Социологический проект О. Конта

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе явился французский ученый и философ О. Конт (1798-1857). Конт выступил против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного организма. Согласно его взглядам общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь-то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречаются в его работах. О. Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки – не на воображении, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю как основоположник позитивизма – одного из наиболее влиятельных направлений в области философии и социологии. Центральным звеном взглядов Конта является открытый им «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Согласно этому закону познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную. На теологической стадии человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. На теологической стадии развития общественного сознания доминирует религиозная мифология. Человек стремится к абсолютному познанию поражающих его воображение явлений и в конечном счете объясняет их действием абсолютных сверхъестественных сил. Теологическая стадия завершается переходом к единобожию. На место религиозного воображения все более становится опытное знание о связях и зависимостях явлений внешнего мира и жизни людей. Но теологический дух, по словам Конта, был необходим для постоянного сочетания моральных и политических идей. На метафизической стадии или в метафизическом состоянии человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Однако в силу слабого развития науки эти понятия довольно абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых являются предметы внешнего, в том числе и социального мира. Но в то же время метафизический метод не давал исчерпывающей картины природных и социальных явлений и не мог окончательно избавится от мифов. На позитивной стадии человеческое сознание состоит преимущественно из научных наблюдений. Истинная наука, говорил Конт, сочетает наблюдение и предвидение, которое «составляет во всех отношениях главную черту позитивной философии. Представляют интерес взгляды Конта о закономерном прогрессивном характере развития общества. Он писал о влиянии климата, расового состава, однако главное влияние оказывает интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания. Он разделил предмет науки на соц. статику (изучение структуры, элементов и связей) и соц. динамику (процессы развития общества). В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль общественного разделения труда в этом и, в частности, политической деятельности.

По мнению Конта, гармония в обществе есть гармония «между целыми и частями социальной системы», а также между «самими ее частями». Соц. гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества. Гармония – это прежде всего наилучшее сочетание интересов различных личностей и соц. слоев. Значение политической власти состоит в том, чтобы мудро согласовывать интересы субъектов. В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нем каждого сословия, народа, каждого человека.

Функции социологии

1. познавательная

Она заключается в исследовании соц. явлений с целью получить адекватные научные представления о сущности и содержании, связи с другими явлениями, о характере и закономерности их развития. Функция конкретных соц. исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей и в их эмпирическом анализе. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования соц. институтов.

2. практическая (управленческая)

На основе эмпирического и теоретического анализа соц. явлений и процессов выработать практические рекомендации, скажем, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих соц. институтов. В конечном счете эти рекомендации направлены на улучшение механизма соц. управления, повышение его эффективности на всех уровнях, начиная от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее цивилизованные.

3. идеологическая

Социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Это связано с тем, что социолог занимает определенное социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию или же в общественно-политическое движение. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы с позиций определенного мировоззрения, на формирование которого оказывает влияние его социальное положение и сформировавшаяся в его сознании система ценностных ориентаций. Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе и классов. Тем самым, данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.

Наши рекомендации