Социально-мировоззренческая позиция исследователя
«Второй слой» научной парадигмы исследователя, его социально-творческой позиции — система мировоззренческих ценностей — прямо связан ' «первым слоем», т.е. научно-журналистской позицией исследователя, определяя ее характер, с одной стороны, а, с другой, задавая содержательное наполнение общей методологии.
Мировоззрение как «картина мира», включающее ответ на вопрос, что им и в каком направлении «управляет», имеет принципиальное значение для исследователя и его работы. В наше время «не модно» указывать на мировоззренческую базу исследований в области журналистики. В лучшем случае перечисляются изученные труды мыслителей разных направлении, что будто оы должно свидетельствовать о социально-мировоззренческих знаниях ис-( ледователя. О знаниях — да, но о позиции — нет. Тут две стороны — соци-аньно-философская и социально-политическая. И каждая требует от исследователя ответа на свои вопросы.
Первый:«живет» ли мир по объективными законам? Или все в мире происходит по воле стремлений и мнений «великих людей»? А как быть с идеей «народ — движущая сила истории»? Или может быть судьбами человечества управляет некая высшая сила?
Если принимать «сторону» объективных законов, то исследователь должен ясно представлять себе, что их понимание становится все более глубоким. Взгляды классического (механистического) детерминизма оказались «частным случаем» диалектического (неклассического) подхода к природе и обществу, а в последние годы возникли новые аспекты понимания объек-швных законов на основе постнеклассических идей синергетики (греч. syn-ngetikos — совместный, согласованно действующий). Все три находятся в состоянии топологического единства, играют свои роли в разных предмет-пых «пространствах» и в ряде случаев взаимодополнительны. Однако если первые два взгляда хорошо знакомы по систематическим курсам, учебникам, монографиям, то третий требует хотя бы тезисного изложения.
Возникшая в естественнонаучной сфере, синергетика приобретает ста-'ус постнеклассической междисциплинарной области знания. Синергетика возникла как продолжение диалектического подхода, идей кибернетики и теории систем. Это наука об особом классе открытых сложных неравновесных систем, которым свойственны неустойчивые нелинейные процессы эволюции и самоорганизации. Синергетика вносит изменения и дополнения в научную парадигму в связи с идеей необходимости выхо-да на sustainable development — самподдерживающее развитие (часто обозначаемого в работах, написанных на русском языке, термином «устой-■твое развитие»).
Рассматриваемые в синергетике системы неопределенно изменчивы (относится ли к ним журналистика?). Причем высшая точка порядка — предвестник хаоса в системе. Первоначальная организованность при входе в «перемешивающий слой» постепенно нарушается, и в результате раздробления в системе происходит накопление энтропии, внутри нее формируются фракталы (англ. fraction — дробь), а в результате возникает структурная неустойчивость частей и границ явления. Возникают диссипативные структуры (англ. dissipate — рассеивать, разрушать), и система «расползается», приобретает черты «динамического хаоса» (что вовсе не равно абсолютному разрушению системы), при котором система, не имея жестких детерминант, приобретает множество степеней свободы дальнейшего развития. «На краю хаоса» с приближением к точкам бифуркации (англ. bifurcation — разветвление) даже малые флуктуации (лат. fluctuatio — колебание) приводят к выбору одного из аттракторов (англ. attraction — тяготение, притяжение) — вероятного будущего состояния системы. Каждый аттрактор «притягивает» к себе систему, причем «противится» другим возможным путям развития. В этой «борьбе» формируется направление самоорганизующего движения от хаоса к порядку. Подход к точке бифуркации приводит к формированию режима с обострением, порождающего лавинообразный процесс при выходе на тот или иной аттрактор, и, затем, формирование в системе новых структур и связей, притом иных, чем прежде. Тут чрезвычайно велика роль случайностей, различного характера микрофлуктуаций — таких внутренних процессов и внешних воздействий, которые ускоряют или замедляют перестройку системы, выбор ею аттрактора и могут придать движению особый и необратимый негэнтропийный характер. При этом малые (резонансные, то есть соответствующие «требованиям» развития системы) воздействия извне способны — если известны оптимальные аттракторы («притягивающие точки») — привести к позитивным изменениям.
