ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ. Гуманитарный факультет
Кольский Филиал
Гуманитарный факультет
Кафедра социальной работы
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заведующая кафедрой Заместитель директора по
социальной работы учебной работе
____________Е.Ю. Авдеева __________Е.А. Вайнштейн
«___»_____________2004 г. «___»_____________2004 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
по проведению производственной практики
для студентов V курса
специальности 040101 – Социальная работа
Апатиты
Пояснительная записка
Все виды практик, в том числе и производственная, предусмотрены Государственным Образовательным Стандартом по специальности 040101 – Социальная работа. Согласно этому документу, по каждому виду практик Вузом разрабатывается Положение, где излагается программа практики, включающая цели, задачи, формы и методы проведения практики, а также производится выбор объектов для ее прохождения и определяются основные этапы практики. Производственная практика проводится согласно учебному плану вуза на предприятиях, в учреждениях, центрах, институтах, службах, фондах, которые потенциально могут стать будущим местом работы выпускников-специалистов по социальной работе.
Практика как образовательная технология занимает особое место в учебном процессе. С одной стороны, она позволяет проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, с другой – помогает глубже осознать проблемы, связанные с областью, где студент будет проходить практику, понять «изнутри» основные элементы и принципы функционирования интегрированной системы социальной защиты населения. В связи с тем, что существует целый комплекс отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, жилищное хозяйство, социальное обслуживание, социальное страхование и пенсионное обеспечение), именно производственная практика связана не только с приобретением практических знаний в конкретной области, но и с изучением взаимосвязи данных отраслей, их «взаимопереплетению» по некоторым общим проблемам. Поэтому нельзя недооценивать ее значение для качественной подготовки будущих специалистов по социальной работе. В период прохождения производственной практики студенты имеют возможность проанализировать эффективность работы отдельного подразделения, глубже понять ключевые особенности отношений в этой сфере деятельности, наглядно изучить взаимосвязь с другими организациями, увидеть причины участия государства в регулировании отношений, финансировании работы и материальном обеспечении системы социальной защиты.
Производственная практика поможет заполнить «белые пятна» и укрепить слабые места в теоретических знаниях. Студенты имеют возможность в дальнейшем сосредоточиться на изучении экономических проблем в социальной сфере.
Необходимо иметь в виду, что производственная практика представляет собой особую форму учебной деятельности как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. И преподаватель-руководитель практики, и студент являются равноправными субъектами этой деятельности, хотя они имеют и специфические задачи.
Так, целью практики со стороны преподавателя, прежде всего, является необходимость предоставить студентам возможность: а) соединить с практическим опытом их теоретические знания: о социальных проблемах, о формах их решения, о социальном законодательстве, о методах социальной работы; б) попрактиковаться в разработке социальных программ и принятии решений по конкретной социальной проблеме.
Целью практики со стороны студентов, в том числе и производственной, по преимуществу, является: а) помочь каждому студенту определить для себя профессиональные задачи и качества будущей специальности, б) «найти себя» во всем многообразии сфер деятельности социальной защиты населения.
Необходимо отметить, что хорошо организованная система прохождения производственной практики – это уже завершающий этап на пути к дальнейшему профессиональному совершенствованию студентов, обучающихся по специальности «социальная работа», основа для их научно-исследовательской и практической деятельности в области выбранных ими профессиональных интересов.
Данная практика пройдет в рамках специализации «Совершенствование социальной защиты населения в Мурманской области», где необходимо учитывать следующие моменты:
Во – первых, новые этапы совершенствования системы социальной защиты в целом в России и, соответственно, в Мурманской области, изменения в законодательстве и организации работы. Студентам предстоит познакомиться с новыми принципами организации социальной работы в регионе и в г. Апатиты, где специалист должен оперативно суметь использовать в работе новые методы и подходы в социальной работе. Здесь важно знать и уметь применять на практике традиционные формы работы с населением, а также внедрять и новые методы.
Во – вторых, следует учитывать тот факт, что изменения в законодательстве, в структурах, в организации работы происходят настолько часто, что в настоящее время можно сделать вывод, что произошел переход к активной политике в области социальной защиты населения. При этом студентам важно использовать полученные теоретические знания и быть готовыми активно их использовать на практике.
В-третьих, изменение социально-экономической структуры современного российского общества предполагает расширение экономической подготовки студентов. Студентам предстоит проанализировать конкретную экономическую ситуацию в регионе. Им важно научиться анализировать результаты происшедших в последние годы экономических и социальных реформ.
В- четвертых, необходимость анализа общественного мнения людей,
изменение менталитета различных форм и технологий помощи, предполагает соответствующую социологическую подготовку студентов. Здесь полезны теоретические знания таких предметов, как «Социология», «Демография», «Социальная политика».
