Социальное значение бумажной архитектуры в работах ю. аввакумова

Продолжая анализ «социологического творче­ства» современных российских архитекторов, необ­ходимо вспомнить некоторые современные архитек­турные «течения», имеющие, кроме несомненных художественных достоинств, «подталкивающих» отече­ственную архитектуру вперед, еще и ярко выраженное социальное значение. Это, прежде всего, – «бумажная архитектура».

Вот как один из лидеров «бумажной архитектуры», Юрий Аввакумов, определяет ее суть.

«Бумажная архитектура – термин, применяемый в советском архитектуроведении для обозначения фан­тастических проектов, повлиявших на дальнейшее раз­витие архитектуры. Традиции БА – это, преимуществен­но, проекты Франции и Италии XVIII века, а также авангардистские проекты в СССР 20–30-х годов ХХ века, осуждавшиеся за оторванность от реальных практиче­ских и идеологических задач советского строительства. Бумажная архитектура – жанр станкового архитектур­ного творчества, неформальная группировка молодых архитекторов (преимущественно выпускников Москов­ского архитектурного института) 80-х годов, включаю­щая более 10 творческих коллективов и 50 авторов.

БА – разновидность концептуализма в архитектуре, ори­ентированного на журнальные публикации, выставки, конкурсы идей, – представляет собой продукт нонкон­формистской рефлексии, использующей языки и обра­зы разных архитектурных стилей для создания много­значных композиций, а также претензии архитекторов на создание утопических проектных решений. В проек­тах БА обнаруживаются конструктивные идеи, способ­ные обогатить средовое и архитектурное проектирова­ние. Для БА характерен синтез выразительных средств изобразительного искусства, архитектуры, литературы и театра. БА – завершенный художественный феномен отечественной культуры 1980-х годов. Проекты БА по­лучили более 50 наград на международных конкурсах, преимущественно в Японии» [43].

Как рабочее название, термин «бумажная архитек­тура» был принят основателями движения – группой мо­лодых московских архитекторов в начале 1980-х годов, продолжают Юрий Аввакумов и Георгий Никич.

«Исторически в Советской России бумажная ар­хитектура – негативное определение, ярлык, который борцы с «групповщиной» в 1930-е годы клеили на аван­гардистов «золотого десятилетия», и позже, вплоть до нашего времени, на все, выходящее за рамки норма­тивной архитектуры. Помня об идеальном утопизме го­нимых обществом предшественников, новая бумажная архитектура в период своего становления декларирова­ла как основополагающий асоциальный принцип отказа от постановки прикладных задач в пользу архитектурно­художественных идей. По ним нельзя строить, это не ра­бочая документация, а скорее – «проекты проектов». Объединившее очень разных авторов, последнее поко­ление «строителей ничего» все же – дитя романтическо­го визионерства 1920-х годов и еnfant terrible вынужден­ной футурологии 1960-х.

Появлению бумажной архитектуры в 1980-х мы обязаны также прессу казавшейся безысходной си­туации застоя в жизни, архитектуре и строительстве в СССР и отдушине, найденной в международных концептуальных конкурсах архитектуры. Первая по­беда на одном из японских конкурсов идей пришла в 1981 году, первая московская выставка – в редакции молодежного журнала – в 1984 году, первая значитель­ная зарубежная публикация – в 1985, первая выставка за границей – в 1986 году...

Консолидировав вокруг себя наиболее талант­ливых авторов, бумажная архитектура вскоре обрела мировую известность и авторитет. На конкурсах были получены более пятидесяти призов, критика и массо­вая информация во множестве публикаций утвердили бумажную архитектуру как особый феномен современ­ного искусства; большие специальные выставки, посвя­щенные «бумажной» теме, экспонировались в Париже, Франкфурте, Кёльне, Цюрихе, Милане, Лондоне, в уни­верситетах США. Экспозиция БУМАЖНАЯ АРХИТЕК­ТУРА. ALMA MATER, состоявшаяся в Москве в 1992 году, подвела итог этому своеобразному явлению, историче­ски закрепившемуся в девятом десятилетии мировой культуры XX века [44].

Выставки бумажной архитектуры: Париж (Ла Вий­ет), Милан (XVII триеннале), Лондон (Архитектурная ассоциация), Франкфурт-на-Майне (Немецкий Музей архитектуры), Антверпен (Де Сингел), Кёльн (галерея Линсен), Берлин (галерея AEDES), Брюссель (Архитек­турный фонд), Цюрих (Архитектурный форум), Любля­на (галерея ШКУЦ), Кембридж (МТИ), Остин (галерея Хантингтон), Амхерст (Центр изящных искусств), Но­вый Орлеан (Центр современного искусства), Москва (МАРХИ), Москва (ГНИМА им. Щусева), Волгоград (Музейно-выставочный центр) и др».

Наши рекомендации