Выборка- определение обследуемой совокупности(сколько, кого, как опрашивать).
А. Вероятностная(собственно-случайностный, механическая, серийная, гнездовая).
Б. Целенаправленная(стихийная, основного массива, квотная).
В. Одноступенчатая и многоступенчатая(комбинирования).
II.
Для сбора соц инфы могут применяться различные методы:
1. Опрос
2. Наблюдение.
3. Анализ документов.
4. Эксперимент.
5. Экспертные оценки.
1. Опрос - путем диалога между исследователем и респондентов в виде формализованных вопросов и ответов:
А. Письменный и устный.
Б. Очный и заочный.
В. Экспертные и массовые.
Г. Выборочные и сплошные.
Анкета- упорядочение по содержанию и форме набор вопросов и высказываний, воплощенный в виде вопросника.
Правила разработки:
1. Должно подчиняться цели и задаче.
2. Язык должен быть понятен.
3. Нет навязывания.
4. Респондент не должен решать сложных задач.
Структура:
1. Введение.
2. Содержательная.
3. Заключительная.
Виды вопросов:
1. По отношению к цели: а) содержательные(о фактах, знаниях, мнениях, мотивах, оценках, отношении) б) функциональные(фильтры, контрольные, психологические, буферные, контактные)
2. По форме: а) открытые б) закрытые в) полузакрытые
3. По конструктивным особенностям: а) шкальные б) дихотомические( да, нет) в) альтернативные(1 ответ) г) вопросы-меню (несколько ответов)
4. По расположению: а) линейное б) табличное
III.
Суть этого этапа - преобразование эмпирических данных
Методы:
1. Количественные- матем обработка данных
2. Качественные- описание объяснение
Обработка данных: 1. Первичная - обработка исходных данных. 2. Вторичная - обобщение, т е получение показателей.
Следующий этап - анализ.
Описание - это фиксация результатов исследования с помощью выбранной системы обозначений(группировка, типологизация).
Объяснение - раскрытие на основе эмпир данных и общей соц теории сущности объекта(генетическое, структурное, комбинированное)
Верификация (проверка) гипотез:
1. Статистические
2. Введение контрольных факторов и переменных.
3. Модификация гипотезы.
4. Подбор более чувствительных показателей.
5. Построение математических моделей.
СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ТИПЫ
1. Сущность социальных систем.
2. Общество как социокультурная система.
3. Культура как ценностно-нормативная система.
1.
Социальная система - целостное сложное образование, которое имеет интегративные свойства.
Структура соц.системы:
1. Люди
2. Связи между людьми.
3. Нормы.
Особенности социальных систем:
1. Относительное постоянство, устойчивость и целостность.
2. Образует новое качество.
3. Относительная уникальность и самостоятельность.
4. Могут взаимно перегруппировываться (синтез, симбиоз).
5. Каждая социальная система развивается по своим закономерностям.
6. Основная форма развития - инновация.
7. Инерционность.
8. Соц. система состоит из подсистем.
9. Социальные системы - максимально сложные образования, т.к. их основной элемент - человек - обладает большим диапазоном выбора поведения.
10. Обладают значительной неопределённостью функционирования.
11. Имеют границы управляемости.
Типы социальных систем:
1. По уровню: А. Макросистемы. Б. Микросистемы. В. Мегасистемы.
2. По качеству: А. Открытые. Б. Закрытые. В. Изолированные.
Открытые - взаимодействуют с другими по многие направлениям.
Закрытые - 1-2 направлениям.
Изолированные - не взаимодействуют.
3. По структуре: А. Гомогенные - только социальная природа.
Б. Гетерогенные - разная природа.
Основные социальные системы:
1. Общество. 2. Культура. 3. Личность.
1.Общество - исторически сложившаяся и развивающаяся совокупность взаимодействующих индивидов.
Признаки общества:
1. Общность территории
2. Целостность и устойчивость.
3. Самовоспроизводство.
4. Самообеспеченность.
5. Саморегулируемость.
Структура общества:
1. Социальны группы и общности.
2. Социальные организации и институты.
3. Нормы и ценности.
