Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе
Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе, при этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых к специалисту с высшим образованием, все больший удельный вес занимает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации, способность к самообразованию и накоплению знаний. В процессе самостоятельной работы раскрываются способности человека, формируются его качества как творческой личности, поэтому умение самостоятельно добывать и пользоваться информацией — одно из наиболее ценных качеств современного специалиста.
Формирование навыков самостоятельности и других качеств будущего специалиста определяется не только целями и задачами высшей школы. Во многом оно обусловливается самой социально-психологической природой человека, его активностью, стремлением к деятельности, к самореализации через творческий труд. Данная посылка основывается на идее деятельной природы человека.
Особенность вузовского обучения и состоит в том, чтобы развить творческий потенциал студента. Вся методика обучения в вузе нацелена на активизацию этой потенции, раскрытие творческих возможностей каждого обучающегося. Именно поэтому самостоятельная работа студентов в вузе становится важной составной частью процесса обучения, вузовской дидактики.
Очень часто этот вид обучения осуществляется стихийно, однако он имеет свою структуру и свои методические приемы организации и совершенствования.
Теория самостоятельной работы студента предполагает определение сущности этого вида работы, анализ ее структуры и видовых отличий.
Следует отметить, что разные авторы рассматривают сущность самостоятельной работы по-разному. Одни из них понимают самостоятельную работу как форму организации процесса обучения, другие — что самостоятельная работа является средством обучения, третьи считают, что это особый фон вузовского обучения, дополняющий аудиторные занятия, и т.д. Например, Р.Микельсон под самостоятельной работой понимает выполнение учащимися заданий под наблюдением преподавателя, но без его помощи; Б.Есипов — как работу без непосредственного участия педагога, но по его заданию в специально предоставленное доставленное для этого время. Есть исследования, в которых при определении сущности самостоятельной работы обучающихся подчеркивается как важный ее признак отсутствие инструктажа преподавателя. П. Пидкасистый рассматривает эту работу как средство вовлечении обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность. А. Лындина — как наличие такой ситуации, при которой обучающийся способен проявить собственные творческие способности и т.д.
Все эти определения частично верны, и их объединение позволяет сформулировать общее представление о самостоятельной работе студентов. При этом можно выделить две ситуации. Первая состоит в том, что студент стремится самостоятельно найти ответы (или решения) на вопросы (задачи), которые перед ним поставил преподаватель. Вторая ситуация предполагает более широкое проявление творческих способностей студента, когда он сам формулирует задачи и проблемы с дальнейшим поиском их решения. Первая ситуация чаще всего проявляется в ходе лекционных и семинарских занятий, вторая — в процессе подготовки научных работ, курсовых и дипломных проектов. Ясно, что и участие преподавателя здесь будет проявляться по-разному.
Итак, самостоятельная работа студента — это проявление его творческих способностёй при усвоении материала, его пополнении и использовании в практических ситуациях.
Этот процесс имеет как объективные методические основы своей организации, так и субъективные формы проявления. Именно поэтому с одной стороны, у него есть свои приемы и формы организации, а с другой стороны, он носит стихийный индивидуальный характер. Наличие этой стороны самостоятельной работы и сбивает некоторых теоретиков на утверждение, что присутствие преподавателя в ней должно быть сведено к минимуму. Однако эта минимизация не избавляет преподавателя от необходимости организовывать и контролировать самостоятельные занятия студентов, что особенно зримо проявляется в тех случаях, когда приходится рассматривать конкретные виды проявлении самостоятельной работы.
Анализируя и обобщая имеющиеся в педагогической литературе подходы к рассмотрению сущности самостоятельной работы студентов, можно выделить такие признаки, которые позволяют классифицирован, виды этой работы. Эти виды выделяются: по характеру решаемых задач, по источникам информации, по роли преподавателя, по виду учебно-познавательной деятельности студентов, по месту выполнения по содержанию заданий. Рассмотрим эти признаки более подробно.
1. Основными целями самостоятельной работы студентов являются:
- приобретение новых знаний;
- углубление ранее приобретенных знаний; - обобщение, систематизация и практическое применение знаний;
- формирование практических умений и навыков;
- самоконтроль в процессе усвоения знаний и выработка навыков их использования при решении практических проблем;
- развитие у студентов внимания, памяти, методов логического мышления, гражданских качеств и т.д.
2. По характеру учебно-познавательной деятельности самостоятельную работу можно подразделить на:
- репродуктивную (усвоение учебного материала);
- продуктивную (самостоятельное приобретение нового знания и его использование при решении конкретных задач и ситуаций).
