Принципы социального общежития
Гоббс предпринял попытку сформулировать базовые нормативные принципы социального поведения, назвав их естественными законами и наделив статусом универсальных, абсолютных, безапелляционных предписаний, и которых сведены воедино бесчисленные нормативно-ценностные факторы, регулирующие социальное бытие. Для всех естественных законов, которые Гоббс назвал неизменными и вечными, базовой максимой явилась древняя, универсальная социально-этическая формула, часто называемая «золотым правилом». Вот эти законы.
1. Следует искать мира и следовать ему, защищая
себя при этом всеми возможными средствами.
2. В случае готовности других к миру человек обязан,
если этого требуют интересы мира и самозащиты, доволь
ствоваться такой степенью свободы по отношению к дру
гим, какую он допустил у других по отношению к себе.
3. Люди должны выполнять заключенные ими со
глашения.
4. Человек, получивший благодеяние от другого лишь
из милости, должен стремиться к тому, чтобы тот, кто
оказал это благодеяние, не имел разумного основания
раскаиваться в своей доброте.
5. Каждый человек должен приноравливаться ко всем
остальным.
6. Человек должен прощать прошлые обиды тем, кто,
проявляя раскаяние, желает этого.
7. При отмщении люди должны сообразовываться не
с размерами совершенного зла, а с размерами того бла
га, которое должно последовать за отмщением.
8. Ни один человек не должен делом, словом, выраже
нием лица или жестом выказывать неприязнь к другому.
9. Каждый человек должен признавать других рав
ными себе от природы.
10. При вступлении в договор ни один человек не
должен требовать себе предоставления какого-либо преи
мущественного права, на предоставление которого дру
гому человеку он не согласился бы.
11. Если человек уполномочен быть судьей в споре
между двумя другими, то естественный закон предпи
сывает ему беспристрастно их рассудить.
141 •
12. Неделимые вещи должны использоваться, ее
это возможно, сообща, при этом, если количество вещей
позволяет, то без ограничений, а в противном случае —
пропорционально числу тех, кто имеет на них право.
13. При равном праве владения либо устанавливает
ся поочередное пользование, либо же первоочередное вла
дение и пользование предоставляется по жребию.
14. Жребий может быть двоякого рода. Первый — ус
тановленный, то есть тот, который устанавливается согла
шением сторон. Второй — неустановленный, или естествен
ный, возникающий в результате, например, первородства.
15. Тем, кто является посредниками мира, должны
быть даны гарантии неприкосновенности.
16. Никто не может быть судьей самого себя.
17. В случае спора стороны должны подчиниться ре
шению арбитра.
18. Никто не имеет права быть судьей в деле, в кото
ром в силу естественных причин он имеет пристрастие.
19. В спорах о факте судья не должен доверять од
ной стороне больше, чем другой (при отсутствии иных
аргументов); он обязан доверять третьим лицам.
Обращают на себя внимание несколько характерных особенностей этих естественных законов. Во-первых, все они носят не описательный, а долженствовательный, обязывающий характер. Это не констатация сущего, не фиксация социальных реалий, а нормативные модели желаемого. Их «законность» заключается в том, что они составляют необходимое нормативно-ценностное основание, без которого цивилизованное общество не может существовать в качестве такового. Это обстоятельство придает им статус чрезвычайной значимости, что и позволяет Гоббсу именовать их не иначе как «законами».
Во-вторых, несмотря на естественно-правовой характер этих законов, в них слабо ощущается присутствие религиозной нормативности, но зато в значительной степени представлена нравственно-этическая нормативность. В этом несомненно проявилась одна из существенных тенденций нового времени, состоявшая в постепенном уменьшении доли религиозной мотивации в нормативно-ценностном совнании. В контексте общей тенденции секуляризации естественно-правовому мышлению удава-
• 142*
сь сохранить пафос абсолютности и универсальности счет обращения к всеобщим требованиям естественен нравственности.
В-третьих, естественные законы Гоббса позволяют го-порить о них как о нравственно-правовом феномене хрис-i панской цивилизации. Несмотря на кажущуюся светскость, < скулярность формулировок, в «снятом», трансформиро-нанном виде в них присутствуют многие христианские .«шоведи. При этом в них практически отсутствует дух древнего талиона и ветхозаветного «Моисеева права» и, напротив, отчетливо представлены императивы, восходящие к призыву Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
В-четвертых, эти законы можно считать естественными в том смысле, что они открываются людям не через рациональное знание, а через глубинные склонности, коренящиеся в самой сути человеческой природы и позволяющие людям, несмотря ни на что, строить нравственно-правовой мир цивилизованности и культуры. Долг государства — обеспечивать соблюдение всех этих законов, помогать их превращению из естественно-правовых в гражданские, т. е. в законы и нормы позитивного права.