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Цель и задачи практики
Основными целями производственной практики студентов специальности 040101 – Социальная работа являются:
1. приобретение практического опыта и навыков как для продолжения теоретического обучения, так и для будущей профессиональной деятельности;
2. развитие способностей у студентов аналитического анализа существующих социальных проблем в регионе и необходимость разработки различных социальных программ на муниципальном уровне.
3. участие студентов в выполнении программы: «Социальная защита населения города Апатиты на 2003-2004 годы».
4. участие студентов в выполнении различных региональных программ: «Социальная защита инвалидов», «Старшее поколение», «Дети Кольского Заполярья» и др. по предоставлению пакета социальных услуг различным категориям населения в г. Апатиты;
5. получение практических навыков в работе с различными группами населения путем применения технологий работы с конкретной группой (подростки, пожилые, инвалиды, безработные и пр.).
Основные задачи производственной практики:
1. Закрепление и углубление теоретических знаний студентов в области социальной работы;
2. Применение на практике различных социальных технологий;
3. Овладение навыков работы с различными документами;
4. Изучение и освоение принципов расчетов пособий, адресной социальной помощи, назначения и оформления пенсий и т.п.;
5. Участие в работе по приему граждан, обработке информации, комплектованию личных дел, пенсионных дел, учетных карточек, ведению регистрационных журналов;
6. Изучение порядка хранения, выдачи и ведения документов и бланков строгой отчетности
7. Освоение навыков работы с персональным компьютером, работой с базами данных.
8. Освоение основ делопроизводства, регистрации и обработке входящей и исходящей документации;
9. Освоение навыков работы с устными и письменными заявлениями, обращениями и жалобами граждан;
10. Ведение телефонных консультаций, переговоров, учет и регистрация телефонных звонков.
11. Изучение должностной инструкции и включение в непосредственную работу на вверенном участке;
12. Дальнейшее развитие у студентов таких профессионально-важных качеств будущей специальности, как коммуникативные способности, деликатность, психологическая грамотность, эмпатия, знание законодательства и правовой базы соцзащиты, с целью их развития.
13. Составление отчета о проделанной работе.
Форма проведения
Формой проведения производственной практики является индивидуальное, непосредственное и практическое участие в производственном процессе конкретного подразделения предприятия, (учреждения, службы, центра и т.п.), представляющих собой потенциальные места приложения профессиональных знаний и навыков выпускников-специалистов по социальной работе.
Методы, используемые при проведении производственной практики
I. Организационные методы;
II. Методы сбора и обработки информации;
III. Основные методы социальной работы:
1. Социальная индивидуальная помощь
2. Социальная групповая работа
3. Общинная работа
4. Новые методы в социальной работе (психотерапевтическая помощь)
IY. Методы обработки и интерпретации полученных результатов.
Объекты для прохождения производственной практики
Объектами для проведения производственной практики студентов, обучающихся по специальности 040101 – Социальная работа, согласно Государственному Образовательному Стандарту, являются предприятия, учреждения, центры, институты, службы, фонды, которые могут стать будущим местом работы выпускников-специалистов по социальной работе.
С учетом региональных особенностей студентам предлагаются следующие объекты для прохождения производственной практики практики:
- Администрация г. Кировска, комиссия по делам несовершеннолетних; (Ленина,1)
- Отдел по социальной защите населения Администрации г. Апатиты; (Ленина,1)
- Бюро медико-социальной экспертизы г. Апатиты; (Ленина,23)
- Управление пенсионного фонда по г. Апатиты; (Ферсмана, 34-А)
- Центр молодежных инициатив г. Апатиты
- Центр занятости г. Апатиты; (Ленина, 21)
- Центр социального обслуживания населения г. Апатиты, (Победы, 3-А), Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями (Зиновьева,13А)
- Городской отдел образования г. Кировска (Школа № 1)
Этапы проведения производственной практики
Производственная практика проходит в три основных этапа:
I. Организационно-подготовительный этапвключает в себя:
- определение порядка прохождения практики;
- выбор преподавателя-руководителя (группы преподавателей) практики, ответственного за проведение практики;
- выбор основных объектов для прохождения ознакомительной практики;
- проведение общего собрания для ознакомления студентов с целями и задачами практики, а также с порядком и правилами ее прохождения.
II. Оперативный этап – этап проведения производственной практики -включает в себя:
- изучение организации и управление деятельностью, вопросов планирования и финансирования соответствующего подразделения;
- освоение порядка назначения и выплаты пенсий и пособий, предоставления льгот и компенсаций;
- личное участие в производственном процессе;
- ведение студентами дневника практики, содержащего материалы по результатам проделанной конкретной работы (дневник практики может быть использован также в качестве прямого способа оценки практики);
- самостоятельная работа студентов по обработке, анализу и интерпретации данных, полученных в процессе прохождения производственной практики, а также работа с литературными источниками;
- проведение специального практико-ориентированного семинара с целью получения обратной связи, в ходе которого осуществляется:
а) обмен мнениями между студентами и руководителем практики;
б) консультирование студентов по вопросам, возникающим в период прохождения практики.
