Социальная стратификация и мобильность
Вариант 1
Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:
- Как можно определить социальную стратификацию? Как взаимосвязаны понятия «социальная группа», «социальный институт» в социологической теории?
- Как взаимосвязаны понятия «классы» и «слои» в социологической теории?
- Сформулируйте основные положения теории элит, можно ли рассматривать теории элит как особое направление стратификационных исследований?
- Каким образом социальное неравенство формируется на основе ранговых показателей, какие формы неравенства могут существовать в современном обществе?
- Какие каналы социальной мобильности были проанализированы П.А.Сорокиным, определите степень их значимости для развития современного общества.
- Как можно определить социальную стратификацию? Какие основные системы стратификации можно выделить в современном обществе?
- В чем сущность теории стратификации К. Дэвиса и У. Мура? Каковы основные достоинства и недостатки этой теории?
- Что представляют собой социальные классы? Чем социальный класс отличается от социальной страты?
- Какое значение для индивидов имеет классовая субкультура? Каким образом усваиваются образцы классовой субкультуры?
- Что собой представляют понятия «маргинал», «маргинализация»?
- Какие модели классовой структуры характерны для Беларуси?
- В чем состоит основная трудность при обосновании научного понятия "социальная группа"?
- Какой научный смысл имеют такие понятия, как "агрегация", "категория" и "социальная группа"?
- В чем отличие социальной группы от других видов социальных общностей?
- Какое значение имеет социальный контроль для типологии и последующего анализа социальных групп?
- Дайте характеристику основных социальных групп в зависимости от степени социального контроля.
- Почему принято считать, что квазигруппы представляют собой необходимую ступень для формирования устойчивой социальной группы? Какие виды квазигрупп можно выделить в современном белорусском обществе?
- В чем разница между понятиями «интеллигент» и «интеллектуал»
- Каковы основные свойства аудитории? Почему аудиторию относят к квазигруппам?
- Каким образом может быть преобразована аудитория? К чему приводят неоднородность аудитории и ее пассивность?
- Выделите и опишите основные свойства и виды толпы как квазигруппы. Как меняется поведение отдельного человека в толпе?
- Каков механизм формирования поведения "человека толпы"? Как может быть преобразована толпа?
- Почему социологи уделяют значительное внимание изучению социальных кругов? Что является основной для существования социального круга? Как развиваются и во что трансформируются социальные круги?
- Каким образом из квазигрупп формируются устойчивые социальные группы? В каких случаях наблюдается распад квазигрупп?
- В чем состоит основное различие между первичными и вторичными группами? На что направлены взаимоотношения внутри первичных и вторичных групп?
- Почему понятие "малая группа" считается одним из самых неопределенных в социологии и социальной психологии? В чем заключаются качественные различия малых и больших групп?
- Что представляют собой динамические изменения в группах? Приведите примеры таких изменений.
- Как виды и свойства коммуникаций в группе влияют на деятельность ее членов и процессы управления их поведением? Какие вы можете назвать способы коммуникации в социальных группах?
- Какую роль и почему мы, прежде всего, выделяем из системы социальных ролей, характерных для данной группы?
- Какие типы лидеров обычно выделяются в социальной группе? В каких условиях может быть эффективен и полезен тот или иной тип лидера?
Литература
- Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
- Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
- Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
4. Булынко, Д.М. Приоритетные методологические подходы к изучению социальной структуры трансформирующихся обществ // Социология. – 2004. – № 3.
- Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
6. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс – М.: Наука, 1999. – 632 с.
- Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. – М.: Наука, 2002. – Ч. 2. – С. 2-24.
- Плахов В. Д Социальные нормы и отклонения // Социологические исследования – 1995. – № 11.
- Радаев, О.И. Социальная стратификация / О.И. Радаев, А.И. Шкаратан. - М.: Аспект-пресс, 1996. – 248 с.
- Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2000. – 446 с.
11. Яковчук, В.Н. Экономическая социология: сокращенный курс: учеб. практ. пособие / В.Н. Яковчук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 122 с.
Сурс по социологии
ТЕМА 5