3. По методу выполнения самостоятельная работа подразделяется на аудиторную и внеаудиторную.
Аудиторная самостоятельная работа студентов определяется учебным планом и программой учебной дисциплины, регламентируется учебным расписанием, проводится под непосредственным руководством преподавателя и включается в лекционные, семинарские, лабораторные занятия, коллоквиумы, проведение различных практик и т.д.
Внеаудиторная самостоятельная работа — это различные виды учебной, производственной, научно-исследовательской и самообразовательной деятельности. Она подразделяется на обязательную и дополнительную.
Обязательная внеаудиторная работа осуществляется в виде:
- выполнения заданий и упражнений при подготовке к семинарским занятиям и контрольным работам;
- прослушивания аудиоматериалов;
- просмотра видеоматериалов;
- работы со справочными изданиями (словарями, справочниками, энциклопедиями);
- чтения и конспектирования основной литературы;
- выполнения индивидуальных домашних заданий;
- выполнения курсовых и дипломных работ;
- подготовки к практике.
Дополнительная внеаудиторная работа связана с глубоким и всесторонним изучением предмета, совершенствованием интеллекта обучающегося и включает в себя:
- решение домашних заданий творческого характера;
- выполнение научно-исследовательской работы;
- изучение дополнительной научной, научно-популярной и учебной литературы;
- подготовку к олимпиадам, конференциям и т.п.
4. По участию преподавателя в осуществлении самостоятельной работы студентов она подразделяется на:
- работу под руководством преподавателя, но без его непосредственного вмешательства (например, при проведении контрольных работ);
- работу под опосредованным руководством преподавателя (через выполнение его заданий);
- полностью самостоятельную работу (удовлетворение своих личных познавательных интересов без какого-либо участия преподавателя).
Преподавателю принадлежит центральное место в системе вузовского образования, поскольку он выполняет государственные цели обучения, от его деятельности зависит совершенствование научной организации учебного процесса и учебно-воспитательной работы.
Задача преподавателя — обеспечить условия для самостоятельного получения знаний из различных источников (печатное слово, устное слово, в процессе эксперимента и т.д.). Для этого необходима определенная материальная база и соответствующее методическое обеспечение.
Основными формами самостоятельной работы при изучении социологии являются: активность на лекциях и семинарах, подготовки рефератов, научных работ.
Лекция — одна из возможностей активизации самостоятельной работы студента. Это проявляется в том, что, следуя логике изложения материала на лекции, студент учится осмысливать основные положения социологии, самостоятельно выделяет главные идеи, конспектирует излагаемый материал, часто переводя его в систему понятных ему знаков, параллельно осмысливая и запоминая полученные сведения.
Восприятие лекции и ее запись — сложный процесс, который требует от студента постоянного внимания и напряжения воли на усвоение рассуждений лектора, обдумывание сказанного, сжатое изложение материала на бумаге в удобной для восприятия форме. То есть самостоятельная работа студента на лекции проявляется в осмыслении новой информации и ее краткой, рациональной записи. Недостаточно понятые места лекции отмечаются студентом на полях конспекта. В конце лекции он может задать вопрос и внести уточнения в свой конспект.
Конспектирование лекций — сложный труд, требующий от студента определенных навыков, а от преподавателя — помощи в их формировании. Записанная лекция позволяет глубже освоить материал, помогает студенту в подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Преподаватель должен на основе своего опыта убедить студентов, что тот, кто не конспектирует лекцию, чаще отвлекается, перестает слушать, теряет нить логики излагаемого материала, в результате приобретает менее прочные и полные знания. При конспектировании сочетание прослушивания и записи обеспечивает большую сосредоточенность внимания, дисциплинирует мысль, повышает усвояемость услышанного. Навыки эффективного ведения конспекта лекции вырабатываются постепенно, по мере накопления опыта самостоятельной работы.
Необходимо отметить тот факт, что многие студенты пытаются записать лекцию слово в слово за преподавателем, а это, в свою очередь, ведет лишь к механическому фиксированию услышанного и не предполагает анализа и интерпретации материала. В таком виде конспект лекции не несет в себе ничего, кроме содержательной информации по изучаемому предмету. Конспект лекции должен быть кратким, понятным и содержать основные тезисы излагаемого материала, чтобы записями можно было легко пользоваться в последующем.
Таким образом, в процессе прослушивания лекции студент может проявлять следующие виды своей самостоятельности:
- относительно полное конспектирование лекции;
- выборочное конспектирование;
- прослушивание и обдумывание излагаемых вопросов;
- составление опорной схемы лекции;
- участие в дискуссии (если лекция носит диалоговый характер);
- мысленное решение выдвигаемых преподавателем проблем.
