Тема 2. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Запорізький національний університет

Кафедра романської філології та перекладу

Індивідуальне завдання

З дисципліни „Вступ до мовознавства”

Напрям - філологія

Кваліфікаційний рівень – бакалавр

Спеціальність – мова та література

( за вимогами кредитно-модульної системи, витяг з робочого плану підготовки )

Запоріжжя 2008

Укладач к.ф.н. , доцент кафедри романської філології та перекладу Стуліна Євгенія Володимирівна

Затверджено на засіданні кафедри романської філології та перекладу від „_____________” , протокол №

Пропонується для студентів першого курсу фаультету іноземної філології , спеціальність мова та література.

ЛИТЕРАТУРА

Реформатский А.А. Введение в языкознание. 5-е изд. М., 1999.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. 4-е изд. М., 1983.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. 2-изд., М., 1987.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 3-е изд. М., 1997.

Тема 1. ЯЗЫК И НАУКА О ЯЗЫКЕ

Задания к тексту «Язык и наука о языке»:

1) Прочитайте, проговорите вслух и запомните следующие термины:

языкознание, лингвистика, функционирование языка, этнолингвистика, социолингвистика, психолингвистика, русистика, китаистика, порождение текста, восприятие текста, говорящий, слушающий.

2)Прочитайте текст «Язык и наука о языке»:

По данным Французской Академии наук, в мире существует 2796 языков и приблизительно 8000 диалектов. Немецкие ученые считают, что языков в мире примерно 5000. Однако наиболее распространенными являются только 11 языков - китайский, хинди, английский, испанский, русский, арабский, бенгали, португальский, немецкий, французский и японский. Одни языки очень похожи друг на друга (русский и белорусский), другие имеют большие различия (русский и китайский). Языкознание ( лингвистика) изучает общие законы строения, функционирования и развития языка вообще. Другими словами, лингвистику интересует, из чего состоит язык, как он «работает» и как может развиваться.

Лингвистика рассматривает язык с разных сторон и для этого использует данные других наук, например, географии, психологии, социологии, истории, этнографии. Так, этнолингвистика изучает зависимость языка от этнических факторов (например, в языке американских эскимосов 24 варианта слова «снег», а в некоторых африканских языках этого слова нет вообще). Социолингвистика занимается изучением особенностей языка различных социальных слоев и групп (язык интеллигенции отличается от языка рабочих, студенты говорят не так, как говорят политики, язык в домашней обстановке не похож на язык делового мира и т.д.). Психолингвистику интересуют проблемы порождения (построения) текста говорящим и восприятия его слушающим. Лингвистика исследует и такие важные особенности речи, как мимика, жесты, интонация, громкость речи и др. И, конечно, лингвистика сравнивает все языки с точки зрения их фонетики, лексики и грамматики, находит общие характеристики и различия, а также занимается изучением конкретных языков (ср. - русистика, китаистика, германистика, полонистика и т.д.).

3)Ответьте на вопросы к тексту:

2. Какие языки являются самыми распространенными?

3. Что изучает лингвистика?

4. С какими науками связана лингвистика?

5. Приведите примеры этнических особенностей изучаемого языка (французского, испанского), изучите самостоятельно и объясните значение основных жестов, сопровождающих речевой акт на изучаемом языке.

6. Как называется наука, которая изучает арабский язык, романские языки, славянские языки, английский язык?

Тема 2. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Задания к тексту 1.«Язык и общество»:

1) Прочитайте текст 1 "Язык и общество":

С точки зрения языкознания язык - это система знаков, которая является важнейшим средством человеческого общения. Термин "язык" в языкознании имеет несколько значений:

а) Можно говорить о языке как о способности всего человечества владеть тем или иным языком, т.е. язык - важнейшее средство общения вообще. Доказательством этого может служить возможность перевода с одного языка на другой.

б) Язык существует в конкретном социальном коллективе (в конкретной стране, внутри конкретной народности). Каждый человек владеет не языком вообще, а конкретным языком (русским, китайским, турецким и т.д.).