Источник развития общества - инновационная энергия людей.
Функционирование общества - его постоянное самовоспроизводство на основе:
1. Социализация.
2. Интуализация.
3. Легитимация.
Алгоритм развития общества:
Инновация->Шок->Бифуркация->Флуктуация->Новое общество
Функции общества:
1. Создание условий для удовл. потребностей людей.
2. Предоставление индивидам возможностей для саморазвития.
Типы общества:
1. По способам производства: а. Первобытные б. Рабовладельческие в. Феодальные г. Капиталистические д. Коммунистические.
2. Цивилизации: а. Традиционные б. Индустриальные в. Постиндустриальные.
3. Политические основания: а. Демократические б. Авторитарные в. Тоталитарные.
4. Религиозные основания: а. Христианские (не однородно) б. Мусульманские (суниты и шеиты) в. Буддистские г. Иудейские.
Закономерности развитие общественных систем:
1. Ускорение истории.
2. Уплотнение исторического времени.
3. Неравномерность развития.
4. Возрастание роли субъективного фактора.
Культура - система ценностей и норм, жизненных представлений,образцов поведения, способов и приемов человеческое деятельности.
Функции культуры:
1. Общественно-преобразующая.
2. Информационная.
3. Гносиологическая.
4. Семиологическая.
5. Аксиологическая.
5. Коммуникативная.
6. Социализации.
7. Гуманистическая.
8. Нормативно-регулирующая.
Сущность культуры:
1. В ней все естественно.
2. Она прочно проникает в человеа и становится чем-то вполне разумеющимся.
3. Она дает основы жизнедеятельности.
4. Сама по себе культура универсальна.
5. У разных народов культура различна.
Структура культуры:
1. Нормы, ценности.....
2. Способы и приемы человеческой деятельности.
3. Предметы деятельности.
4. Социальные отношения.
Типология культуры:
1. Виды:
А. Материальная.
Б. Духовная.
В. Социальная.
2. По целевому назначению: светская и религиозная.
3. По соц. предназначению: элитарная и массовая.
Контркультура - оппозиционная культура.
Субкультуры - культура специфической социальной группы.
ЛИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМА
1. Социальная сущность личности.
2. Социальные роли личности.
3. Социальные статусы личности.
1. Социальная сущность личности
Личность - это человек, который обладает устойчивой системой социально значимых качеств.
Особенности личности:
1. Личностью не рождаются а становятся.
2. Не каждый человек становится личностью.
3. Личность - это сложная социальная система.
Подход 1: личность - это система, потому что имеет сложную структуру.
Элементы:
1. Память.
2. Культура.
3. Деятельность.
Ядро социальной структуры личности - убеждение.
Подход 2: личность - это система, потому что состоит из компонентов разной природы.
Компоненты:
1. Биологические.
2. Психологические.
3. Социальные.
Биологиеские: 1. Анатомия. 2. Физиология.
Бихевиорическая теория личности
S -> R
S -> P -> R
Психологические компоненты: память, характер, темперамент, чувства, воля.
Психологическая теория Зигмунда Фрейда
ID -> EGO -> SUPER EGO
(ОНО -> Я -> СВЕРХ Я)
Социальные компоненты: Способности к: 1. Общению. 2. Самостоятельной деятельности. 3. Социальной ответственности.
Теория социализации
Социализация - процесс усвоения человеком норм и ценностей.
Структура социализации:
1. Нормы и ценности.
2. Общество.
3. Личность.
Содержание социализации:
1. Обучение.
2. Воспитание.
3. Взаимодействие с другими.
4. Освоение норм и ценностей, ролей.
5. Приобретение прав и обязанностей.
Стадии социализации:
1. Дотрудовая.
2. Трудовая.
3. Послетрудовая.
Добавить из учебника: институты социализации, агенты социализации, десоциализация, ресоциализация.
Подход 3: личность - это система, потому что имеет множество "я".
"Я" индивидуальные:
1. Наличное.
2. Желаемое.
3. Представляемое.
"Я" социальное:
1. Субъективное.
2. Зеркальное.
