Институт социализации – это учреждения и инструменты социальной жизни, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Многие мыслители прошлых эпох, особенно эпохи Просвещения (ХVIII в.) обосновывали большую роль личности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспитании людей, формировании просвещённых и полезных для общества личностей. Они говорили: «Человеком рождаются, а личностью становятся». А вот какими личностями становятся те или иные люди – это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в ней системы, образования и воспитания. Это положение полностью сохраняет свою актуальность в настоящее время.
К проблеме личности так или иначе обращались представители многих направлений социологи (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, В. Ленин, Л. Уорд, Г. Тард, В Парето, М. Вебер, Д. Морено, Т. Парсонс). Социология личности как специализированная теория появилась на грани ХIХ-ХХ веков. Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы: теория зеркального «Я»,ролевая теории личности. статусная теория.
В отечественной социологии проблема развития личности достаточно детально была рассмотрена в работах П.А. Лаврова. Е.В. де Роберти, П.А. Сорокина. Но особенно значительна роль Н.К. Михайловского, который много внимания уделил индивидуальности и предложил рассматривать личность в трёх видах – биогенном, психогенном и социогенном.
По словам американского социолога Ч.Р. Миллса «изучение социологии должно показать. как оценивать себя не как изолированную личность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в истории и перспективе, что бы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на ваше поведение, так и на поведение других людей».
Вопрос 1. Понятие личности и её структура. Теории развития личности.
Все определения личности так или иначе обусловлены 2 противоположными взглядами на её развитие:
· с одной стороны - личность формируется и развивается в соответствии с её врождёнными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет незначительную роль;
· с другой – личность это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
Человек всегда выступает в единстве своих биологических и социальных качеств, которые гармонически взаимодействуют между собой. Ведущую роль в их взаимодействии играют социальные качества, такие как – способности к трудовой и иной деятельности, и взаимному общению. Они обуславливают историческое становление и развитие человека современного физического типа, обладающего разумом. Указанные социальные качества играют ведущую роль в развитии человека и его социальной жизни, но весьма существенна и роль биологических качеств. Их роль весьма существенна как в функционировании собственного биологического организма человека, так и в его социальной жизнедеятельности. То есть человек – это и определённый биологический вид, и субъект социальной деятельности.
Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения
В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При это не отрицается наличие у неё врождённых способностей (темперамента и предрасположенности), значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.
Социальный подход к изучению личности отличают следующие черты:
· изучение человеческой личности как абстрактного «социального» типа;
· акцентирование сугубо социальных аспектов личности при абстрагировании от биологической среды;
· детальное изучение отношений между личностью и обществом.
На его сложность и многоплановость личности в начале ХХ века обратил внимание австрийский психоаналитик З. Фрейд. Им была предпринята попытка логическим путём связать биологические и социальные начала, обратить внимание на энергетическую, чувственно-аналитическую основу личности как социального субъекта.
Фрейд выделил в структуре личности 3 главных психологических компонента:
· «Оно» (подсознательное или бессознательное) – компонент где властвуют
бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей, среди которых он особо выделил интимные побуждения и агрессивную потребность. Так как их удовлетворение наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя огромный резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо).
Подсознанием правит принцип удовольствия. В каждом человеке, как бы. сидит такое существо, которое говорит: буду делать только то, что мне нравится. Но поскольку индивиду часто нравится то, что диктует ему природа, прежде всего желания и влечения, осуждаемые обществом, то ему приходится с ними бороться, вытесняя их в сферу бессознательного.
· «Я»(сознание) –компонент личности управляющий его контактами с внешним
миром. В начале своего жизненного пути у человека существуют только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которое доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Но по мере роста человек под влиянием окружающих людей учится ограничивать биологические инстинкты, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой. В итоге формируется сознание или «Я», стремящееся обуздать бессознательное и направить его в русло социально-одобренного поведения.