Основной целью семинара является развитие творческого мышления, формирование научного мировоззрения, умения превращать знания в личные убеждения. Семинарские занятия позволяют студенту самостоятельно и логически мыслить, повышать культуру речи, дают навыки публичного выступления, отстаивания своей точки зрения на поставленный и обсуждаемый вопрос. Семинар также является одной из форм контроля за качеством усвоенного материала, изложенного на лекции, в учебных пособиях, рекомендованной литературе. Такой контроль позволяет обнаружить в ходе семинара пробелы в знаниях студента и своевременно их устранить.
Активное участие студентов в обсуждении рассматриваемых на семинаре проблем предполагает умение внимательно слушать выступления своих товарищей, анализировать содержательную и формальную стороны этих выступлений, оценивать знания выступающих, дополнять или полемизировать с ними.
В процессе подготовки и проведения семинарских занятий могу: быть реализованы следующие виды самостоятельной работы:
- подготовка по всем вопросам семинарского занятия;
- подготовка реферата;
- подготовка доклада;
- подготовка к диспуту.
Студенческий реферат — это письменная работа на определенную тему, подготовленная в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию научного труда, на основании изучения произведений классиков науки, документов, специальных исследований, статистических данных, статей и других современных публикаций. Сбор материала, его написание и устное изложение способствуют выработке навыков научно-исследовательской работы, предполагают самостоятельный анализ, обработку и систематизацию материала, появляется возможность сопоставлять различные точки зрения по выбранному по просу и формировать свою собственную точку зрения, аргументировать ее.
Подготовка реферата занимает важное место в системе образования и является первым шагом к самостоятельному осмыслению и изложению материала, требует от студента выдвижения своих нестандартных идей и их аргументированного обоснования, подвигает ни путь самосовершенствования и накопления профессиональных знаний умений и навыков. То же самое можно сказать и о подготовке докладов и научно-исследовательских работ по социологии, которые готовят студенты различных специальностей в рамках своих студенческих конференций и конкурсов.
Научная работа требует от студента не только поисковой работы и обобщения ее результатов, она формирует умение самостоятельно излагать свои мысли, аргументы и выводы. Научная работа предполагает индивидуальный подход к исследуемому вопросу, наличие широкого кругозора у студента, его стремление пойти дальше того, что уже хорошо известно в ходе изучения учебного материала. Пожалуй, именно в научной работе в наибольшей мере проявляется сущность самостоятельной работы студента. Ведь здесь приходится не только говорить текст, но и переводить его в тезисную форму, готовиться к устному выступлению на студенческой научной конференции, а при определенных условиях и готовить материал к публикации. Так что подготовка научной работы и участие в научной конференции являются как бы кульминацией осуществления самостоятельной работы.
Нетрудно заметить, что при всех видах самостоятельной работы студентов то или иное участие в ней принимает преподаватель, который организует, направляет и контролирует весь ее ход, за исключением лишь тех ее видов, которые представляют сугубо индивидуальный интерес студентов. Поэтому от методической грамотности вузовского педагога во многом зависит и эффективность самостоятельной работы студентов, ее организация и контроль.
Весь смысл самостоятельной работы заключается в том, чтобы научить студента самостоятельно мыслить, творчески усваивать изучаемый материал, анализировать и интерпретировать основные положения, понятия, выдвигать свои гипотезы, идеи и решения, работать с литературой, периодическими изданиями, искать и находить новое знание, использовать его в практических ситуациях. При этом чем шире индивидуальные интересы студента, тем шире и диапазон его самостоятельной работы. Так, естественники или гуманитарии могут увлекаться не только проблемами своей науки, но проявлять интерес и к общественной проблематике. Чему и может способствовать расширение возможностей самостоятельной работы при изучении общего курса социологии. Здесь даже можно сказать, что особый смысл самостоятельная работа студентов приобретает именно при изучении социологии. В ходе ее изучения студент не только усваивает определенную сумму знаний относительно устройства общества, законов его функционирования и развития, но и получает элементарные навыки изучения общественного мнения, начиная от собственного социального окружения (семья, группа, коллектив) до общества, в котором он живет и частью которого сам является. Читая художественную литературу, периодическую печать, знакомясь с аудио- и телеинформацией, студент учится самостоятельно выявлять, осмысливать и оценивать те или иные социальные явления и тенденции, вырабатывает собственную культуру социологического мышления, без которой невозможно стать полноценным членом современного общества, а тем более выполнять руководящие функции.