Наблюдение за невербальным поведением.

Наблюдение за поведением данного человека, как социальная перцепция.


Социальная перцепция – процесс восприятия социальных объектов в социальном контексте.

Социальная перцепция – процесс, возникающий при человеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания человека человеком.

Социальная перцепция зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений. Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. Иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Выделяют следующие основные функции социальной перцепции: познание себя; познание партнера по общению; организация совместной деятельности на основе взаимопонимания (взаимопонимание – социально-психическое явление, ядро которого составляет эмпатия, связанное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга); установление эмоциональных отношений.

Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия.

Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать: другого индивида, принадлежащего к “своей” группе; другого индивида, принадлежащего к “чужой” группе; свою собственную группу; “чужую” группу.

Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъекта восприятия выступает не только отдельный индивид, но и группа. Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена; восприятие группой представителя другой группы; восприятие группой самой себя, и, наконец, восприятие группой в целом другой группы.

Выделяются следующие основные социально-перцептивные действия:

а) восприятие внешнего облика и поведения объекта (отдельный человек, группа);

б) реконструкция внутреннего облика, то есть социально-психологических особенностей себя и партнера по общению (через механизмы рефлексии, атрибуции, стереотипизации, идентификации)

Наблюдение за невербальным поведением.

Невербальное поведение человека представляется неотъемлемой частью общения в современном мире. Наблюдение за невербальным поведением и учитывание его особенностей позволяет сделать взаимодействие между людьми более эффективным. Следует признать, что учёт и регистрация определённых проявлений невербального поведения требуют от наблюдателя развитого внимания.

Ещё структуралисты говорили о том, что людям следует стремиться к увеличению объёма внимания с 3 до 6-7 элементов. И В. Вундт – основатель структуралистского подхода доказал, что это возможно. Если мы научимся обращать внимание не только на то, что нам говорят, но и на то, какими невербальными явлениями эта речь сопровождается, возможно, мы сможем лучше понимать друг друга, и наше общение станет более эффективным и занимательным. То же относится и к самопознанию.

Представляется важным наблюдение за собственным невербальным поведением – исходя из описанных нами функций, познание этой области себя способно многое открыть нам о нас самих. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуальных, психологических, социальных характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности.
К основным невербальным средствам общения относятся: кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке; просодические
средства - ритмико-интонационные стороны речи: высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения; экстралингвистические средства - это включенные в речь пауз, а также плач, кашель, смех, вдох и т. п.; такесические средства - динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя; проксемические - это пространственная организация общения: ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.
Невербальное поведение личности многофункционально. Оно:
создает образ партнера по общению;
выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения;
является индикатором актуальных психических состояний личности;
выступает в роли уточнения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
3. Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка.

Наши рекомендации