Сферой сознания «Я» управляет принцип реальности, вынуждающий человека во многом слушаться рассудка, извлекать из него выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, скрывать свои мысли от окружающих и т.д. Рациональное «Я» делает человека расчётливым, предприимчивым, способным добиваться своих целей и выходить из трудных обстоятельств.
· «Сверх Я» (сверхсознание) – это пересаженные в голову человека внутренние,
освоенные индивидом, социально-значимые нормы и заповеди, социальные запреты, стереотипы поведения, которые диктует индивиду общество. Это внутренний надзиратель, критик, цензор личности. Он формируется больше частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.
Вычленив в структуре личности 3 основных компонента, Фрейд не считает их равноценными для её существования. Определяющую роль от отводит подсознательному компоненту «Оно», так как это самый крупный и глубинный слой человеческой личности, то зерно из которого произрастает в процессе социализации «Я» и «Сверх Я». Это строительный материал личности. В динамическом плане все 3 элемента структуры характеризуются конфликтом.
Идеи З. Фрейда о структуре человеческой личности развил П. Сорокин.Он дал иную интерпретацию «Сверх Я», истолковав её именно как сверхсознание. По мнению Сорокина Фрейд слишком биологизировал процесс формирования «Сверх Я». По Сорокину это сфера абсолютных нравственных законов, которые составляют содержание базовых ценностей и норм, источник которых находится в сфере религиозного сознания. В результате структура личности приобретает следующие очертания:
Большую часть человеческой личности занимает «Оно» (бессознательное). Над ним возвышается «Я»(сознание), которая разворачивается в горизонтальной плоскости многообразия социальных отношений. И наверху находится сверхсознание – сфера связи человека с Абсолютом (Богом), в результате которой осуществляется укоренение человека в непреходящие абсолютные ценности.
Основными теориями развития личности показаны в таблице 2:
Теория | Автор | Основная идея |
Теория развития личности | Ч. Х. Кули (теория зеркального «Я») | Эффект «зеркального отражения» в сознании людей, представлений о том, как их оценивают другие. |
Д. Г. Мид | Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием роли других людей и формированием «Я» и «Меня». | |
Психоаналитические теории | З. Фрейд | В своём развитии личность проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью. На каждой из них возникает напряжённость между «Оно» и «Сверх-Я». |
Э. Эриксон | Личность проходит стадии развития, связанные с преодолением кризисов. | |
Теория развития познания | Ж. Пиаже | Способность мыслить развивается по мере овладения новыми познавательными навыками. |
Теория нравственного развития | Л. Колберг | Нравственное развитие личности включает ряд последовательных стадий, предполагающих развитие познавательных способностей и понимание чувств других людей. |
Табл. 2
Вопрос 2. Социализация личности и её институты.
Младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а так же с неповторимо индивидуальным видением мира. Индивид достигает этого состояния с помощью социализации,в ходе которой он превращается в человеческую личность.
Социализация – это процесс становления и функционирования личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
При рассмотрения процесса социализации чаще всего применяют понятие развитие личности – это последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности.
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Но полномочия, права и обязанности, приобретённые им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершён. По некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Иначе говоря, социализация – это процесс вхождения индивида в общественную жизнь, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Социализация связана так же с процессом социальной активности человека, а следовательно, с его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать её требования, но и изменять её, влиять на неё. Объективным основанием социализации и основным системообразующим элементом этого процесса является социальная среда, с её многочисленными институтами.
Институт социализации – это учреждения и инструменты социальной жизни, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
К институтам социализации относятся:
· семья – в ней начинается взаимодействие с социальной средой, получаются первые элементарные сведения о ней, закладываются основы сознания и поведения;
В социологии внимание обращается на тот факт, что ценность семьи, как социального института, долгое время недостаточно учитывалась. И ответственность за воспитание будущего гражданина в определённые периоды советской истории пытались снять с семьи, преложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации, что в итоге обернулось крупными издержками в общественной и личной жизни людей.
