Научно-исследовательская деятельность

2.1. Социолог считает своим профессиональным долгом быть в курсе научной и профессиональной информации в своей сфере деятельности, поддерживать высокий уровень профессиональной компетентности.

2.2. Социолог приступает к исследованиям, преподаванию, практической работе в новой области или с привлечением новых технологий только после принятия необходимых мер, гарантирующих компетентность его работы в этой области.

2.3. В любом виде деятельности, связанном с выполнением профессиональных обязанностей, социолог никогда сознательно не искажает истину, какие бы обстоятельства ни провоцировали его на действия такого рода.

2.4. Социолог проявляет научную честность и корректность в оценке своего исследования, четко осознавая и ссылаясь на вклад предшественников, коллег и подчиненных в теоретические основания, методику, организационный процесс и результаты исследования.

2.5. Социолог несет личную ответственность за результаты, полученные им на основе программ и методик других исследователей, а также за использование чужих идей и результатов в собственном научном труде.

2.6. Социолог не допускает того, чтобы при анализе социальных проблем его личные интересы и другие посторонние влияния препятствовали установлению научной истины.

2.7. Руководствуясь идеалом достижения истины, социолог уделяет особое внимание максимальной достоверности и надежности социологической информации; адекватности интерпретации, выводов и рекомендаций, основанных на анализе этой информации.

2.8. Социолог должен четко осознавать ограниченность применяемых методик, своих познавательных возможностей, объема имеющихся ресурсов и браться за реализацию только тех исследовательских целей, которые могут быть достигнуты в рамках данных ограничений.

2.9. Социолог принимает меры для защиты прав и благополучия участников исследования и других лиц, интересы которых затрагивает данное исследование.

2.10. Социолог ответственен за этичное проведение исследования не только со своей стороны, но и со стороны тех лиц, которыми он руководит или которых контролирует.

2.11. Социолог не допускает использования методов, техники, процедур, ущемляющих личное достоинство респондентов (обследуемых) и их интересы.

2.12. Социолог, проводящий исследование, должен получать согласие от участников исследования: 1) когда данные собираются от участников исследования посредством общения (опроса) или вмешательства в их жизнь; 2) когда поведение участников исследования происходит в частной обстановке, в которой они не ожидают какой-либо регистрации происходящего.

2.13. Социолог должен получать согласие участников исследования на проведение видеозаписи, киносъемок или любого другого вида документирования, если это не естественные наблюдения в общественных местах.

2.14. Социолог информирует участников исследования о характере исследования, обращая их внимание на то, что их участие является добровольным и в любой момент может быть прервано по желанию обследуемого (респондента).

2.15. Социолог информирует участников исследования о важных факторах, которые могут повлиять на их желание принять в нем участие (например, возможный риск или выгода от этого участия) и отвечает на вопросы будущих участников. Социолог объясняет, что уклонение или отказ от участия в исследовании в целом или в какой-либо его части не влечет за собой никакого наказания.

2.16. Социолог никогда не обманывает участников исследования в отношении аспектов, которые могут существенно влиять на их желание участвовать (например, физический риск, дискомфорт, неприятные эмоциональные последствия).

2.17. Социолог придерживается всех обязательств, которые он дает участникам исследования при получении согласия.

2.18. Во всех случаях, когда участниками исследования являются дети, социолог получает согласие родителя или законно уполномоченного опекуна. Социолог может обойтись без согласия родителя или опекуна, если:

  1. исследование приведет к минимальному риску для его участников;
  2. исследование практически невозможно провести в случае получения такого согласия;
  3. согласие родителя или опекуна не является необходимым актом защиты ребенка (например, родители лишены родительских прав).

2.19. Социолог не использует предполагающие обман участников исследования методы, кроме тех случаев, когда:

  1. определено, что эти методы не принесут вреда участникам исследования;
  2. установлено, что они имеют научную, образовательную или прикладную ценность;
  3. равные по эффективности методы, не использующие обман, в данном случае неприменимы;
  4. на это имеется разрешение органа САУ, проводящего экспертизу по этическим вопросам исследования.

2.20. Во взаимоотношениях с респондентами социолог строго соблюдает гарантии конфиденциальности, неразглашения сообщенных респондентами сведений. Исключение составляют случаи, когда это не предусмотрено программой сбора данных, о чем респонденты (обследуемые) должны быть заблаговременно поставлены в известность.

2.21. При использовании личной информации социолог защищает конфиденциальность информации, по которой идентифицируется личность человека. Информация рассматривается как личная, если человек считает, что она не должна стать достоянием общественности. Конфиденциальность не требуется при исследованиях, проводимых в общественных местах, во время акций, осуществляемых публично, или других действий, относительно которых законом не охраняются права на частную жизнь.

2.22. Социолог не должен использовать информацию, собранную конфиденциально, таким образом, чтобы она компрометировала участников исследования, сотрудников, заказчиков или других лиц.