Субъективное "я" - представление человека о себе как о субъекте социальных отношений.
Структура:
1."Я" образ
2."Я" концепция.
Зеркальное "я" - представление о себе, на основании того, что ,по его мнению, о нем думают друге.
Структура:
1. Каким меня видят другие.
2. Как меня оценивают другие.
3. Мои реакции на это.
Реакции:
1. Реакция страха.
2. Реакция стыда.
3. Реакция вины.
4. Реакция совести.
Типы личности:
1. Традиционалисты.
2. Идеалисты.
3. Фрустрированный тип.
4. Реалисты.
5. Гедоностические материалисты.
Подход 4: личность - это система, потому что выполняет множество ролей.
2. Социальные роли личности
Социальная роль
- стандартизированный способ поведения.
- это функции личности
- обязанности личности
Составляющие роли:
1. Ролевые ожидания.
2. Ролевое поведение.
Особенности социальных ролей:
1. Роль не обусловлена свойствами индивида.
2. Каждая личность выполняет несколько ролей.
3. Индивид всегда автономкн от роли.
Детерминантые роли:
1. Ролевые установки.
2. Ролевое понимание.
3. Ролевые способности.
4. Ролевые ориентации.
5. Ролевые мотивы.
типы ролей:
1. Предписанные.
2. Приобретаемые.
Усвоение роли выражается в поведении.
Социальное поведение - действия и взаимодействия на человека.
Типы поведения:
1. Идентификационное.
А. Адекватное.
Б. Гениальное.
Б. Фанатичное.
2. Дистанцированное
А. Конформистское.
Б. Ретритское.
В. Бунтарсоке.
3. Социальные статусы личности.
Социальный статус - положение человека в группе, в обществе.
Детерминаты статуса:
1. Социально-экономические признаки
2. Социально-демографические признаки.
3. Стиль жизни.
4. Тип образования.
Типы статусов:
1. Предписанные
2. Достигаемые.
3. Аскрипивные (приписанные).
Статус показывает:
1. Место человека в общественных отношениях.
2. Основные функуции личности.
3. Деятельность личности.
4.оценку деятельности личности со стороны общества.
5. Самооценку личности.
Особенности статуса:
1. Статус завоевывается.
2. Статус в большой степени зависит от самой личности.
3. Изменения статуса ведет к ищменению ответственности личности.
4. Социальный статус соотносится с ценностью личности.
СОЦИАЛЬАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
1. Сущность социальной структуры.
2. Социальная стратификация и неравенство.
3. Социальная мобильность.
1.
Социальная структура общества - совокупность классов, слоев, групп и связей между ними.
Основания развития социальной структуры:
1. ролевые ожидания
2. Типы собственности на средства производства
Социальная структура показывает:
1. Стабильность общества.
2. Динамику общества.
3. Тип общества.
4. Основные противоречия в обществе.
Функции социальной структуры:
1. Распределительная - развитие форм общественного разделения труда.
2. Стимулирующая - формирование стимулов к общественно-полезной деятельности.
3. Интеграционная - обеспечение единства интересов различных групп.
4. Инновационная - способствование динамизму социального развития.
Роль социальной структуры - обеспечивать устойчивость в развитии общества.
Типы социальных структур:
1. Классовая (Маркс, Ленин).
2. Стратификационная (Макс Веббер, Питерим Сорокин).
3. Институциональная (Эмиль Дюркгейм).
Закономерности развития социальной структуры:
1. Обладает достаточной стабильностью и изменяется только со значительным изменением общества.
2. По мере развития социальная структура становиться разнообразнее и сложнее.
3. В основе развития социальной структуры лежат противоречия, что предполагает как социальное единство, так и социальную борьбу.
Тенденции развития социальной структуры:
1. Рост численности лиц наемного труда.
2. Значительное усложнение профессионально-квалификационной структуры.
3. Увлечение занятых в сфере услуг.
4. Возрастание доли умственного труда.
5. Рост материального благосостояния и культурного уровня широких масс.
6. Рост числа безработных.
7. Урбанизация.
8. Усиление полиэтничной структуры.
9. Маргинализация.