Введение. Введение к курсовой работе содержит следующие элементы:
Введение к курсовой работе содержит следующие элементы:
• Актуальность темы курсовой работы. Актуальность здесь означает научную значимость анализа предмета исследования, которому посвящена курсовая работа: конкретного метода сбора или анализа информации, методологической (методической) проблемы. В свою очередь, научная значимость предполагает описание нерешенных теоретических проблем того или иного метода, а также трудностей, с которыми сталкивается социолог или какой-либо другой специалист в практике социологических исследований.
Актуальность темы работы обосновывается, например следующим образом:
Актуальность темы курсовой работы в значительной мере определяется стремительным развитием науки и техники и сопутствующих ему трансформаций общества в постиндустриальное и информационное, которые непосредственным образом повлияли и на массовую культуру. Виртуальная реальность, становящаяся реальностью потребления, компьютерные программы, задающие алгоритмы создания артефактов, по форме приближающихся к элитарным, возможности коммуникационных технологий, расширяющие сферу деятельности человека - все это создает иллюзию возрастания роли элитарной культуры в рамках постиндустриального общества. Между тем, массовая культура не только не уступает место культуре элитарной, но продолжает осуществлять на нее интенсивное воздействие, выступая в эпоху современности в качестве основной формы существования культуры.
Если автор не обосновал актуальность выбранной темы, такая работа не имеет ни теоретического, ни практического смысла и к защите не допускается.
• Степень разработанности проблемы. Здесь должны быть указаны работы, в которых так или иначе рассматривается изучаемый метод или методологическая (методическая) проблема, а также кратко описаны те аспекты изучаемого метода или проблемы, которые представлены в анализируемой литературе, например:
…. Значительный вклад в исследование оценки результативности и возможности применения зарубежных методик экономического анализа в российской практике внесли труды известных отечественных ученых: М.И. Баканова, А.С. Бакаева, Е.В. Галкиной, Н.А. Евдокимова, Т.П. Карповой, Н.П. Кондракова, М.В. Мельник, О.Е. Николаевой, В.Ф. Палия, А.Д. Шеремета, Г.В. Черкасовой, а также работы зарубежных авторов: А. Апчерча, К. Друри, Р. Каплана, Д. Нортона, Б. Райана, Ч. Хорнгрена. ….
• Цель и задачи курсовой работы. Цель исследовательского проекта должна вытекать из актуальности поставленной научной проблемы либо темы работы и быть сформулирована максимально конкретно. Как правило, цель проекта состоит в рассмотрении наиболее важных дискуссионных вопросов конкретной отрасли научного знания либо наименее изученных проблем, имеющих высокую практическую значимость.
Задачи исследовательского проекта должны быть тесно увязаны с целью исследования в том контексте, что решение поставленных задач приведет к достижению поставленной научной цели.
Задачи формулируются в виде перечня исследовательских действий, как то: установить..., исследовать..., систематизировать..., разработать классификацию..., предложить практические рекомендации..., проанализировать..., охарактеризовать..., обобщить... и т.д.
В спектр задач должны входить как теоретические задачи (как правило, они представлены теоретическими частями – разделами, параграфами), так и задачи эмпирического плана. Так, в курсовой работе по теме «Процессы коммуникаций в современном обществе» могут быть поставлены следующие задачи:
Целью курсовой работы является изучение воздействия информационных потоков на формирование современной массовой культуры.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть особенности проявления массовой культуры в условиях информационного общества, выявить взаимосвязь коммуникационных процессов и массовой культуры;
- показать сущность, содержание и основные характеристики информационного потока как элемента социальной трансформации;
- рассмотреть возможное поведение информационных потоков в социокультурном пространстве;
- изучить подходы к исследованию массовой культуры и на их основе проиллюстрировать этапы формирования и становления данного феномена.
Крайне важно, чтобы решение указанных во введении задач нашло отражение в содержании основной части проекта и в заключении.
Далее определяются объект и предмет исследования, а также цель работы и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Объект исследования – это процесс или явление, содержащие в себе проблемную ситуацию. Предмет исследования - это те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. При определении объекта и предмета Ваших изысканий нужно учитывать, что на первом курсе Ваша работа является по большей части реферативной, а не научно-исследовательской. Объектом работы реферативного типа будут являться определенные социологические или другие теории (исследования), а предметом – аспекты этой теории.
Объектом исследования в курсовой работе является массовая культура как культурологический феномен российского общества.
Предмет исследования - информационный поток как фактор влияния на формирование массовой культуры в современном информационном пространстве.
Также во введении необходимо указать методологиювыполнения работы, методы и способы решения сформулированных задач, например:
Методологические и теоретические основы исследования составляют теоретические положения и научные разработки отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам построения современного механизма управления предприятием, диалектические методы познания, системный анализ, методы статистики и экспертных оценок, экономический анализ...
Информационную и эмпирическую базу исследованиясоставили нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, в том числе Брянской области, материалы Росстата и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области. Также в ходе работы были проанализированы статистические и аналитические материалы, опубликованные в периодических изданиях и сети Интернет, материалы промышленных предприятий (указать какие) г. Брянска, собранные при реализации положений дипломной работы. …
В работе могут использоваться любые методы из арсенала средств исследования: экономико-математические методы, аналитические, методы статистической обработки информации, графические методы, методы системного анализа, системного подхода и другие качественные и количественные методы и др. Методы исследования служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.
Следует также описать основные характеристики эмпирической части работы: характеристика использованного подхода (качественный или количественный), объем опрошенных и характер выборки (если изучался метод опроса), объем и характеристика текстовых материалов (если изучался контент-анализ), объект и документ наблюдения (если изучался метод наблюдения) и т.д.
Пример оформления введения показан в приложении 4.