Болонская школа юристов и схоластический метод анализа и синтеза.
Мы обращаемся к 12 веку, веку создания Болонского университета и его юридического факультета. Тогда в первые право начало преподаваться, как систематизированный свод знаний. А чему учили первые преподаватели права? То право вовсе не было действующим правом, это было разумеется римское право и основные его положения стали известны после того как был найден дигест Юстиниана. Тогда юристы были убеждены, что римское право универсально. Тексты римского право принимались на истину, подобно тому, как принимали на веру священное писание. Римское право – воплощение справедливости:
-открытие дигест
-создание университетов
-схоластический метод
Первая юридическая школа возникла в Болонье. Университет первоначально возник из студенческой корпорации, которая нанимала на год учителя, объяснявшего им открытые тексты римского права – то есть была некая форма партнерства профессора и студентов. В 1087г. особую известность приобрел учитель Гварнерий (Ирнерий). Студенты постепенно объединились в «университос», получили от города Хартию, позволявшую студенческой ассоциации заключать договоры с профессорами, определять преподаваемые курсы, даже устанавливать длину лекций и продолжительность каникул, цены за продажу книг. Студенческой гильдии была дана гражданская и уголовная юрисдикция над ее членами. Орган управления Ассоциацией – Генеральный совет, который имел право принимать статуты, которые не могли быть изменены в течение 20 лет после их принятия.
Источники римского права:
Кодекс
Новеллы
Институции
Дигесты в 50 книгах
С этими книгами обращались как с единым текстом. Первостепенное значение придавалось Дигестам. Программа обучения состояла в чтении текста Дигест. Учитель читал вслух текст Дигест, а студенты следили за ним по своим рукописям. После чтения текста профессор глоссировал его. Студенты записывали глоссы между строчками основного текста. Примерно в 1250г. сборник глосс «Глосса ординариа» от профессора Аккурсия стала общепринятой. Постепенно анализируя текст, Дигест преподаватели вводили в обсуждение периодически возникающие вопросы и предлагать студентам анализировать их в свете римского права. Метод изучения Дигест – схоластический метод анализа и синтеза. Наиболее полно этот метод был разработан в католическом богословии. Автором этого метода считают католического богослова Петра Абеляра, его считают отцом этого схоластического метода. Этот метод предполагает абсолютный авторитет текста, в котором содержится абсолютная и полная истина. При этом подразумевается, что в тексте могут быть противоречия и лакуны, выявляемые в процессе анализа этого текста. Необходимо примирить эти противоречия. Иногда этот метод называют диалектическим в том смысле, что подразумевает примирение противоречий.
Текст как целое считался истиной, а части целого обладали разной истинностью.
Тексты римского права воспринимались как воплощение разума. Диалектика (греч. – разговор, диалог). С точки зрения Аристотеля, отличительная черта диалектического мышления состоит в том, что оно начинается не с посылок, а с проблемы. Диалектика в аристотелевском понимании была принята римскими стоиками, для которых диалектическое мышление предстало как метод анализа аргументов и определения понятий с помощью анализа и синтеза. Римские юристы и применили диалектику к анализу действующих правовых институтов. Для греков правовые нормы не обладали авторитетом общественного чувства справедливости. Римские юристы были чрезвычайно практичны в своем подходе к праву. Римские юристы никогда не обсуждали со своими учениками базовые понятия права, правосудия, то есть общетеоретические вопросы. Практический смысл римской юриспруденции был значительно забыт в болонской школе.
«Норма права – нечто, кратко излагающее суть дела. Нормы не следует рассматривать вне контекста тех дел, которые они суммируют» /римский юрист Павел/
«Все нормы в гражданском праве опасны, потому что они почти всегда могут быть искажены» /римский юрист Яволин/
Болонские юристы попытались систематизировать нормы римского права так, чтобы из них получилось единое целое. Затем на основании этой совокупности норм – сформулировать правовые принципы.
Юристы стали считать нормы римского права универсальными правовыми принципами, правовыми максимами. Тексты римского права воспринимались в целом как имеющие безусловный авторитет. Эти тексты содержали определенные лакуны, бессмысленности, противоречия. Эти тексты нужно было вскрыть и лакуны путем синтеза устранить.
Метод анализа и синтеза состоял из последовательности 4 интеллектуальных операций:
Вопрос questio по противоречивым местам авторитетного текста;
Следовала так называемая propositio – приводились аргументы в пользу одного из мнений;
Oppositio – авторитеты и аргументы в пользу противоположного мнения;
Solutio – выбор пропозиции или оппозиции.
Примером противоречивого текста – трактат болонского монаха около 1140г. – согласование противоречивых канонов. Таким образов, средневековые юристы старались превратить тексты римского права в некую систему отвлеченных понятий, согласованных между собой по правилам формальной логики. В обработке болонских юристов, римское право – система правовых принципов и максим.
Лоренцо Лаула – философ эпохи возрождения. Римское право как юридическое откровение – не более, чем относительная истина. Подобное утверждение вызвало бурные протесты. Из средневековой системы схоластики вырастают 2 метода, организующие типы правопонимания – естественно-правовой и этатистский. Именно в средневековье была воспринята позиция о праве как о логически замкнутой, непротиворечивой и беспробельной системе норм.
В естественно-правовом подходе – сам метод дедуктивного рассуждения.