Плюрализм эмпирических моделей
Подытожим, что мировая социологическая мысль зафиксировала к концу XX в. весьма сильную зависимость отношения населения к средствам массовой коммуникации от тенденций, имеющих место
96________________Часть I. Деятельность СМК: функциональный подход
в ближайшем окружении индивида, конкретного приемника информации.
Прагматическое, или даже точнее, «потребительское» отношение проявляет Аудитория к СМК в случаях непосредственной потребности в информации об актуальных событиях. Здесь происходит трансмиссия информации, объективно внешней для индивида, — о мировых событиях, о политических событиях, о фактах, далеких от личного опыта индивида. Но даже и в этих случаях межличностная коммуникация начинает осуществляться, обеспечивая особо экстремальным фактам как бы вторую жизнь. В ряде случаев на этом витке происходит возврат к массовым коммуникациям, начинается активный, специальный, прицельный поиск информации в СМК.
Вторая из отмеченных тенденций в особенности свойственна личностям, характеризующимся повышенным числом социальных связей и контактов, иными словами, профессиональная деятельность которых требует интенсивного общения. Эта их особенность в реальной жизни используется уже специально агентами по внедрению нововведений, например, промоутерами новых видов товаров или услуг, специалистами в области ПР и т. д.
Последнее обстоятельство весьма важно для понимания технологии циркулирования политической информации в межличностных каналах, когда за обсуждением, восприятием этой информации следует реальное поведение человека (например, электоральное).
Третий этап в эволюции представлений социологов о роли СМК в жизни общества и индивида, таким образом, состоит в закреплении тенденций, обнаруженных эмпирическими социологическими исследованиями в последние десятилетия. У этих тенденций появилась мощная техническая база. Так, дальнейшая индустриализация потребления информации происходит за счет включенности человека в систему домашнего видео, компьютерных игр, сети Интернет, телетекста, т. е. личность имеет объективную возможность выбрать информационный канал, практически совпадающий с ее тематическими и иными интересами. Процесс этот принял такие размеры, что некоторые западные теоретики всерьез говорят о том, что к началу XXI в. часть человечества покинет массовое информационное пространство, удовлетворясь индивидуальным выбором, поскольку общество предоставляет для этого все более объемное информационное предложение.
Другая тенденция третьего этапа связана с предшествующей: общество аккумулирует критический настрой своих членов по отношению
Глава 4. Изучение роли СМК в жизни общества и индивида__________97
к массовым коммуникационным системам и предъявляет им свои требования, подчас оформляя их и законодательно. В этой связи важно подчеркнуть роль эмпирических социологических исследований СМК. Если обратиться к американской практике, то обостренное внимание общественности к демонстрации сцен насилия на телеэкране произошло не в последнюю очередь благодаря многолетним исследованиям в рамках социологического проекта под руководством известного теоретика СМК Дж. Гербнера (Анненбергская школа коммуникаций, Пенсильванский университет, Филадельфия).
К принципиальным выводам этого этапа относится констатация избирательности аудиторного поведения личности, определенной независимости ее от влияния информационных потоков, критичности по отношению к деятельности массовых каналов информации, уменьшения доверия к СМК как социальному институту.
Хотя мы говорим об этих тенденциях, замыкая их в национальных границах, самым главным в будущих исследованиях СМК будет, по-видимому, рассмотрение их в мировой информационной инфраструктуре (употребляя новый термин — в инфоструктуре). Сегодня внутринациональная ситуация практически всех стран зависит от степени интеграции в экономическое, правовое, информационное мировое пространство. Прорывом было возникновение в конце XX в. нового политического мышления, связанного с осознанием многими людьми Земли как общего дома. И этому в немалой степени способствовали такие социальные процессы, как эмиграционные потоки, межгосударственные обмены в области рынка рабочей силы, экономические межнациональные образования, межгосударственные объединенные структуры, существование культурного обмена, изменения в сфере образования, туризма и др.
Качественным прорывом стала глобальная информационная сеть, состоящая из специальных международных проектов, из национальных каналов прессы, получивших международное распространение, и системы компьютерной связи Интернет.
Эти обстоятельства повлияют на жизнь личности, но не в последнюю очередь на поведение отдельных национальных государственных образований. Любые формы социальных, политических, экономических изменений в границах отдельных государств будут происходить в результате активной саморефлексии, в том числе и для рефлексии российского общества: какие модели мировой практики уже «малы» для нас, а какие существуют как бы «на вырост».
Для мировой социологии массовых информационных процессов остается парадигма изучения этих процессов с учетом мировых информационных потоков:
* информация как материальный ресурс (техническая оснащенность материальными носителями информации, условия доступа — экономические, правовые, интеллектуальные — разных социальных субъектов к материальным носителям);
* информация как власть (участие разных социальных субъектов в производстве информации, «обратная связь» между Коммуникатором и Аудиторией, своеобразная смена ролей этими участниками коммуникативных процессов);
* информация как культура (сочетание общечеловеческих и групповых ценностей, приоритетность интересов национальных государственных образований, разнообразие культурных образцов как самоценность).
Каждая из этих проблем многовариантна, выбирая для решения их альтернативы, человечество проверяет себя на выживаемость. Социология может и должна поставлять информацию обществу для его самоанализа.
Мы видим, что теория коммуникации существенно видоизменилась за XX в. Как результат, более сбалансирование стало восприниматься ею воздействие СМК на общество.