Функции социологии управления
Функции социологии управления обозначают ее роль в жизни общества. Социология управления выполняет множество функций. К ним относятся:
Познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии общества и его подсистем, организаций, групп и т.п.
Методологическая. Заключается в разработке и совершенствовании принципов и методов управленческой деятельности.
Оценочная. Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.
Прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.
Образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем – распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных заведений, различных институтов и центров повышения квалификации, переобучения и переквалификации кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой деятельности.
Функция совершенствования системы управления – повышение эффективности управления деятельностью: определение средних и оптимальных характеристик управленческих систем, выявление причин отставания и резервов роста, разработка новых приемов, технологий управления.
Гуманистическая. Социология управления позволяет человеку лучше осознать свое место, понять свои возможности и оценить свою роль и свой статус в системе социальных отношений.
Методы социологии управления
Методы социологии управления делят на 3 большие группы:
1) Организационно-административные:
1. Система законодательных актов страны.
2. Система нормативных документов о вышестоящих структурах управления.
3. Система планов, программ и задач, которые разрабатываются в конкретной организации.
4. Система оперативного управления: делегирование полномочий, перераспределение полномочий, поощрения, санкции.
Это оперативное управление может быть трех видов:
· вынужденное и внешненавязанное, то есть подчинение сверху вниз;
· пассивное – облегчение бремени работника, которое связано с освобождением его от принятия решений;
· осознанное – обоснованное подчинение.
2) Экономические – базируются на действии экономических механизмов мотивации. Сюда относят налоговую политику, кредитно-денежную, инвестиционную, социальную политику, систему ответственности за качество работы, систему стимулирования инновационной деятельности.
3) Социально-психологические– совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу, социальную общность, а также на отношения и взаимодействия между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.
Вопросы для повторения
1. Назовите объект социологии управления?
2. В чем заключается предмет социология управления?
3. Дайте определение социологии управления.
4. Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент»?
5. Каковы основные функции социологии управления?
6. В чем заключаются методы социологии управления?