Инициативная группа –группа, которая разрабатывает и реализует социальный проект
Цель -предполагаемый результат.
Целевая группа –группа на которую направлена деятельность по проекту.
Участники проекта – люди, которые помогают инициативной группе в реализации проекта.
Проблема –это противоречия, между желаемым и действительным, которые команда пытается решить.
Социальное проектирование -деятельность подростка, самостоятельная и направленная на практическое решение определенной проблемы. Способствует взаимодействию школьного сообщества с социальными учреждениями и властными структурами.
Способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных задач, описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи.
СТРУКТУРА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. ЭТАП – подготовка учащихся над проектом.
Знакомство с методикой социального проектирования. Организация инициативной группы Определение временных сроков проекта.
Важно, чтобы учащиеся, приступая к проекту, поняли роль граждан в формировании общественной политики, которая представляет собой комплекс действий группы людей по отношению к государственным и местным органам власти по реализации какой любо актуальной для них программы.
2. ЭТАП – выбор проблемы
Сформировать социальную проблему. Определить причины существования данной проблемы. Изучить возможности своей команды, которая будет заниматься реализацией проекта. Четкая формулировка цели проекта. Перечень конкретных задач, решение которых приведет к поставленной цели.
При выборе проблемы следует обращать особое внимание на такие существенные критерии как:
- посильные задачи для школьной команды;
- ее соответствие возрасту и возможностям учеников;
- сумма затрат и сроки;
- ожидаемые результаты;
- масштабность.
Цель проекта – это образ результата, который бы хотела получить группа по итогам своей деятельности.
3. ЭТАП- сбор и анализ информации по проблеме.
Изучить социальную ситуацию в местном сообществе. Составить подробный отчет о проведенном исследовании. Сформулировать выводы на основе изучения полученного материала.
Целесообразно разделить команду на исследовательские группы:
- одна группа может провести социологические исследования;
- другая занимается изучением материалов средств массовой информации;
-третья группа входит во взаимодействие с компетентными специалистами(экспертами).
4. ЭТАП – разработка собственного варианта решения проблемы.
o Составление рабочего графика.
o Определение обязанностей и их распределение внутри команды.
o Определение необходимых ресурсов и источников их получения.
o Составление бюджета.
o Разработка системы оценки проекта.
o Обучение членов команды.
5. ЭТАП – реализация плана действий
o Составление предложений по проекту
o Формирование общественного мнения.
o Поиск деловых партнеров.
o Проведение официальных переговоров
o Получение необходимых ресурсов.
o Проведение плановых мероприятий
o Оценка и контроль выполнения.
o Корректировка хода реализации проекта.
6. ЭТАП – составление портфолио
Портфолио состоит из двух разделов:
- Папка документов включает в себя юридическую документацию, статистические данные, графики, диаграммы, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов, другие материалы и отражает основные этапы работы команды по проблеме в логической и хронологической последовательности.
- Раздвижной стенд (четыре створки размером 80 см x 100 см). Стенд должен наглядно отображать представленный проект и шаги его реализации. На стенде демонстрируются материалы, наиболее ярко отражающие исследование, разработку и реализацию проекта.
Все материалы в папке и на стенде распределяются по четырем основным разделам проекта:
I. Актуальность и важность этой проблемы для школы, района, города.
II. Сбор и анализ информации по проблеме.
III. Программа действий, которую предлагает данная команда.
IV. Реализация плана действия команды.
Требования к устной презентации проекта:
- уровень обоснования актуальности;
- доступность и полнота изложения проекта;
- соблюдение регламента;
- творческий характер выступления.
Общая оценка социального проекта складывается прежде всего из:
- реального результата проектной деятельности;
- качества представленных материалов (стенды, папка);
- устной презентации проекта.
7. ЭТАП – презентация
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта. Выступление детей длиться не более 7 минут, затем дается 5 минут на вопросы жюри и зала для уточнения и понимания проектной деятельности Презентация первых IV этапов городского конкурса «Я – гражданин России» проходит исключительно в деловой форме защиты проекта.
8. ЭТАП – рефлексия.
Анализ результатов работы над проектом: проанализировать выполнение поставленных задач, соотнести результаты с поставленной целью.
Информирование общественности о результатах работы.
В ходе анализа следует отметить вклад каждого члена команды в общий результат работы.
Подготовить материалы разного плана: репортаж, интервью, деловой отчет, листовки, пресс-конференции.
ФОРМА ВЫЯВЛЕНИЯ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
Фамилии членов группы ______________________________________ ___________________________________________________________
Дата______________________________________________________
Проблема_______________________________________
Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вас?________________________________________ ____________________________________________________
Почему?________________________________________________
Какие органы власти ответственны за ее решение?___________________________________________
Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назревшей проблемы? _____________________________ ____________________________________________________________
Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:
-какова ее эффективность?___________________________________
- каковы ее недостатки?__________________________________
Каким образом ее можно совершенствовать?__________________ ___________________________________________________
Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти?____________________________ ___________________________________________________
Где можно получить информацию по данной проблеме?_____________________________________