Компетенции обучающегося
формируемые в результате освоения дисциплины «Социолингвистика»
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
· знать: ключевые понятия социолингвистики, предпосылки и этапы ее формирования и развития, специфику ее направлений и методов; особенности социальной и функциональной стратификации современного русского языка;
· уметь: описывать социальную стратификацию с использованием лингвистических данных; использовать социолингвистические данные для оценки устойчивости языковой ситуации, прогнозировать тенденции развития языковой ситуации, предлагать возможную стратегию осуществления языковой политики;
· владеть: навыками описания конкретной речевой ситуации в свете её социолингвистических признаков (коммуникативный и социальной статус адресата и адресанта, цель, код, тема, контекст и т. д.).
В рамках ОК-1 (способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения) обучающийся должен:
· уметь: воспринимать, анализировать и обобщать полученную информацию; ставить цель в изучении дисциплины и выбирать пути ее достижения;
· владеть: культурой мышления.
В рамках ПК-4 (способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности) обучающийся должен:
· знать: основные теоретические положения социолингвистики, представленные в учебниках и учебных пособиях В. И. Беликова и Л. П. Крысина; Н. Б. Мечковской, Н. Б. Вахтина и Е. В. Головко, В. Д. Бондалетова;
· уметь: применять данные положения для описания, анализа, интерпретации и прогнозирования разнообразных проявлений двусторонней связи языка и общества;
· владеть: методиками сбора социолингвистической информации и методиками социолингвистической интерпретации языковых фактов.
Профильно-специализированные компетенции дисциплины «Социолингвистика».
В рамках ПСК-1 (готовность к социолингвистической интерпретации текста с точки зрения действия социальных факторов на процессы речевого общения) обучающийся должен:
· знать: основные положения теории речевой коммуникации, структуру коммуникативного акта;
· уметь: воспринимать тексты разных стилевых и жанровых разновидностей и обнаруживать в них влияние экстралингвистических факторов;
· владеть: навыками социолингвистической интерпретации текста.
4. Структура и содержание дисциплины «Социолингвистика».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)