2.23. Когда конфиденциальная информация, касающаяся участников исследования, заказчиков или других получателей оказанных услуг, поступает в базы или системы документов, доступные людям, не имеющим на то предварительного согласия соответствующих сторон, социолог обеспечивает недоступность индивидуальных идентификаторов. Когда социолог передает конфиденциальные записи, данные или информацию другим людям или организациям, он получает гарантии того, что получатель предпримет меры для защиты конфиденциальности не в меньшей степени, чем до их передачи. Социолог планирует свою работу так, чтобы конфиденциальные записи, данные и информация были защищены в случае его смерти, недееспособности, ухода с должности или из профессии.

2.24. Социолог, выполняющий функции руководителя исследовательского проекта, должен обеспечивать сохранность всей рабочей документации полевого этапа эмпирического исследования, позволяющей осуществить проверку его качества, методических и организационных особенностей (заполненные бланки опросных листов, инструкции интервьюерам, супервайзерам, отчеты интервьюеров, супервайзеров, менеджеров проекта, руководителя исследования, описание выборки, инструкции по отбору респондентов, видео- и аудиозаписи и т.п.) в течение как минимум 12 месяцев после первой публикации, содержащей подробную информацию об организационных и методических принципах исследования (описание выборки, методик, организационных особенностей), но не менее 2 лет после окончания исследования.

2.25. При планировании и проведении исследования социолог определяет его соответствие Кодексу профессиональной этики. Если возникают сомнения по вопросам этичности такой работы, социолог консультируется с Комиссией по профессиональной этике САУ.

2.26. Социолог вправе опираться на поддержку и помощь САУ, ее отделений на местах в создании благоприятных морально-правовых условий для своей деятельности и защиты своего профессионального достоинства.

Научное общение

3.1. Социолог отстаивает свои взгляды, идеи и концепции, невзирая на конъюнктуру и авторитеты.

3.2. Отношение социолога к другим идеям и людям — авторам или сторонникам этих идей — отличается терпимостью и уважением. Научная критика и полемика как естественные для науки формы ее развития несовместимы с навешиванием идеологических ярлыков и с любыми попытками сведения счетов с оппонентами.

3.3. В профессиональных дискуссиях социолог стремится не дискредитировать своих оппонентов в профессиональном и личностном аспектах, не имея для этого веских оснований, связанных с грубым нарушением ими этики научной и преподавательской деятельности.

3.4. Социолог не ищет персональную выгоду в информации, которую он получил в конфиденциальном контексте (например, в знаниях, полученных при рецензировании рукописи, или при оказании помощи в работе с заявками на исследование), не имея на то авторского разрешения или до широкого опубликования этих материалов.

3.5. Социологи обмениваются информацией в той форме, которая отвечает интересам участников исследования, не нарушает установленных пределов конфиденциальности и согласуется с Кодексом профессиональной этики.

3.6. Социолог по согласованию с научным руководителем проекта или заказчиком исследования открывает доступ к своим данным после завершения проекта или после основных публикаций, кроме тех случаев, когда существуют специальные договоренности с руководством или заказчиками на запрещение такого доступа или когда невозможно предоставить эти данные в силу их конфиденциальности или угрозы раскрытия анонимности участников исследования (например, записи полевого этапа работ, детальная информация этнографических интервью).

3.7. Доступ к своим данным социолог обеспечивает посредством:

  1. публикаций;
  2. передачи материалов исследования в банки и архивы социологической информации;
  3. передачи материалов исследования на основе договора другим социологам, запрашивающим данные для последующего анализа;
  4. сотрудничества со средствами массовой информации. Социолог может в случае необходимости потребовать у тех, кто запрашивает его данные для последующего анализа, оплатить связанные с этим расходы.

3.8. Руководитель исследовательского коллектива, осуществляющего выполнение того или иного научного проекта, определяет порядок и очередность обнародования полученных результатов. Он может перепоручить эту функцию ответственному исполнителю конкретного научного проекта. Осуществляя эту деятельность, руководитель (или ответственный исполнитель) стремится находить компромиссные решения, предупреждающие возможные конфликты интересов: 1) между желанием социологов как можно скорее обнародовать полученные результаты и необходимостью проверки надежности результатов, обоснованности интерпретации, выводов и рекомендаций; 2) между личными научными интересами соисполнителей проекта.

3.9. Являясь членом исследовательского коллектива, осуществляющего эмпирические исследования, социолог заблаговременно согласовывает с руководителем проекта порядок обнародования или другого использования в собственных научных или практических целях результатов коллективных социологических исследований, в которых он принимал участие. В тех случаях, когда социолог своевременно не согласовал эти вопросы, он должен получить разрешение руководителя проекта на обнародование, передачу другим лицам или какое-либо другое использование полученных результатов.

Наши рекомендации