Выборка- определение обследуемой совокупности(сколько, кого, как опрашивать).

А. Вероятностная(собственно-случайностный, механическая, серийная, гнездовая).

Б. Целенаправленная(стихийная, основного массива, квотная).

В. Одноступенчатая и многоступенчатая(комбинирования).

II.

Для сбора соц инфы могут применяться различные методы:

1. Опрос

2. Наблюдение.

3. Анализ документов.

4. Эксперимент.

5. Экспертные оценки.

1. Опрос - путем диалога между исследователем и респондентов в виде формализованных вопросов и ответов:

А. Письменный и устный.

Б. Очный и заочный.

В. Экспертные и массовые.

Г. Выборочные и сплошные.

Анкета- упорядочение по содержанию и форме набор вопросов и высказываний, воплощенный в виде вопросника.

Правила разработки:

1. Должно подчиняться цели и задаче.

2. Язык должен быть понятен.

3. Нет навязывания.

4. Респондент не должен решать сложных задач.

Структура:

1. Введение.

2. Содержательная.

3. Заключительная.

Виды вопросов:

1. По отношению к цели: а) содержательные(о фактах, знаниях, мнениях, мотивах, оценках, отношении) б) функциональные(фильтры, контрольные, психологические, буферные, контактные)

2. По форме: а) открытые б) закрытые в) полузакрытые

3. По конструктивным особенностям: а) шкальные б) дихотомические( да, нет) в) альтернативные(1 ответ) г) вопросы-меню (несколько ответов)

4. По расположению: а) линейное б) табличное

III.

Суть этого этапа - преобразование эмпирических данных

Методы:

1. Количественные- матем обработка данных

2. Качественные- описание объяснение

Обработка данных: 1. Первичная - обработка исходных данных. 2. Вторичная - обобщение, т е получение показателей.

Следующий этап - анализ.

Описание - это фиксация результатов исследования с помощью выбранной системы обозначений(группировка, типологизация).

Объяснение - раскрытие на основе эмпир данных и общей соц теории сущности объекта(генетическое, структурное, комбинированное)

Верификация (проверка) гипотез:

1. Статистические

2. Введение контрольных факторов и переменных.

3. Модификация гипотезы.

4. Подбор более чувствительных показателей.

5. Построение математических моделей.

СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ТИПЫ

1. Сущность социальных систем.

2. Общество как социокультурная система.

3. Культура как ценностно-нормативная система.

1.

Социальная система - целостное сложное образование, которое имеет интегративные свойства.

Структура соц.системы:

1. Люди

2. Связи между людьми.

3. Нормы.

Особенности социальных систем:

1. Относительное постоянство, устойчивость и целостность.

2. Образует новое качество.

3. Относительная уникальность и самостоятельность.

4. Могут взаимно перегруппировываться (синтез, симбиоз).

5. Каждая социальная система развивается по своим закономерностям.

6. Основная форма развития - инновация.

7. Инерционность.

8. Соц. система состоит из подсистем.

9. Социальные системы - максимально сложные образования, т.к. их основной элемент - человек - обладает большим диапазоном выбора поведения.

10. Обладают значительной неопределённостью функционирования.

11. Имеют границы управляемости.

Типы социальных систем:

1. По уровню: А. Макросистемы. Б. Микросистемы. В. Мегасистемы.

2. По качеству: А. Открытые. Б. Закрытые. В. Изолированные.

Открытые - взаимодействуют с другими по многие направлениям.

Закрытые - 1-2 направлениям.

Изолированные - не взаимодействуют.

3. По структуре: А. Гомогенные - только социальная природа.

Б. Гетерогенные - разная природа.

Основные социальные системы:

1. Общество. 2. Культура. 3. Личность.

1.Общество - исторически сложившаяся и развивающаяся совокупность взаимодействующих индивидов.

Признаки общества:

1. Общность территории

2. Целостность и устойчивость.

3. Самовоспроизводство.

4. Самообеспеченность.

5. Саморегулируемость.

Структура общества:

1. Социальны группы и общности.

2. Социальные организации и институты.

3. Нормы и ценности.

