Пьер Бурдье: социальный смысл участия СМИ в опросах общественного мнения

Бурдье рассматривает отношения между полем политики, полем социальных наук и полем журналистики. Они представляют собой три социальных универсума, автономных, относительно независимых, и в то же время влияющих друг на друга. Бурдье утверждает, что СМИ являются частью большого политического поля. Журналистику Бурдье характеризует как слабо автономное поле, сильно зависящее от социального и от политического.

Доклад Пьера Бурдье под провокационным названием «Общественное мнение не существует» был опубликован в 1973 году во французском журнале «Пан Модерн». В начале 70-х годов практика проведения опросов общественного мнения была очень распространена, поэтому статья Бурдье стала широко читаемой, комментируемой и цитируемой среди социологов и политологов. По мнению автора, общественное мнение не существует в том значении, которое принято теми, кто осуществляет опросы и теми, кто использует их результаты. Главной целью статьи было повлиять на веру прессы и политических кругов в научность практики опросов общественного мнения.

Строго анализируя функционирование и назначение опросов общественного мнения, Бурдье ставит под сомнение и оспаривает три постулата, неявно задействованных в опросах.

1. все люди могут иметь собственное мнение;

2. все мнения значимы и имеют одну и ту же реальную силу;

3. вопросы заслуживают быть заданными, то есть существует согласие в отношении определённой проблематики.

Автор подчёркивает, что изучение общественного мнения путём простой постановки одних вопросов для индивидов из разных социальных выборочных групп и суммирование этих ответов, даёт возможность утверждать, что все имеют собственное мнение, а также, что все мнения с социологической точки зрения равноценны.

Зондаж общественного мнения сегодня, утверждает социолог, представляет собой инструмент политического действия. Посредством опросов общественного мнения внушается иллюзия того, что существует неоспоримое общественное мнение, получаемое исключительно путём сложения индивидуальных мнений, некое среднее мнение, вроде среднего арифметического всех опрошенных мнений.

Институты зондажей, проводящие опросы, на самом деле не измеряют «общественное мнение», а производят артефакты, так как общественное мнение - это надиндивидуальный феномен, который нельзя опросить, а можно лишь изучать.

Наиболее неблагоприятным эффектом изучения общественного мнения автор считает то, что перед людьми ставят вопросы, которыми они не задавались, которые в реальности не встают перед ними, то есть опрашиваемым навязывают проблематику. Эффект навязывания проблематики производится любым опросом общественного мнения, и любым вопросом политического характера, считает Бурдье.

Для того чтобы выявить общественное мнение путём опроса, нужно:

1. Оценить значимость проблемы, так как если проблема не значима, то никакого общественного мнения по ней не существует.

2. Выявить уровень информированности и компетентности опрашиваемых людей, так как нельзя ответы некомпетентных и не информированных приравнивать и суммировать с ответами компетентных и информированных по данной проблеме.

Бурдье показывает, что вероятность иметь личное мнение варьируется в зависимости от социальной группы, в частности от культурного капитала индивидов и, главное, что компетенция при ответе на политический вопрос неразрывно связана с социальным статусом, образованием и профессией индивида. Результаты опросов нужно изучать и взвешивать, а не просто суммировать, игнорируя сформированные мнения, группы давления, мобилизованные вокруг системы в виде сформулированных интересов, и предрасположенности людей, которые могут не выражаться в виде явных высказываний, но направлять их выбор в самых различных областях.


24.Свобода печати в представлениях Дж. Мильтона и философов-просветителей: общая характеристика.

Ученые считают, что знание приобрело информационную форму в эпоху Просвещения. И хотя массы еще не были охвачены просветительским движением, «популяризаторские способности просветителей вызывают восхищение. Они не создавали крупных теоретических систем, однако все их считали естественными наставниками крепнущего среднего сословия. Они поставили целью популяризацию собственных мнений, чтобы сделать их эффективными». Просвещение, как и Возрождение, обладавшее интернациональным характером, стало периодом, когда получает развитие и признание концепт общественного мнения.

Выступая против цензуры, английские просветители вскрывали и социально-политический, и социально-психологический, личностный, смысл цензуры. Первый был связан с тем, что она превращала печать в «рабу партий», второй выражался в моральной деградации самого цензора, который мог руководствоваться личными симпатиями и антипатиями в оценке рукописи, скатываясь к подкупу, обману и всяческим злоупотреблениям. Борьба с цензурой приобретала особое значение в процессе «открытия» прессы для социальной критики.

Самым известным публицистическим произведением Мильтона можно назвать «Ареопагитику» («речь о свободе печати парламенту Англии»). Обращенная к парламенту, она ставит своей задачей доказать, что цензурный порядок не ведет к той цели, ради которой он был установлен".

Люди по природе свободны. И свободу нельзя чем-либо ограничивать. Если цензура действует против "соблазнительных революционных и клеветнических книг", т.е. ставит своей целью улучшение нравов, то должны поступать так же со всем, что доставляет человеку наслаждение. Борьба при помощи цензуры со злом, которое может произойти от свободного обращения дурных книг, не принесет никакого результата. Или же цензоры должны быть непогрешимы, - или цензура должна отказаться от выполнения своей задачи. Принести пользу могут только "...непринудительные законы добродетельного воспитания, религиозной или гражданской культуры...".

Закон же о цензуре можно отнести к тем законам, которые «стремятся наложить ограничения на то что, не поддаваясь точному учёту, тем не менее, может способствовать как добру, так и злу».

Мильтон отмечает: места цензоров займут «люди невежественные, властные и нерадивые или явно корыстолюбивые», которые будут «выедать» из книги все то, что не соответствует их невежественному пониманию. По мнению Мильтона, «невозможно найти цензоров, способно безошибочно определить жить или не жить книге». Уважаемые же и умные люди не будут тратить на это время.

Мильтон оказал большое влияние на развитие журналистики как в Англии, так и в европейских странах.

Среди основоположников политической социологии особое место принадлежит французскому мыслителю Шарлю Луи Монтескье. Для него было характерно изучение закономерностей общественных явлений с применением эмпирического наблюдения. Размышляя над проблемами поиска конкретных условий, при которых достижима свобода человеческого существования, Монтескье, как и его современники-просветители, склонен был связывать эту свободу с возможностью выражать мнения (при соблюдении ответственности перед законом). Этот постулат зафиксирован в Декларации прав человека и гражданина (1789).

В эпоху Просвещения начинает формироваться «образ журналиста» в единстве его профессионально-типологических характеристик.

Наши рекомендации