ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД. В годы Великой Отечественной войны основной задачей статистиков стало выявление всех имеющихся в стране ресурсов для того
В годы Великой Отечественной войны основной задачей статистиков стало выявление всех имеющихся в стране ресурсов для того, чтобы эффективно мобилизовать их для нужд фронта. Они переписывали материальные ресурсы, обследовали численность и состав населения, трудовых ресурсов, организовывали оперативную статистику о работе важнейших в военно-стратегическом отношении предприятий и отраслей народного хозяйства. За период Великой Отечественной войны и 1946—1947 гг. ЦСУ произвело в общей сложности 142 срочных переписи".
В 1948 г. было принято решение об организации издательства статистической литературы — Госстатиздата. В январе 1959 г. была проведена первая послевоенная Всесоюзная перепись населения СССР.
Когда в Советском Союзе создавались совнархозы и возросло внимание к социальной сфере, то статистики «обсчитывали» развитие новых форм кооперирования и специализации в промышленности (1958 г.), механизации и автоматизации производственных процессов (1958-1961 гг.); состояние межрайонных и внутрирайонных производственных связей по кооперированным поставкам (1960 г.); выборочное обследование торговли расфасованными товарами и работы магазинов без продавцов (1958-1962 гг., 1967 г.); выборочное обследование работы столовых по методу самообслуживания (1958 г., 1959 г.); выборочное обследование продажи товаров в кредит (1960 г.); выборочное обследование колхозов и совхозов по использованию минеральных удобрений и их влияния на рост урожайности (1964 г., 1965 г.). На протяжении всего послевоенного периода главными оставались валовые показатели: темпы роста совокупного
ветский период деятельности органов государственной статистики (1918—1991 годы) // http:// wwwgks.ru/history/S.htm
общественного продукта, объема производства промышленной продукции, сельского хозяйства, подрядных строительных работ и др.
В конце 1980-х гг. главной темой для государственной статистики явилась оценка хозяйственной деятельности предприятий страны. Переход на полный хозяйственный расчет, новый порядок составления планов экономического и социального развития, усиление роли качественных показателей — все эти условия коренной перестройки управления экономикой потребовали от статистиков совершенствования экономического анализа и информации, упорядочения отчетности и обеспечения ее достоверности, расширения гласности статистики, реорганизации и повышения роли статистических органов.
Нынешние статистики вынуждены одновременно решать две очень непростые задачи: освобождаться от прошлых ошибок (тенденциозность подбора данных, идеологическая направленность теоретической интерпретации, закрытость информации, построение новой системы диагностических индикаторов, требующей отказа от баланса народного хозяйства в пользу общепринятой системы национальных счетов) и внедрять в практику новые системы наблюдений (изменения потребительского рынка, доходов населения в условиях инфляции, прожиточного минимума, уровня жизни и состояния здоровья людей).
Наша статистика выбрала европейский вариант унифицированной Системы национальных счетов ООН как наиболее отвечающий внутренним и внешним потребностям России и особенностям ее экономики. Это позволит осуществить системный подход к исчислению ключевых макроэкономических показателей, создать основу для взаимоувязки в рамках единой системы характеристик конечного потребления, инвестиций, их источников, сбережений людей, доходов и расходов хозяйствующих единиц, финансовых и кредитных отношений, внешнеэкономической деятельности100.
Сто пятьдесят лет российской государственной статистике//Социологический журнал. 1994 № 1. С. 199-106.