Источник развития общества - инновационная энергия людей.

Функционирование общества - его постоянное самовоспроизводство на основе:

1. Социализация.

2. Интуализация.

3. Легитимация.

Алгоритм развития общества:

Инновация->Шок->Бифуркация->Флуктуация->Новое общество

Функции общества:

1. Создание условий для удовл. потребностей людей.

2. Предоставление индивидам возможностей для саморазвития.

Типы общества:

1. По способам производства: а. Первобытные б. Рабовладельческие в. Феодальные г. Капиталистические д. Коммунистические.

2. Цивилизации: а. Традиционные б. Индустриальные в. Постиндустриальные.

3. Политические основания: а. Демократические б. Авторитарные в. Тоталитарные.

4. Религиозные основания: а. Христианские (не однородно) б. Мусульманские (суниты и шеиты) в. Буддистские г. Иудейские.

Закономерности развитие общественных систем:

1. Ускорение истории.

2. Уплотнение исторического времени.

3. Неравномерность развития.

4. Возрастание роли субъективного фактора.

Культура - система ценностей и норм, жизненных представлений,образцов поведения, способов и приемов человеческое деятельности.

Функции культуры:

1. Общественно-преобразующая.

2. Информационная.

3. Гносиологическая.

4. Семиологическая.

5. Аксиологическая.

5. Коммуникативная.

6. Социализации.

7. Гуманистическая.

8. Нормативно-регулирующая.

Сущность культуры:

1. В ней все естественно.

2. Она прочно проникает в человеа и становится чем-то вполне разумеющимся.

3. Она дает основы жизнедеятельности.

4. Сама по себе культура универсальна.

5. У разных народов культура различна.

Структура культуры:

1. Нормы, ценности.....

2. Способы и приемы человеческой деятельности.

3. Предметы деятельности.

4. Социальные отношения.

Типология культуры:

1. Виды:

А. Материальная.

Б. Духовная.

В. Социальная.

2. По целевому назначению: светская и религиозная.

3. По соц. предназначению: элитарная и массовая.

Контркультура - оппозиционная культура.

Субкультуры - культура специфической социальной группы.

ЛИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМА

1. Социальная сущность личности.

2. Социальные роли личности.

3. Социальные статусы личности.

1. Социальная сущность личности

Личность - это человек, который обладает устойчивой системой социально значимых качеств.

Особенности личности:

1. Личностью не рождаются а становятся.

2. Не каждый человек становится личностью.

3. Личность - это сложная социальная система.

Подход 1: личность - это система, потому что имеет сложную структуру.

Элементы:

1. Память.

2. Культура.

3. Деятельность.

Ядро социальной структуры личности - убеждение.

Подход 2: личность - это система, потому что состоит из компонентов разной природы.

Компоненты:

1. Биологические.

2. Психологические.

3. Социальные.

Биологиеские: 1. Анатомия. 2. Физиология.

Бихевиорическая теория личности

S -> R

S -> P -> R

Психологические компоненты: память, характер, темперамент, чувства, воля.

Психологическая теория Зигмунда Фрейда

ID -> EGO -> SUPER EGO

(ОНО -> Я -> СВЕРХ Я)

Социальные компоненты: Способности к: 1. Общению. 2. Самостоятельной деятельности. 3. Социальной ответственности.

Теория социализации

Социализация - процесс усвоения человеком норм и ценностей.

Структура социализации:

1. Нормы и ценности.

2. Общество.

3. Личность.

Содержание социализации:

1. Обучение.

2. Воспитание.

3. Взаимодействие с другими.

4. Освоение норм и ценностей, ролей.

5. Приобретение прав и обязанностей.

Стадии социализации:

1. Дотрудовая.

2. Трудовая.

3. Послетрудовая.

Добавить из учебника: институты социализации, агенты социализации, десоциализация, ресоциализация.

Подход 3: личность - это система, потому что имеет множество "я".

"Я" индивидуальные:

1. Наличное.

2. Желаемое.

3. Представляемое.

"Я" социальное:

1. Субъективное.

2. Зеркальное.

