Кризис социологии или ее подъем?
Особенностью отечественной социологии является наличие в ней как бы двух направлений — первое, академическое, где исследуют ее концептуальные проблемы: образа жизни, социального прогнозирования, воспитания и образования и т.д. Второе направление развивалось в основном заводской социологией — проведение конкретных социологических исследований только для нужд производства. Академическая социология давала заказы, как правило, самой себе и, как это часто бывает в академической науке, удовлетворяя за казенный счет собственное любопытство, благодаря чему нередко рождались весьма нетривиальные проблемы и их решения. Именно благодаря интересу и любопытству отдельных социологов, появились новые направления в социологии, например, социолингвистика, социология личности, региональная социология, социальная демография и др. Для второго направления заказчиками выступали предприятия, фабрики, заводы, учреждения, которые требовали конкретных рекомендаций. Если первые решали чисто научные проблемы и находились, так сказать, в свободном полете мысли и поиске истины, то вторые обязаны были решать произ-
водственные задачи и надолго забывать о собственных научных интересах. Перед заводской социологией постоянно стоял вопрос, что нужнс сделать в области социального развития, чтобь повысить производительность труда. Этот вопрос висел над заводскими социологами как дамоклов меч и по-гамлетовски трагична была егс
постановка — быть или не быть заводской соци ологии. Эта вынужденная жесткая ситуация i заставляла социологов-практиков искать ответ н; вопрос, чтобы сохранить свое место под солн цем. Именно чрезвычайная ситуация и привел; к пониманию того, чем заводская социологи! должна заниматься.
Сокращено и адаптировано по источнику: Аве рьянов Л.Я. Социология: что она знает и може // http://www.i-u.ru/aver/work/soc/soc2_4.asp
6 Rossi P.H. The Presidential Adress: Challenge and Opportunities of Applied Social Research // Amer. SociolRev., 1980. Vol. 45. No. 6. P. 901.
7 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.RRossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 124.
приглашает кого-то решить социальные проблемы, то на проходной не обязательно должно появиться объявление «Требуется социолог». Многие социологи зачисляются на должности статистиков. Для того чтобы устроиться на хорошую работу, социологу надо объявить себя специалистом по статистическому анализу и лишь позже проявить свои социологические способности8.
Трудности с устройством на работу прикладных социологов Д. Чандлер9 объясняет особенностями университетского образования. Социология традиционно преподавалась как фундаментальная наука, в то время как в экономике и психологии большой акцент всегда делался на решение практических проблем. АСА никак не систематизировала виды занятий прикладных социологов, не составляла соответствующих документов и реестров, не вносила их в официальные списки профессий. Не было проведено исчерпывающих эмпирических исследований, касающихся трудоустройства, характера и содержания труда неакадемических социологов.
В подготовке прикладников еще много недостатков: в учебных курсах не хватает практикумов, лабораторной и полевой практики. Обучение тому, как во всех деталях организовать выборочное обследование, как делать грамотные полевые заметки в исследовании — это пока скорее исключение, нежели правило в учебных программах10. Правда, общих курсов, дающих общее представление об исследовательских процедурах, более чем хватает.
В России учебные планы социологических факультетов имеют явный перекос в сторону истории и теории социологии, анализа социальных институтов и процессов. Совершенно недостаточно времени уделяется обучению методам прикладных исследований.
Парадокс социологического образования как за рубежом, так и в России заключается в следующем:
♦ Прикладных социологов обучают их антагонисты, академические социологи, обучают на свой лад и своему взгляду на мир. Хотя более эффективным способом надо признать обучение прикладников специалистами, имеющими опыт работы в прикладной области. К сожалению они редко идут преподавать в вузы.
♦ После окончания социологического факультета большинство выпускников устраивается в прикладной сфере, хотя к ней они, в силу перекосов в образовании, почти совершенно не готовы.
♦ Большинство выпускников-социологов идет в прикладную сферу, где их окружают специалисты чуждых им (негуманитарных) профессий, с которыми они долго не могут найти общий язык и которым они стесняются признаваться в том, что они социологи.
♦ На рынке труда социологи-прикладники в большинстве своем проигрывают своим коллегам экономистам и психологам, обучение которых больше ориентировано на практику.
Студенты нуждаются не только в специальных прикладных курсах, например, компьютерном анализе или работе со статистическими данными, но
Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings/ Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 124.
9 Ibid. P. 201.
10 Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev., 1984. Vol. 49.No. 4. P. 577.
также в методологических основах и знаниях из других наук, в частности, по экономике. Социолог должен также уметь составлять несколько вариантов решения проблемы и выбирать лучшее из них в условиях ограничения времени и средств".
Курс обучения социолога-прикладника в США в конце 1990-х гг. включал овладение такими методами, как выборочное обследование, кейс-стади, глубинное интервью, фокус-группа, этнографические методы, контент-анализ, наблюдение, вторичный анализ, эксперимент, мониторинг, контроль качества данных, оценочные исследования12.
Как подбирать кандидатов в прикладники? По мнению Г. Фримана и П. Росси13, нужен «личностный профиль прикладника». Профессия прикладника требует уникального набора индивидуальных качеств. Авторы выделяют три главных:
1) Умение работать в соответствии с объективной обстановкой. На прикладника накладываются жесткие временные рамки. К примеру, менеджер помаркетингу, выступающий в роли заказчика, может потребовать результатыисследования в сроки, оговоренные контрактом, он не станет ждать, когда васосенит идея или созреет концепция. Требуемое от студента качество — ком-пульсивность, т.е. умение вписываться в жесткие требования и условия.
2) Высокий уровень уверенности в себе. Прикладник должен быть уверен в правильности того, что делает, ведь научный отчет, в отличие от статьи в академическом журнале, не возвращается с отметкой «доработать».Ответная реакция следует незамедлительно, иногда принимая нежелатель-
Врезка