· учебные заведения – по мере взросления в них усваивается совокупность усложняющихся молодым индивидом знаний.
Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. (Пример:в детстве человек получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать своё представление об обществе в котором живёт, о принципах построения жизни). Но социологов до сих пор волнуют вопросы – почему так различен этот первоначальный процесс социализации личности? почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающимися не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда противостоят друг другу?
· производственные организации – в них продолжается социализация той части молодёжи, которая приходи на работу после окончания средних, высших и др. учебных заведений.
Здесь она складывается под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих им как социальным организациям.
· общественно-политическая и познавательная деятельность – в ней осуществляется соединение знаний, убеждений и практических действий, образуются характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.
Недостаточно просто обладать знаниями – их предстоит превратить в убеждения, которые проявляются в действиях личности.
Мощными инструментами социализации выступают:
· средства массовой информации (печать, радио, телевидение, Интернет) - они осуществляют интенсивную обработку общественного мнения и его формирование. При этом одинакова возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
· передача социального опыта – включает в себя преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимых от повседневной жизни людей. Посредством их новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.
Личность проходит 3 основные стадии социализации: дотрудовую(подразделяется на раннюю социализацию и стадию обучения), трудовую и послетрудовую(пенсионный статус как завершающийся процесс социализации связан с новыми функциями в семье и социальном положении).
Таким образом, социализация личности представляет специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.
Вопрос 3. Факторы влияющие на развитие личности.
Факторы оказывающие влияние на формирование и развитие личности подразделяются на следующие типы:
· Биологическая наследственность.
Биологическое наследие каждого человека составляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность. Оно закладывает основу социальной жизни людей. Черты биологического наследия дополнятся врождёнными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, безопасности.
Если социальный опыт объясняет, в основном, сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, её изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем, групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идёт об уникальном социальном опыте, уникальной субкультуре.
Следовательно биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаётся с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как:
- он создаёт ограничения для социальных общностей (беспомощность ребёнка, невозможность долго находится под водой, наличие биологических потребностей и т.д.);
- благодаря биологическому фактору создаётся бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, то есть неповторимое создание.
· Физическое окружение.
Некоторые исследователи придавали ему решающее значение в развитии личности. Известный социолог П. Сорокин в 1928 году обобщил теории многих учёных – от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Э. Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей, в основном, определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. Разработанная им теория являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на влияние личности.
Действительно, в сходных физических и географических условиях, формируются различные типы личностей. И наоборот, часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. Следовательно, физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и не сравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.
· Культура.
Определённый культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Каждый ребёнок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы, которые другие общества предложить не могут.
Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. (Пример: личность сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты сравнении с личностью, воспитанной в христианской стране).
Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, с обладающими для данного общества чертами модальной (от взятого из статистики термина «мода»). Модальная личность – это наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты, можно найти в любом обществе (О модальных личностях говорят тогда упоминают о «средних» американцах, англичанах или об «истинно» русских или истинных англичанах).
Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности, в большей или меньшей степени, содержаться в каждой личности данного общества. Другими словами – каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствую культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило с детства. (Пример: -для равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось. Все мальчишки стремились быть похожими на таких мужчин; - для нашего общества таким типом личности может быть социабельная личность, то есть легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству, обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (способная за себя постоять) и практической сметкой). Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, поэтому мы учим этому своих детей.
Однако, в сложных обществах из-за наличия в них большого числа субкультур очень трудно найти общепринятый тип личности. Наше общество характеризуется множеством структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и т.д. Каждое из них имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определёнными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.
Главными факторами, определяющими процесс формирования личности являются групповой опыт и уникальный индивидуальный (личностный) опыт.
· Групповой опыт.
В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного «Я». Даже отличие физических границ собственного тела от всего остального мира, это результат довольно длительного, последовательного изучения ребёнком окружающей среды и последующего открытия, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью своего собственного тела.
Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребёнок учится устанавливать различия между другими людьми по именам, осознает, что мужчина – это папа, а женщина – мама. Постепенно его сознание движется от имён, которые характеризуют статусы (статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около 1,5 лет ребёнок начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом.
Продолжая накапливать социальный опыт, ребёнок формирует образцы различных личностей и в том числе образ собственного «Я». Всё дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно воспринятыми общими для его социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.
То что личность развивается не просто путём автоматического развёртывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. (Пример: ребёнок в детстве был лишён человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе, как об обособленном. отдельном существе в ряду других подобных им существ. Такие индивиды так же не могут воспринимать своё различие и сходство с другими индивидами. Поэтому такое человеческое существо не может считаться личностью).
Наиболее известными научными объяснениями (теориями) процесса формирования личности в ходе группового общения, являются:
· зеркальное «Я» Чарлза Х. Кули
Американский психолог исследовал процесс постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длительного и противоречивого процесса и не может осуществляться без социального окружения (других личностей). По Кули каждый человек строит своё «Я», на восприятии реакций других людей, с которыми он вступает в контакт. (Пример: - девушке и родители, и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если это утверждение повторять достаточно часто, более или менее постоянно разными людьми, то в конечном счёте она ощущает себя таковой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утёнком, если с раннего возраста её будут разочаровывать и относится как к некрасивой; - разница между обычным и талантливым ребёнком при аналогичном подходе).
Таким образом, личностный «Я-образ» не рождается только с объективным фактами. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, то есть его человеческое «Я» открывается через реакции других.
Кули определил 3 стадии в построении зеркального «Я»:
· наше восприятие того, как мы смотрим на других;
· наше восприятие их мнения, по поводу того, как мы смотрим;
· наши чувства по поводу этого мнения.
(Пример: всякий раз когда вы входите в комнату и направляетесь к группе общающихся людей – они быстро расходятся. Если это повторяется, то у вас возникает чувство, что о вас в группе дурное мнение. И наоборот – если при вашем появлении члены группы активно с вами общается, то анализ их действий, безусловно, положительно скажется на вашем самомнении).
Как отражение в зеркале даёт образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на моё поведение или внешность даёт образ социального «Я». Таким образом социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед нами, а так же постоянно изменяется. В детстве при оценке своих способностей, человек ориентирован на мнения тех, с кем постоянно находится в личном контакте, а вырастая, он уже ориентируется на мнение личностей хорошо разбирающихся в предмете его способностей. То есть, при достижении зрелости, личность уделяет наибольшее внимание создании образа социального «Я» на основании оценок компетентных специалистов.
Развиваясь личность становится не только более строгой при выборе группы индивидов, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образцов, оказывающих на неё влияние. Человек всегда оказывает большее внимание одним мнениям и меньше другим. Он даже может игнорировать некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искажённого зеркала (Пример: поддержка принятых высказываний о себе при лести, а брань начальника относим к неумению или неспособности, в то время это просто служит проявлением его плохого настроения). Вследствие таких искажений зеркальное «Я», формирующее личность, никогда полностью не соответствует действительному положению вещей.
Эксперименты Э. Кельвина и В. Хольтсмана (1953 г., США) показали, что существует весьма значительное различие между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причины этих различий:
· отбор личностями выгодных для них мнений окружающих;
· отличие между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они действительно о них думают.
Определяя возможность формирования личности на основании зеркального «Я» Кули тем не менее не учитывал активности личности. По его учению личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, и не показано как осуществляется социализация индивида в группе.
· «обобщенный другой» Д. Г. Мида
Концепция профессора Чикагского университета объясняет сущность процесса восприятия индивидом других личностей и, в известной степени, дополняет теорию зеркального «Я». В соответствии с ней «обобщённый другой» - это всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я-образ». Индивид в процессе общения, как бы, встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и внешность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого». (Пример: ощущение человека после нелепого случая - он со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нём).