Существует смелое сравнение объективно сущего аттрактора с субъективной пассионарностью и даже личностью пассионария (по Гумилеву). Во всяком случае знание оснований синергетики (еще слабо интерпретированной для гуманитарной сферы) может привести к трансформации методологии изучения журналистики. По-видимому, для социальных систем (и журналистики тоже) приближение к точке бифуркации требует повышенной ответственности человека (социального мыслителя — исследователя и политика прежде всего) за прогноз развития и «подталкивание» к аттрактору, «зов» и, затем, выбор которого, кажется, наиболее оптимальным для системы.
Разрабатываются идеи «социокультурной синергетики» для открытых,
[| нелинейных, неравновесных и нестабильных систем, в том числе в «инфор-
oj мационных средах». Большой объем разнонаправленной (в том числе мани-
^ пулятивной) информации в условиях социального и идейного плюрализма
II при острой конкуренции подходов, оценок и предложений способен создать
мм в массовом сознании. Поэтому велика роль таких массово-информационных воздействий со стороны гуманистически и демократически ориентированных «информационных пулов» (не таковы ли общественные < МИ.'), которые способны проводить резонансные воздействия, направлен-Mi.li1 на «новый выбор» и выход через точку бифуркации на такой аттрактор, к,той соответствует нуждам негэнтропийного динамического развития
"Ыцоства.
Отсюда, между прочим, значение «хорошей теории» и соответствующих • •с фебованиям целенаправленных действий в журналистике. Идеи синерге-|ини подсказывают, что исследователю необходимо не только характеризо-И.1М, текущее положение дел, но также «заглядывать» в будущее, ясно видеть при подходе к точке бифуркации, находящиеся «за» ней аттракторы и харак-и'Р их «зова». И на этой базе создавать оптимальные прогнозные «модели» будущего, определять силы и средства, способствующие «выходу» на нужный •трактор и блокированию движения на уводящие в сторону от «стрелы вре-М1-МИ». Но надо иметь в виду, что наличие «странных аттракторов» (структурно неопределенных, «запутывающих» систему, если она «выбрала» странный .трактор) не позволяет делать долгосрочные прогнозы развития.
Использование идей синергетики, возможно, могут обогатить методоло-|ию исследования и способствовать высоким результатам научного поиска. Креативная активность, помноженная на недовольство собой, заставляет ис-i ледователя целенаправленно искать тот аттрактор, понимание которого да-i'i возможность исследователю точнее видеть пути решения проблемы и ак-1иннее идти к цели. Причем поиск происходит в режиме обострения (дискурсивного и интуитивного), а результат приходит в результате малых
ргюнансных изменений.
Синергетические идеи, вероятно, могут быть использованы при разра-ootKe мировоззренческих основ научной парадигмы. Понимая журналистику как внутренне неравновесную, динамическую, самоорганизующуюся си-i н'му, открытую вместе с тем для значимой роли внешних воздействий, и( следователи получают при верном понимании характера и роли аттракторов (и суператтрактора, по их представлениям), изучая роль диссипативных ■ Фуктур, определяя точки бифуркации получают возможность раскрыть, пу-|"м каких резонансных воздействий журналистика в тот или иной момент р.нвития могла бы двинуться по пути, который исследователь считает опти-м.шьным. И изучать нарастание негативных флуктуации, ведущих к деструк-1инным изменениям, чтобы указать пути содействия самоорганизации (и препятствующие дезорганизации) на следующем витке развития журна-
пистики.
И кажется допустимой такая синергетическая интерпретация одного дав-пего решения по поводу, представляется, одного из главных положений в те-ории публицистики. Давно известны свойства первоначального синкретизма
LO
в осознании людьми окружающего мира. Возник вопрос: а нельзя ли рассматривать публицистику как современный (а может быть и «всевременный») синкретический подход к осмыслению действительности. Ведь общественное мнение, к которому обращена публицистика, совмещает рационально-понятийные и эмоционально-образные черты. И это только по форме. Но нельзя ли то же сказать и о содержании? В когнитивной психологии, теории познания, истории культуры и др. науках считается, что ход развития картины мира таков: после возникновения и укрепления представлений началось обобщение представлений, развивавшееся в двух направлениях — формирование научной и художественной ветвей отображения действительности. Но — возникает вопрос — а обыденное сознание? А общественное мнение? Их либо не берут для анализа, либо... Либо получается такая картина:
художественное мышление |
научное синкретическое мышление
мышление в т.ч. публицистическое
Не позволяет ли выдвижение идеи развитого «современного синкретизма» понять содержание и форму обыденного сознания, общественного мнения, публицистики... Путь же к этой идее — резонансные «малые изменения» в области теории публицистики.
Второй: какие социальные группы и политические силы наилучшим образом способствуют благополучию человечества? Либералы? Консерваторы? Коммунисты? Социал-демократы? (Ряд может быть продолжен и разветвлен). Конечно, от этих вопросов можно отмахнуться и проводить «независимое» исследование, но каковы будут результаты? Конечно, в любом «независимом» исследовании так или иначе проявятся латентные (порой скрываемы исследователем даже от самого себя) мировоззренческие ценности. Не лучше ли для исследования перевести их в «ясное поле сознания»?
При этом чрезвычайно важно уже на «образовательном» этапе подготовки к исследовательской деятельности овладевать широким спектром знаний о различных концепциях, характеризующих закономерности жизни общества, экономических, политических, правовых, этических, эстетических, религиозно-конфессиональных и др. формах сознания и поведения людей. Такая образованность «не помешает» никому, но для исследователя журналистики принципиально важна.
И «выбрать» свою концепцию. Дело в том, что журналистика своими про-и шедениями «вмешивается» во все сферы жизни общества. Поэтому чтобы квалифицированно и «в пользу человечества» вести анализ деятельности • МИ, необходимо владеть соответствующими знаниями и, более того, методами анализа (политического, экономического, правового, этического, эстетического и т.д.). Это важно для каждого исследователя, хотя не в каждом слу-'|,н) все подходы будут использоваться одновременно и тем более в «равных долях». А исследователям, занимающимся специализированными областями и деятельности СМИ (спортивными или медицинскими, научно-техническими мни военными, строительными или космическими) нужна и специализированная подготовка.
Широкая подготовленность, осознанные мировоззренческие ценности — hi нова исследовательских установок социально-философского характера, которые «переводят» разделяемые исследователем ценности в практически-дентельностный план. При этом важно сознавать, что однажды принятые, Фиксированные установки (основанные, скажем, на либеральных или коммунистических ценностях) в условиях современной цивилизационной трансформации не могут застывать, поскольку происходят существенные и часто неожиданные социальные сдвиги. Отсюда — неизбежность изменения уста-ионок, переход их в динамические. Фиксированные установки в этих услови->1х часто ведут к догматической позиции, тогда как динамические (отнюдь не предполагающие полного пересмотра или тем более отрицания ранее сложившихся взглядов и подходов) предполагают творческий подход исследо-иагеля к своей позиции при изучении журналистики как прошлого, так и со-иременности.
В частности, нельзя не видеть, что установившиеся в XIX веке демократические ценности и, соответственно, принятые установки исследователя при и (учении журналистики разных направлений неизбежно должны претерпе-нлгь изменения. Ведь концепция демократии и тогда развертывалась и углуб-мялась постоянно, а в XX веке и при переходе в новое тысячелетие серьезно Флнсформировалась. Теперь она основывается на трех «китах» — это пар-1иципарная, делиберативная, диалоговая демократия. Если эта точка зрения на демократию принимается исследователем как мировоззренческая ценность, то тем самым формируется иная, чем прежде, установка на изучение любого этапа развития журналистики в аспекте ее демократизма.
Динамическая установка прямо связана с формированием идеально-типических представлений о самых разных сторонах функционирования обще-
■ та в целом и журналистики как одной из его «составляющей». И тогда ис-
i ледовательская установка позволяет к любым явлениям журналистики
далекого и недавнего прошлого, современному ее состоянию подходить
i четко осознанными критериями, имея ясные «точки отсчета» суждений,
■ щенок, интерпретаций и прогнозов. Разумеется, тут много трудностей и
(Л
O
In
гносеологического, и социального порядка. Идеал как некий «загляд» в будущее может быть как субъективистским построением «идеального типа» на самых разных основаниях, в том числе априористских, телеологических, так и осмысляемым на объективных началах необходимостей развития общества (и журналистики как одного из социальных институтов).
Объективный подход и с гносеологических, и с социальных позиций, представляется, для современных исследователей предполагает поиск в «поле» испокон века существующих и своеобразно проявляющихся сначала в фольклоре затем и социальных учениях Античности, затем в религиозных концепциях и светских учениях Возрождения, а в последние века, начиная с эпохи Просвещения, идеалов гуманизма.Именно идеалов, поскольку гуманизм в различных трактовках — это действительно целое поле значений. Но во всех, даже серьезно расходящихся, социальных концепциях гуманизма имеется единое ядро — такое представление о желаемом для отдельного человека и всего человечества, в основе которого лежит реализация требований «добра», «истины», «справедливости» в условиях свободы и демократии. Легко заметить, что в разных социально-философских и социально-политических концепциях (за исключением право- и левоэкстремистских) провозглашаются общечеловеческие идеи «добра», «истины», «справедливости», «свободы», «демократии», т.е. гуманистические по общему значению, но серьезно различающиеся по конкретному содержанию. И исследователю приходится либо «выбирать» один из подходов, либо — что кажется предпочтительным — формировать «для себя» перспективно ориентированный синтезирующий подход. Это трудно до чрезвычайности, но «положение обязывает»: ведь гуманистические подходы к изучению журналистики не должны быть «частными».
Концепция гуманизма в совокупности трактовок дает основания как для фиксированных установок (порождаемых «ядром» гуманистических идеалов), так и для динамических (возникающих в связи с социально-групповыми, цивилизационными, конфессиональными и др. дифференцирующими факторами). Отсюда требование толерантности исследователей, если у них общие фиксированные установки и расходящиеся динамические. Здесь — одна из «ростовых точек» науки, поскольку «стереоскопическое видение» проблем побуждает к конструктивному диалогу подходов и решений, который открывает путь для движения исследовательской мысли. И каждому исследователю (каких бы взглядов он ни придерживался) стоит задаться вопросом, имеют ли его подходы гуманистическую «составляющую», а если имеют — какого наполнения, глубины и устойчивости.
Установки исследователя, сформированные на основе социально-философского и социально-политического гуманистического идеала, неизбежно оказываются активными и конструктивными «действующими силами» на всех этапах исследовательской деятельности от выбора темы и постановки
проблемы до интерпретации полученных данных и формирования концепту-.шьных выводов. Даже «сбор фактов» происходит под их влиянием.
Методологически чрезвычайно важно, представляется, на каждом этапе исследования исходить именно из гуманистического идеала, притом в современной трактовке. И чем он адекватнее, тем точнее возможность верных < уждений о явлениях журналистики как прошлого, так и настоящего в любо-ю типа исследованиях (теоретических, исторических, социологических) лю-(>ых предметных областей журналистики. Только на этой базе возможно приближение к объективному знанию.
При этом методологически важно понять, каков возможный и достижимый характер и уровень реализации гуманистического идеала «здесь и сейчас» — в эпоху ли «дней Александровых прекрасного начала» XIX века или и эпоху «Путинской стабилизации» на рубеже XX и XXI веков. Поэтому гуманистический идеал (всеобщий или реально-«ситуативный»)исследователя — не «прокрустово ложе». Сквозь призму идеала надо «разглядывать» конкретику явлений журналистики, сопоставляя идеал с реалиями, объясняя юстояние, оценивая меру реализации идеала, причины (объективные и субъективные) «успехов и неудач», то есть ведя научно-критический анализ, а не устраивая судилище.
Например, занимаясь нормативными актами в сфере журналистики (законодательство РФ, Доктрина информационной безопасности, проекты документов и т.д.), исследователь, если он исходит из достаточно разработанной социально-философской и социально-политической концепции свободы, формирует современный идеал социально-творческой свободы журналистской деятельности. Отсюда вырастают представления о «правильной норме», соответствующей требованиям свободы и предупреждения «злоупотреблений» ею. Но даже если в его представлениях сложился некий идеальный образ необходимой гуманистически ориентированной нормативной базы, он не может судить «наотмашь» лакуны, недостатки, противоречия существующих нормативов. Ему предстоит с точки зрения идеала понять меру и причины отклонений от идеала в силу неодинаковых представлений о должном, нозникших в результате исторических причин, интересов разнонаправленных сил, борьбы подходов, неизбежных гносеологических ошибок и т.д. и т.п. И предложения по совершенствованию нормативной базы неизбежно должны носить как бы «двоякий» характер. С одной стороны, это утверждение обоснованной им идеальной модели системы норм (которая, конечно, юже будет страдать недостатками; и поэтому стоит не пренебрегать указанием «вероятно»). С другой, реальные предложения «поправок и дополнений» должны быть реалистичными (что «возможно» сделать в данных обстоятель-(твах, притом усилиями данных деятелей).
3.4. Арсенал об^научной метОдологии исследователя
Третий слои науч^ парадигмы исследователя — это принятая исследователем общенаучна меТодология. Разумеется, в каждом конкретном исследовании «Работаю^ми>> окажутся не все методологические «наработки». Из этого методоя0гИческого арсенала в конкретной исследовательской ситуации исследовате^ выбирает и применяет необходимое в органической связи с теми позиция^ KOTOpbie составляют первые два слоя научной парадигмы, ^десь же прихо^тся представить их в сводном виде, чтобы было видно все богатство, из K^p^ в каждом конкретном случае можно было бы почерпнуть необходим «обрабатывая» и «дорабатывая» отдельные приемы исследования, и Сц емно формируЯ из них методологическую базу конкретного исследований
Именно здесь, в сф общенаучной методологии, усилиями многих специалистов по теории г,^нания (гносеологии, эпистемологии), по общей методологии, эвристике, ^ различным областям логики, по психологии познания и др. накоплен б^,ьшой объем знаний. Но в огромной «литературе вопроса» практически ц ет при3нанных сводных работ, системно характеризующих всю систему *v логических основ исследования. И тем более их
нет в применении к из\
ме к ^ению журналистики.
Поэтому, пРедстав/)1|<етсЯ( исследователям журналистики нужна сводная
систематизированнаяt/CBOflKa>> представлений об общенаучной методоло
гии для общей ориент, ии в ней щ потому неизбежно конспективная. А при
нужде получить более ^дробные сведения, например, о формах абстрагиро
вания или сравнитель», ическом подходе можно обратиться к имею
щимся разработкам.
«Смысл» исследовац ия заключается в постепенном углублении в сущность предмета.При ^ ом ИСП0Льзуется все позитивное, что имеется в «литературе вопроса», дру^х имеющихся в распоряжении исследователя наработок (черпаемых из ЛрКладов на конференциях, бесед со специалистами
и т д ). Но главное — л £ /
м' ^«юственные разработки.
«Искомая» сущност^ _ эт0 совокупНость (в идеале - система) законов,
раскрывающих специфЦ]Ку предмета ег0 струКтурную организацию и тем са
мым определяющих ег^ функционирование и развитие в окружающей его
«среде» более шире» й предметной сфере явлений журналистики и жиз
ни общества. ^ * v
Сущность исследуе^ ого явления (прошлого или настоящего) журналистики является «ядром»^ к которому необходимо «добраться» исследователю, || владеющему основами метОдологических знаний и способному творчески оо их применять. Движени, ^ к ПОЗнани ю сущности идет через изучение «россы-пей» эмпирических fla^Hb|X- Они т быть п0/учены «по наследству» от II предшественников и к<^лег# а таюне фт собраны им самим. Но их требу-
ется осмыслить. Ведь сущность — это система закономерностей, устойчивых свойств и отношений (внутренних и внешних) изучаемого предмета. Она «скрыта» в являющемся, причем очень важно понять, почему явление как «оболочка» сущности именно такова. Как будто бы очевидно, например, что сущность массово-информационной деятельности — информирование аудитории. Однако исследователь, сталкиваясь при изучении СМИ с самыми разными направлениями, формами и содержанием информирования, должен идти вглубь и понять, почему именно такова информационная политика изучаемых СМИ и какого уровня и степени информированности они достигают. Ведь информирование — это явление внешнее, а сущность — достижение адекватной информированности того или иного слоя массовой аудитории. Следовательно, сущность обнаруживает себя исследователю в своей необходимости лишь в актуальном результирующем действии, требующем осмысления сточки зрения объективной закономерности. И при этом сама сущность многослойна. Та же информированность предполагает необходимость (1) плюрализма получаемых аудиторией сообщений, (2) толерантных отношений между их создателями, (3) диалогических взаимоотношений между ними при организации потока сообщений, (4) наконец, результата как некой меры сближения или даже консолидации подходов, оценок, предложений при (5) активности аудитории в получении, освоении и осмыслении информации.
Так что в процессе изучения и осмысления способов ее «развертывания» в практических формах сущность проявляется полно, частично, затемнен-но или даже извращенно. Иначе говоря, сущность поливариантна и динамична в своем явлении.
При этом сущность «является» исследователю в ходе его работы постепенно и в разных формах.
Сначала ученый сталкивается с внешним обликом и эмпирическими проявлениями — «видимостью»явления, которым он занимается. Так называемый «здравый смысл», обыденное рассудочное суждение, давая в простых случаях порой верные, хотя и поверхностные решения, при стремлении углубиться в сущность чаще всего дает «сбои». Например, с констатируемой мно-1ими и внешне очевидной «разорванностью информационного пространства», проявляющейся, в частности, в малом насыщении какого-то региона общефедеральными изданиями. Движение в глубь проблемы основывается < начала на здравом смысле, подсказывающего рассудочные(основанные на наработанных приемах, часто на простой экстраполяции) суждения — надо нею аудиторию снабдить большим количеством массовой информации. Разумноеже решение (база которого — в новых, перспективных подходах, основанных на глубоких закономерностях) — такая оптимизация системы (МИ в регионе, которая даст возможность каждому быть информированным. 1<жов путь рациональногопроникновения в проблему.
Л
о ю
Сначала исследователь сталкивается с «житейским», непосредственно-эмпирическим проявлением сущности. Это — эмпирическая конкретность, чувствен»о-конкретное, дающее исследователю представление о реально-жизненных формах изучаемого предмета, «наборе» внешне очевидных черт, свойств, качеств, полученных из самых разных источников. В них сущность «затемнена» различными ее деформациями, случайными чертами, «дурным знаньевым наследием», «забеганием вперед», «иллюзиями» действующих сил и т.д.
Конечно, и по «литературе вопроса», и в связи со своей позицией исследователь так или иначе проводит первичную систематизацию данных, что как будто бы позволяет сложить полученные разнородные данные в общую картину. Но к такому видению конкретного надо относиться крайне осторожно. Не случайно был0 И до сих пор распространено представление о публицистике как популярнои литературе на общественно-политические темы; тут есть значительна*" Доля истины, но в целом характеристика носит именно эмпирический характер* неизбежно внешний и частичный. Но исследователю надо идти вглубь, раскрыть внутренние закономерности в их системной организации. То есть получить научно-обобщенную конкретность. Такое конкретное знание о сущности как системе взаимосвязанных характеристик закономерностей изучаемого предмета, синтезе сущностных определений возникает лишь 0 результате исследования. Следовательно, возникает вопрос о средствах исследования сущности в целях получения научно-кон-кретного знания.