Социологический проект О. Конта
Французский ученый Огюст Конт (1798 – 1857) - родоначальник и основоположник западной социологии как самостоятельной науки об обществе. Он считал, что общество функционирует как целостный социальный организм, определяет развитие и деятельность составляющих его субъектов. Тем самым человек не автономно развивающаяся личность, а социальный субъект и как таковой играет ту или иную роль в обществе. Основу понимания Контом общества составляет позитивизм как философское направление. Позитивизм отрицает всякую ценность абстрактной мыслительной деятельности в пользу «позитивных фактов опыта», отказывается от «философии» в пользу «науки». Свои представления об обществе Конт изложил в труде «Курс позитивной философии» (1830-1842).
В этой работе он дал классификацию наук, разделил естественные явления на неорганические тела, являющиеся предметом астрономии, математики, физики и химии, и органические тела, которые изучают биология и социология. Причем, биология, по Конту, есть, есть наука об индивидуумах, а социология – о человеческом роде. Социология должна изучать человеческое общество на основе собранных действительных фактов, освобождаться от метафизического и спекулятивного духа, приближаться по точности к естественным наукам. Конт подлинно социологическими считал лишь те знания, которые основываются на образцах естественных наук. Главное для него факт – наблюдаемое физическое явление. Это - основа позитивизма Конта.
Конт справедливо отмечал, что частные науки не могут дать точного знания об обществе, так как рассматривают социальные явления в их изолированности, а не взаимосвязи. Такие взаимосвязанные знания должна дать социология на основе собранных при помощи наблюдения, эксперимента, методов сравнения и исторического подхода позитивных фактов. Позитивный метод – это и способность успешно решать проблемы общества.
Конт включает в социологию социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общества, его структуру. Здесь Конт рассматривает основные общественные институты: семью, государство, религию. В структуре общества Конт выделял четыре класса: 1 – высший: представители наук, философии и эстетических видов деятельности; 2 – представители производства и торгово-финансовой сферы (банкиры, торговцы, предприниматели); 3 – земледельцы; 4 – рабочие. Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности.
В социальной динамике Конт развивает теорию общественного прогресса. По Конту, изменения в обществе обусловлены многими факторами, но решающим из них является развитие разума, т.е. интеллектуальная эволюция. Изучение развития человеческого знания – исходная основа для исследования социального движения вообще. Основной закон интеллектуальной эволюции человечества по Конту – три ступени развития познавательной деятельности людей, их общественного сознания.
Конт подчеркнул, что трем ступеням развития человеческого разума, соответствуют и три стадии развития общества. Основой первой стадии является наиболее примитивная ступень развития человеческого разума. Здесь доминирует религиозная мифология, явления природы и общества объясняются действием сверхестественных сил. Эта стадия называется теологической.
На второй, метафизической стадии явления природы и общества объясняются при помощи абстрактных философских принципов. Место религиозного воображения занимает опытное знание о явлениях внешнего мира и жизни людей. Однако, из-за слабого развития науки понятия, отражающие эти явления, довольно абстрактны. Эта стадия длится до возникновения капитализма, ее задача разрушить теологические представления.
На третьей, позитивно-научной стадии человеческий разум исходит из научных наблюдений, сосредотачивается на исследовании реальных фактов. Теологический и метафический подходы к миру сменяются исследованием его законов. Таким образом, закон трех ступеней развития мысли выступает как теория общего социального развития. Основным условием гармонизации общества Конт считал стабильность. Гармония в обществе есть «гармония между целым и частями социальной системы», а также согласование всех сторон жизни общества (политической, экономической и духовной). Социальная гармония достигается с помощью науки. Закономерное и прогрессивное развитие общества подчиняется по Конту биологическим, астрономическим, климатическим законам, а также зависит от расового состава населения.
Заслуга Конта в его убеждении, что отдельная наука не может дать знания об обществе в целом. Только социология, опираясь на позитивное изучение конкретных фактов, дает его. Конт определил предмет и метод науки об обществе, назвал ее социологией. Но развитие общества он поставил с ног на голову, полагая, что социальный порядок выводится из логического. Его понимание общества было направлено на сохранение существующего капиталистического строя и сосредоточение власти в руках владельцев частной собственности.