Социальное значение бумажной архитектуры в работах ю. аввакумова
Продолжая анализ «социологического творчества» современных российских архитекторов, необходимо вспомнить некоторые современные архитектурные «течения», имеющие, кроме несомненных художественных достоинств, «подталкивающих» отечественную архитектуру вперед, еще и ярко выраженное социальное значение. Это, прежде всего, – «бумажная архитектура».
Вот как один из лидеров «бумажной архитектуры», Юрий Аввакумов, определяет ее суть.
«Бумажная архитектура – термин, применяемый в советском архитектуроведении для обозначения фантастических проектов, повлиявших на дальнейшее развитие архитектуры. Традиции БА – это, преимущественно, проекты Франции и Италии XVIII века, а также авангардистские проекты в СССР 20–30-х годов ХХ века, осуждавшиеся за оторванность от реальных практических и идеологических задач советского строительства. Бумажная архитектура – жанр станкового архитектурного творчества, неформальная группировка молодых архитекторов (преимущественно выпускников Московского архитектурного института) 80-х годов, включающая более 10 творческих коллективов и 50 авторов.
БА – разновидность концептуализма в архитектуре, ориентированного на журнальные публикации, выставки, конкурсы идей, – представляет собой продукт нонконформистской рефлексии, использующей языки и образы разных архитектурных стилей для создания многозначных композиций, а также претензии архитекторов на создание утопических проектных решений. В проектах БА обнаруживаются конструктивные идеи, способные обогатить средовое и архитектурное проектирование. Для БА характерен синтез выразительных средств изобразительного искусства, архитектуры, литературы и театра. БА – завершенный художественный феномен отечественной культуры 1980-х годов. Проекты БА получили более 50 наград на международных конкурсах, преимущественно в Японии» [43].
Как рабочее название, термин «бумажная архитектура» был принят основателями движения – группой молодых московских архитекторов в начале 1980-х годов, продолжают Юрий Аввакумов и Георгий Никич.
«Исторически в Советской России бумажная архитектура – негативное определение, ярлык, который борцы с «групповщиной» в 1930-е годы клеили на авангардистов «золотого десятилетия», и позже, вплоть до нашего времени, на все, выходящее за рамки нормативной архитектуры. Помня об идеальном утопизме гонимых обществом предшественников, новая бумажная архитектура в период своего становления декларировала как основополагающий асоциальный принцип отказа от постановки прикладных задач в пользу архитектурнохудожественных идей. По ним нельзя строить, это не рабочая документация, а скорее – «проекты проектов». Объединившее очень разных авторов, последнее поколение «строителей ничего» все же – дитя романтического визионерства 1920-х годов и еnfant terrible вынужденной футурологии 1960-х.
Появлению бумажной архитектуры в 1980-х мы обязаны также прессу казавшейся безысходной ситуации застоя в жизни, архитектуре и строительстве в СССР и отдушине, найденной в международных концептуальных конкурсах архитектуры. Первая победа на одном из японских конкурсов идей пришла в 1981 году, первая московская выставка – в редакции молодежного журнала – в 1984 году, первая значительная зарубежная публикация – в 1985, первая выставка за границей – в 1986 году...
Консолидировав вокруг себя наиболее талантливых авторов, бумажная архитектура вскоре обрела мировую известность и авторитет. На конкурсах были получены более пятидесяти призов, критика и массовая информация во множестве публикаций утвердили бумажную архитектуру как особый феномен современного искусства; большие специальные выставки, посвященные «бумажной» теме, экспонировались в Париже, Франкфурте, Кёльне, Цюрихе, Милане, Лондоне, в университетах США. Экспозиция БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА. ALMA MATER, состоявшаяся в Москве в 1992 году, подвела итог этому своеобразному явлению, исторически закрепившемуся в девятом десятилетии мировой культуры XX века [44].
Выставки бумажной архитектуры: Париж (Ла Вийет), Милан (XVII триеннале), Лондон (Архитектурная ассоциация), Франкфурт-на-Майне (Немецкий Музей архитектуры), Антверпен (Де Сингел), Кёльн (галерея Линсен), Берлин (галерея AEDES), Брюссель (Архитектурный фонд), Цюрих (Архитектурный форум), Любляна (галерея ШКУЦ), Кембридж (МТИ), Остин (галерея Хантингтон), Амхерст (Центр изящных искусств), Новый Орлеан (Центр современного искусства), Москва (МАРХИ), Москва (ГНИМА им. Щусева), Волгоград (Музейно-выставочный центр) и др».