Осознание «обобщённого другого» развивается через процессы:
· принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (принятие на себя различных ролей участниками детских игр);
· исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением (в то время как принятие роли только претендует на игру).
Д. Мид различал 3 стадии процесса обучения ребёнка исполнению взрослых ролей: подготовительная (1-3 года) - ребёнок имитирует поведение взрослых без какого либо понимания (девочка наказывает куклу);
игровая (3-4 года) - дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли ещё не устойчиво (вначале мальчик строитель и укладывает игрушечные блоки, затем рушит свою постройку и становиться милиционером, а после чего космонавтом);
заключительная (4-5 лет и более) - ролевое поведение становится собранным, целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актёров (перемещение по полю при игре в футбол для смены амплуа; команда возникает и действует только тогда, кода каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнёров).
В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть своё собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощутить на себе их реакции. Через осознание других ролей, а так же чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщённый другой», который является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщённого другого», индивид формирует свою концепцию «Я».
Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других, может отрицательно сказываться на развитие личности. (Пример: у некоторых групп молодёжи, с отклоняющимся поведением, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли (видеть себя в глазах других), что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях).
· «значимый другой» А. Халмера
Эта концепция разработана американским социологом в дополнении к теории Мида. Она роименима к той личности, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее внимание на установки индивидов и формирование их собственного «Я». В их качестве могут выступать родители, учителя, наставники и, возможно, популярные личности. Индивид стремиться принять их роли, подражать им и таким образом осуществить процесс социализации через «значимого другого».
Наиболее часто употребляемыми терминами, отражающих ощущение человека собственного «Я» и степень социализации личности – это идентичность и самоуважение. Идентичность - это ощущение существования уникальной индивидуальности, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп, в использовании групповых ценностей. Самоуважения так же социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости, от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для неё особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.
В истории наблюдаются ситуации когда индивиды ведут тяжёлую, и часто бесполезную борьбу, на каком-либо поприще, только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и свои поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж.
· Уникальный индивидуальный опыт.
Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имели сходный групповой опыт? Потому, что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чём-то сходен, а чем-то различен. Семьи имеют разные структуры и ребёнок может быть единственным, иметь брата или сестру, общение с которыми придаёт его личности новые черты. Кроме того дети общаются с разными группами, воспринимают роли различных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения.
Поэтому каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удаётся повторить его. Картина этого опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает по кирпичику события, прошедшие с ним, но и преломляет их значение через свой прошлый опыт, а так же опыт своих родителей, близких, знакомых.
Психоаналитики утверждают, что некоторые инциденты, в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определённую окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду (Пример: случай травматического значения, когда у 5-летней девочки чужой мужчина отнял и выкинул любимую куклу. В последствии этот эпизод повлиял на общение взрослой женщины с мужчинами). Таки образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.
Процесс социализации личности в основном протекает под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я-образ» на основании восприятия того, как о ней думают и оцениваю другие. Для успешности такого восприятия, личность принимает на себя роли других и их глазами смотрит на своё поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я-образ» личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
Социолог О. Брим обратил внимание, что социализации подвержены не только дети, но и взрослые. При этом социализация взрослых имеет следующие отличия:
· она касается в основном изменений их внешнего поведения, в то время как детская – затрагивает базовые ценности;
· дети могут только усваивать нормы, в то время как взрослые способны давать им оценку;
· социализация взрослых более конкретна и позволяет выделить множество оттенков между белым и чёрным;
· социализация детей направлена на формирование мотивации, а социализация взрослых – на овладение новыми навыками.
По мнению психолога Р. Гоулда, взрослая социализация не является продолжением социализации детей, а помогает взрослым избавиться от предубеждений, полученных в детском возрасте. По его утверждению взрослые постепенно преодолевают наивную уверенность во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие люди обязаны заботиться о личных проблемах индивида.
Вопрос 4. Социальные статусы и роли.
Значительное влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория. Она описывает её социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль».