 годы мнение было стабильным, а затем стало динамичным. |
Распространенность | Характеризует масштаб охвата общественным мнением по какой-либо проблеме групп людей по их положению в структуре общества или по географическому расположению. |
Пример. Проблема объединения Красноярского края с Эвенкией и Корякией волновала, прежде всего, жителей этих территории. У населения Кузбасса вообще могло не родиться соответствующего общественного мнения. |
Зрелость | Наиболее комплексная характеристика общественного мнения; степень монолитности, сознательности, единодушия в отношениях людей; отражает сочетание общественных, групповых и индивидуальных интересов. По степени зрелости выделяют единодушное, прюролистичное, моностичное. |
Зрелое общественное мнение способствует решению насущных задач, встающих в процессе развития общества, содержит в себе оценку различных событий и явлений с позиции интересов всего народа, интересов общества. |
Ответы на вопрос: «ВСЕГДА ЛИ ВЫ ПРИНИМАЕТЕ УЧАСТИЕ В ГОЛОСОВАНИИ, КОГДА НА ВАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ ПРОВОДЯТСЯ ВЫБОРЫ В РАЗЛИЧНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ?» (процент от числа опрошенных) 1) да, практически всегда 54% 2) в большинстве случаев 22% 3) примерно в половине случаев 9% 4) иногда, в меньшинстве случаев 7% 5) практически никогда 7% |
Компетентность | Обладание людьми знаниями и опытом для верной оценки той или иной проблемы, способность оценивать различные явления, процессы, опираясь на знания |
| | | |
Многие настороженно относятся к общественному мнению, считая его некомпетентным. Но грамотные социологи знают, кто, в какой степени и по какому поводу может дать компетентную оценку. “Общественное мнение - это такой предмет, где не приходится говорить о безусловной компетентности, но можно судить о позициях разных групп населения” (В.Ядов). П: о компетентности можно судить, например, по числу затруднившихся с ответом. |
Функции общественного мнения |
К основным функциям общественного мнения относят: |
регулирующая | Регулирует отношения поведения в социуме. |
оценочная | Люди выражают отношения в проблемам, оценивая их. |
воспитательная | Благодаря общественному мнению, люди узнают нормы поведения, общественные требования, формируются установки – происходит воспитание. |
контролирующая | Социальный контроль со стороны общества; определяется соотношение личного, группового, общественного мнения. |
консультирующая | Руководители, политики сверяют свои позиции с общественным мнением, т.е. консультируются. |
аналитическая | Люди анализируют происходящие события, задумываются о их причинах, последствиях и т.д. |
конструктивная или директивная | ОМ диктует принятие нормативных актов, например, в ходе референдума. |
информационная | Обмен информацией, ее распространение. |
Все эти функции взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Но каждая функция имеет свою специфическую особенность, формы проявления, способы выражения и реализации. |
Функции общественного мнения можно перегруппировать и проклассифицировать по разным основаниям. Например, в зависимости от социальных последствий: |
- регулирующую | - воспитательную | - информационную |
В зависимости от характера влияния на различные соц. институты: |
- контролирующую | - консультирующая | - конструктивную |
| | | |
Наши рекомендации