Субъективное "я" - представление человека о себе как о субъекте социальных отношений.

Структура:

1."Я" образ

2."Я" концепция.

Зеркальное "я" - представление о себе, на основании того, что ,по его мнению, о нем думают друге.

Структура:

1. Каким меня видят другие.

2. Как меня оценивают другие.

3. Мои реакции на это.

Реакции:

1. Реакция страха.

2. Реакция стыда.

3. Реакция вины.

4. Реакция совести.

Типы личности:

1. Традиционалисты.

2. Идеалисты.

3. Фрустрированный тип.

4. Реалисты.

5. Гедоностические материалисты.

Подход 4: личность - это система, потому что выполняет множество ролей.

2. Социальные роли личности

Социальная роль

- стандартизированный способ поведения.

- это функции личности

- обязанности личности

Составляющие роли:

1. Ролевые ожидания.

2. Ролевое поведение.

Особенности социальных ролей:

1. Роль не обусловлена свойствами индивида.

2. Каждая личность выполняет несколько ролей.

3. Индивид всегда автономкн от роли.

Детерминантые роли:

1. Ролевые установки.

2. Ролевое понимание.

3. Ролевые способности.

4. Ролевые ориентации.

5. Ролевые мотивы.

типы ролей:

1. Предписанные.

2. Приобретаемые.

Усвоение роли выражается в поведении.

Социальное поведение - действия и взаимодействия на человека.

Типы поведения:

1. Идентификационное.

А. Адекватное.

Б. Гениальное.

Б. Фанатичное.

2. Дистанцированное

А. Конформистское.

Б. Ретритское.

В. Бунтарсоке.

3. Социальные статусы личности.

Социальный статус - положение человека в группе, в обществе.

Детерминаты статуса:

1. Социально-экономические признаки

2. Социально-демографические признаки.

3. Стиль жизни.

4. Тип образования.

Типы статусов:

1. Предписанные

2. Достигаемые.

3. Аскрипивные (приписанные).

Статус показывает:

1. Место человека в общественных отношениях.

2. Основные функуции личности.

3. Деятельность личности.

4.оценку деятельности личности со стороны общества.

5. Самооценку личности.

Особенности статуса:

1. Статус завоевывается.

2. Статус в большой степени зависит от самой личности.

3. Изменения статуса ведет к ищменению ответственности личности.

4. Социальный статус соотносится с ценностью личности.

СОЦИАЛЬАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

1. Сущность социальной структуры.

2. Социальная стратификация и неравенство.

3. Социальная мобильность.

1.

Социальная структура общества - совокупность классов, слоев, групп и связей между ними.

Основания развития социальной структуры:

1. ролевые ожидания

2. Типы собственности на средства производства

Социальная структура показывает:

1. Стабильность общества.

2. Динамику общества.

3. Тип общества.

4. Основные противоречия в обществе.

Функции социальной структуры:

1. Распределительная - развитие форм общественного разделения труда.

2. Стимулирующая - формирование стимулов к общественно-полезной деятельности.

3. Интеграционная - обеспечение единства интересов различных групп.

4. Инновационная - способствование динамизму социального развития.

Роль социальной структуры - обеспечивать устойчивость в развитии общества.

Типы социальных структур:

1. Классовая (Маркс, Ленин).

2. Стратификационная (Макс Веббер, Питерим Сорокин).

3. Институциональная (Эмиль Дюркгейм).

Закономерности развития социальной структуры:

1. Обладает достаточной стабильностью и изменяется только со значительным изменением общества.

2. По мере развития социальная структура становиться разнообразнее и сложнее.

3. В основе развития социальной структуры лежат противоречия, что предполагает как социальное единство, так и социальную борьбу.

Тенденции развития социальной структуры:

1. Рост численности лиц наемного труда.

2. Значительное усложнение профессионально-квалификационной структуры.

3. Увлечение занятых в сфере услуг.

4. Возрастание доли умственного труда.

5. Рост материального благосостояния и культурного уровня широких масс.

6. Рост числа безработных.

7. Урбанизация.

8. Усиление полиэтничной структуры.

9. Маргинализация.

Наши рекомендации