в) Существует язык отдельного человека, который он использует в повседневной жизни. Этот язык имеет свои особенности как в фонетике, так и в лексике и грамматике.

Таким образом, язык существует для общения, он существует в коллективе , можно также говорить о языке (речи) каждого конкретного человека.

Язык играет огромную роль в человеческом обществе:

Во-первых, наличие языка является необходимым условием существования общества во все времена. Не всегда существовали государство, семья, религия, наука и искусство. Язык же был всегда и будет существовать до тех пор, пока существует общество.

Во-вторых, язык - необходимое условие материального и духовного развития общества. Он нужен везде - на производстве, в быту, в науке, искусстве, политике и т.д.

В-третьих, с помощью языка осуществляется передача опыта из поколения в поколение (культурных норм и традиций, естественных и технических знаний).

В-четвертых, язык сохраняет национальное единство народа несмотря на классовое неравенство и социальные различия внутри него.

Таким образом, язык сохраняет единство народа в его историческом, материальном и духовном развитии.

4) Найдите в тексте ответы на следующие вопросы:

1. Чем является язык с точки зрения языкознания?

2. Почему язык - важнейшее средство общения?

3. Приведите примеры возможных индивидуальных особенностей речи носителей изучаемого языка (в фонетике и лексике).

4. Почему язык - это необходимое условие материального и духовного развития общества? Назовите самые важные, на ваш взгляд, сферы его использования. Где можно обойтись без языка?

5. Почему язык сохраняет национальное единство народа?

Задания к тексту «Функции языка»:

1)Прочитайте, запомните следующие слова и выражения: функции языка, коммуникация, коммуникативная функция, информация, обмен информацией, средство общения, мыслительная функция, познавательная функция, номинативная (назывная) функция, регулятивная функция, фатическая (функция установления контакта с собеседником), социум, социальные отношения, эстетическая (поэтическая) функция.

2)Прочитайте текст 2 "Функции языка":

Важнейшая функция языка - коммуникативная. Коммуникация - общение, обмен информацией. С помощью языка один человек может обратиться к другому, сообщить ему какую-либо информацию, передать свои мысли, чувства, настроения или желания. Конечно, люди пользуются и другими средствами общения, например жестами, различными искусственными сигналами и знаками (знаки дорожного движения, математические и химические знаки, азбука Морзе и т.д.). Однако все эти средства общения являются вспомогательными по отношению к единственному универсальному средству - языку слов.

У языка есть и другие функции, например мыслительная. Суть этой фуккции состоит в том, что человек не только говорит, но и думает при помощи языка.

Третья функция языка - познавательная. Большая часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему через язык. Возможно, он никогда не был в Африке, но знает, что там есть пустыни, пирамиды, верблюды, река Нил и многое другое.

Очень важная функция языка - номинативная (назывная). Почти у каждого предмета или явления существует свое название и это позволяет человеку ориентироваться в окружающем его мире.

Регулятивная функция проявляется тогда, когда говорящий ставит своей целью воздействовать на собеседника (в форме просьбы, приказа, запрета, совета, убеждения и т.д.).

Фатическая функция включает в себя средства языка, которые используются для установления контакта с собеседником (приветствия, прощания, разговоры в семье, с коллегами по работе, с соседями, с попутчиками и т.д.). Очень важна для поддержания социальных отношений внутри самых разнообразных социумов (в семье, в трудовом коллективе, в учебной группе, в группе друзей).

Эстетическая (поэтическая) функция наиболее полно проявляется в языке художественной литературы, поэзии.

3)Ответьте на вопросы к тексту:

1. Какая функция языка является важнейшей?

2. Назовите известные вам функции языка.

3. Почему язык иногда сравнивают с инструментом, слугой, зеркалом?

4. В каких ситуациях мы имеем дело с проявлением регулятивной функции, фатической? Сравните реализацию этих функций в русском, украинском и изучаемом иностранном языке. Сделайте вывод.

Наши рекомендации