III. Результативный – отчетный этап,целью которого является подведение итогов производственной практики.
Целью отчетного этапа со стороны студентов является представление письменного отчета о похождении практики.
Цель отчетного этапа со стороны преподавателя – проведение собеседования со студентами по результатам проделанной ими в ходе практики работы.
Отчет о прохождении практики должен содержать:
1. Описание структуры (согласно Положения, Устава и др. документов, утвержденных Главой города) предприятий, учреждений, центров, служб и т.п., и перечень подразделений с деятельностью которых студенты познакомились в рамках прохождения практики. Оформляется графически в виде схемы (таблицы) с кратким описанием задач каждого отдельного подразделения.
2. Описание целей, задач деятельности, а также организационной структуры конкретного подразделения предприятий, учреждений, центров, служб, где они закреплены, с указанием специфики и основных направлений их деятельности; с более подробным описанием работы конкретного структурного подразделения (отдела, отделения, сектора и т.п.). Здесь необходимо проанализировать все проблемные вопросы, стоящие перед подразделением, указать категорию населения, с кем приходиться работать, укакзать каккие технологии применяются, выделить ключевые проблемы.
3. Подробное описание своей практической деятельности в ходе практики: с какими категориями населения, образцы документации (набор бланков, заполненных образцов заявлений, писем, вызовов, справок, распоряжений, протоколов и др.) с обязательной ссылкой на обороте бланка (заявления, письма, справки и пр.) по какому закону (федеральному, региональному, местному) с указанием статьи, пункта, подпункта, № и даты принятия. При ссылке на Закон обязательно указать категорию населения, статус, записи должны содержать все сведения, заносимые в данный документ. В отчете должен содержаться конкретный пример расчета пенсии, пособия, компенсации, льготы, субсидии или адресной помощи.
4. Основная часть отчета отвечает на вопрос: «Организация работы городских органов по социальной защите населения»:
- Организация работы органов социальной защиты населения с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями граждан
- Организация работы органов социальной защиты населения по обеспечению инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями
- Организация работы органов социальной защиты населения по направлению граждан в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, для психохроников
- Организация социального обслуживания населения Новые социальные службы
- Организация работы отделов по назначению и выплате пенсий по представлению граждан к назначению пенсий, подготовка пенсионных дел, автоматизированный процесс назначения (перерасчета) пенсий, процесс выплаты и доставки пенсий
- Организация работы с безработными гражданами, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов и др. льготных категорий граждан
- Организация работы с молодежью и студентами
- Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершенолетних и др.
5. При описании работы с льготными категориями необходимо сделать обзор основных льгот и компенсаций данной категории с обязательной ссылкой на законодательные акты, а также описать удостоверение, указать статус, статью Закона, какие документы дают право и куда их необходимо предоставить для получения удостоверения на льготы. Указать какие организации в городе, регионе, на территории РФ (или за пределами) предоставляют выше указанные льготы.
6. Отчет должен содержать предложения и практические рекомендации относительно перспектив развития сферы приложения профессиональных знаний специалиста по социальной работе с учетом местных условий и региональных особенностей. Выводы оформляются в виде конкретных предложений или небольшой социальной программы.
7. Отчет должен содержать обязательное приложение в виде конкретного наглядного примера: заполненный бланк, заявление, с приложением справок, с соответствующим распоряжением, протоколом, и др. документацией.
8. В конце отчета указывается список использованных источников:литературы: законы, Уставы, Положения, учебная литература, периодика.
9. ИТОГ-ЗАЧЕТ. Даты: «_____»________ в ____ч., «____»_______в _______ ч. В последующие дни к зачету требуется допуск из учебного отдела.
10. К зачету не допускаются студенты без заполненных дневников практики и с отчетами, не соответствующими выше перечисленным требованиям.
Литература
1. Гуслякова Л.Г. Теория и методика подготовки специалистов по социальной работе в системе социогуманитарного образования современной России. Барнаул, 2000.
2. Гуслякова Л.Г. Критерии качества социального образования и проблемы формирования мировоззрения будущего специалиста // Управление качеством высшего образования в условиях многоуровневой подготовки специалистов и внедрения образовательных стандартов. Барнаул, 1994.
3. Социология практики: методологические проблемы / Под ред. В.Я. Ельмеева. СПб., 1994.
4. Гриз Ю., Ленер М., Ринглер Д. Социальная работа в образовании и практике. Москва-Берлин, 1998.
5. Савинов А.Н., Т.Ф. Зарембо «Организация работы органов социальной защиты»/ Москва, 2001.
6. Теория и практика социальной работы / Учеб. пособие. Ч. I. Петрозаводск, 1999.