Социологические методы сбора информации
Одна из наиболее важных, интересных, с точки зрения будущей работы студентов проблем — проблема социологических методов сбора первичной социальной информации, т.е. тех способов получения данных, которые используются при проведении эмпирических исследований. В зависимости от методологии получения таких данных выделяют следующие группы подобных методов:
методы изучения объективированных фактов сознания, которые в момент исследования проявляются в устной и письменной речи людей, их непосредственном поведении (анализ документов и наблюдение);
методы изучения непосредственных фактов сознания, которые в момент, предшествующий исследованию, содержится в "скрытой" форме в сознании людей и должны быть проявлены, объективированы самим исследователем непосредственно перед его изучением (опрос);
метод эксперимента, т.е. изучения объективированных и непосредственных фактов сознания, которые целенаправленно изменяются исследователем в ходе их изучения.
Таким образом (см. рисунок), в "арсенале" социологов имеется значительное число разнообразных методов сбора социальной информации, которые, как правило, применяются в комплексе, что обеспечивает максимальную надежность и объективность получаемых данных.
Классификация социологических методов сбора информации
Методы изучения объективированных фактов сознания | Методы изучения непосредственных фактов сознания | Методы изучения объективирован-ных и не- посредственных фактов сознания, целенаправленно изменяемых в процессе исследования | |
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ | НАБЛЮДЕНИЕ | ОПРОС | СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ |
Традиционный. Формализованный (контент-анализ) . | Включенное. Невключенное. | Анкетный опрос. Интервью. Спец. методики (социометрические процедуры, метод экспертных оценок и др.). | Натурный. Мысленный. |
Рассмотрим сущность и подтипы этих методов.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ представляет собой специальный метод получения первичной социальной информации, при котором в качестве источника последней выступают документы, а информация из них извлекается с помощью специальных процедур (документом в социологии называют любой созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации).
ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ, используемых в социологических исследованиях:
- письменные (личные, официальные, средств массовой информации);
- статистические;
- иконографические (картины, фотодокументы и т.п.);
- фонетические (магнитные ленты, пластинки и др.).
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ:
- традиционный;
- формализованный (контект-анализ).
Традиционный (классический)метод анализа документов представляет собой все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной, интересующей исследователя в данном исследовании точки зрения.
Формализованный метод анализа документов (контент-анализ) направлен на перевод в количественные показатели текстовой информации через обнаружение в текстах документов таких легко подсчитываемых признаков, которые с необходимостью отражали бы существенные стороны их содержания (в результате полученная информация поддается статистической обработке, позволяет получить обобщенные социальные показатели).
НАБЛЮДЕНИЕ — метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте посредством непосредственного восприятия и прямой регистрации исследователем всех факторов, касающихся его и значимых с точки зрения соответствующего исследования (как правило, в структурализованном наблюдении элементы поведения, которые необходимо фиксировать в процессе наблюдения, вносятся в специальную карту).
ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ, используемые в социологических исследованиях:
- включенное;
- невключенное;
- структурализованное;
- неструктурализованное.
Включенное наблюдение предполагает непосредственное вхождение исследователя в среду (или имитацию подобного вхождения), где идут соответствующие социальные процессы; наблюдение за ними, таким образом, осуществляется как бы "изнутри".
Невключенное наблюдение предполагает регистрацию исследователем процессов, событий "со стороны"; в этом случае исследователь не принимает участия в соответствующей деятельности "наблюдаемых" людей.
ОПРОС— метод сбора первичной вербальной (т.е. — устной, не поведенческой) информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкетный опрос) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом). В любом случае этот метод основан на использовании опросного листа, представляющего совокупность вопросов, различающихся по содержанию, форме и функциям.
ВИДЫ ОПРОСОВ, используемых в социологических исследованиях:
- анкетный опрос;
- интервью;
- специальные методики.
Анкетный опрос — тип опроса, в рамках которого респонденты самостоятельно отвечают на вопросы в письменной форме; взаимодействие исследователя и опрашиваемого осуществляется посредством анкеты или в присутствии анкетера, или заочно.
Выделяют следующие виды анкетных опросов: почтовые (анкета рассылается по почте и по почте же возвращается исследователю); прессовый (анкета печатается в газете и высылается по почте респондентами исследователю); раздаточный.
Интервью — проводимая по определенному плану (или с использованием опросного листа) беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего ведется либо самим интервьюером, его ассистентом, либо механически (на пленку). Выделяют такие виды интервью, как личное, телефонное, фокусированное и др.
Специальные методики — представляют собой модификации метода опроса, в рамках которых используются (наряду с процедурой опроса) методические приемы, технические процедуры ряда других наук: психологии, лингвистики, социального прогнозирования.
К ним, в частности, относят:
а) тесты — методики изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, которые нельзя наблюдать прямо, непосредственно;
б) социометрические методики (тесты, процедуры) — особый вид испытания респондентов для выявления степени проявления определенных психологических реакций человека на окружающих людей в разных ситуациях;
в) лингвосоциологические методики (тесты) — основаны на изучении с использованием тестовых методик уровней понимания, запоминания, адекватности интерпретации текстовой информации;
г) метод экспертных оценок — процедура получения социальной
информации через опрос специально отобранных экспертов относительно некоторых характеристик объекта исследования, основывающихся на соединении в процессе прогнозирования теоретического анализа и экстраполяции субъективных, интуитивных мнений экспертов.
Выделяют следующие виды процедур работы экспертов: "мозговой штурм", "лицом к лицу", "разовый опрос", "дельфийская техника".
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — метод, способ получения первичной социальной информации о количественных и качественных изменениях показателей деятельности и поведения социальных объектов в результате воздействия на них определенных управляемых и контролируемых факторов. В зависимости от сферы общественной жизни, в которой осуществляется экспериментирование, выделяют эксперименты: экономические, маркетинговые, социологические, психологические, педагогические и др.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ в зависимости от методических подходов к их организации и проведению:
- натурный;
- мысленный.
Натурный социальный эксперимент предполагает непосредственное вмешательство экспериментатора - исследователя в естественный ход событий (т.е. введение реальной, значимой переменной);
Мысленный социальный эксперимент вместо манипуляции с реальными объектами предполагает оперирование исследователя с информацией об уже свершившихся событиях.