В Министерстве образования Беларуси впервые разработан рейтинг отечественных учреждений высшего образования по итогам приемной кампании 2013 года, ГГУ 9 место из 48.

Рейтинг Webometrics (Webometrics Ranking of World Universities) создан в Испании и рассчитывается группой Cybermetrics Национального Исследовательского Совета. Рейтинг вуза определяется, исходя из оценки содержания и популярности вузовского веб-сайта.

Рейтинг Webometrics охватывает сайты более 20300 университетов мира. Данные рейтинга рассчитываются два раза в год - в июле и январе.

Показатели рейтинга Webometrics:

· Присутствие (PRESENCE) (20%) - количество страниц, проиндексированных поисковой системой Google, размещенных на домене и всех поддоменах университета.

· Влияние (IMPACT) (50%) - число уникальных внешних ссылок на сайт по данным базы Majestic SEO и Ahrefs. Эти ссылки указывают на признание институционального престижа, академическую успеваемость, ценность информации и полезность предоставляемых услуг.

· Открытость (OPENNESS) (15%) - количество файлов веб-ресурса, представленных в форматах .pdf, .ps, .doc, .ppt, .docx, .ppts, .eps.

· Превосходство (EXCELLENCE) (15%) - научные материалы (документы, доклады, публикации), содержащиеся в базе Google Scholar, а также количество публикаций по данным испанской группы исследователей Scimago, на которые ссылаются в своей работе исследователи. С июля 2012 года учитываются только 10% наиболее цитируемых научных работ в соответствующих областях науки.

Белорусский государственный университет занял 673-е место среди ведущих вузов мира. Мировой вебометрический рейтинг университетов проанализировал 22 000 из почти 30 000 высших учебных заведений планеты. Пьедестал рейтинга традиционно завоеван Гарвардским университетом, Массачусетским технологическим институтом и Стэнфордским университетом. Среди стран СНГ БГУ стабильно входит в пятерку лучших вузов, уступая только четырем российским университетам: Московскому государственному университету им. Ломоносова, Новосибирскому государственному университету, Санкт-Петербургскому государственному университету и Национальному исследовательскому ядерному университету МИФИ. Среди вузов стран Центральной и Восточной Европы БГУ занял 21-е место. В первой тысяче лучших вузов мира Беларусь представлена только Белгосуниверситетом.

Тема 4. Образование, воспитание и культура: история и современность

1. Образование и культура: аспекты и уровни взаимодействия.

2. Модели образования. Развитие образовательных институтов в мировой практике: исторический аспект.

3. Истоки возникновения и развития высших учебных заведений в мире.

4. Парадигмы университетского образования.

1. Сущность социокультурного подхода в социологии образования можно сформулировать в следующихх тезисах:

1) Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека;

2) Образование (в том числе освоение исходных научных положений) также является обретением культурных ценностей;

3) Образование можно рассматривать как способ вхождения человека в мир культуры.

В традициях исследований сложились определенные подходы к изучению образования как социокультурного феномена.

В основу первого подходабыла положена цель образования, которая формулировалась как нормативный идеал образованного человека в обществе. Эта отрасль проникает во все сферы жизни, но всегда встроено в соответствующую историческую эпоху. К. Маннгейм говорил, что цель образования отражена не только эпохой, но и страной. Так, этапы развития образования следует рассматривать в соответствии с нормативными идеалами. Например, в Спарте и Афинах центральным интересом было воспроизводство человека «умеющего» (в Спарте – воин, в Афинах – оратор), а в социалистическом обществе идеалом, согласно Шульману, был нравственно выдержанный, последовательный строитель коммунизма.

Второй подход предполагает, что в основе развития образования лежит тип культуры. Сторонники этого подхода – М. Мид, Г. Саймон, С. Кумбс. Они утверждают, что развитие цивилизации ознаменовалось сменой доминирующих типов, в соответствии с чем меняется образование как транслятор культуры.

Выделяют три типа культуры:

а) постфигуративный (доминирует культура традиций, обычаев, повседневной практики, когда в качестве субъекта образованиявыступает естественное социальное окружение. Человек обучается в процессе повседневной трудовой деятельности. Знание не отделено от носителя);

б) фигуративный тип, когдакультура традиций уступает место культуре рациональных знаний, норм, ценностей, законов. Образование становится массовым и оторванным от источника знания. Основная задача – сформировать человека знающего. Появление книжной культуры. На этой стадии находится наше общество;

в)префигуративная культура – постиндустриальная. Ведущей становится технология производства знания. Эта культура пока только предполагается. Нормативный идеал–человек, генерирующий знания, умеющий самостоятельно ориентироваться в потоках информации.

В основетретьего, институционального подхода, лежат этапы институционализации системы. В качестве доминанты выделяется нормативный, государственно детерминированный характер образования (Э.Дюркгейм, К.Маннгейм). Образование рассматривается как система целенаправленного воздействия на подрастающее поколение с целью его адаптации к потребностям общества. Содержание образования определяется в соответствии с потребностями государства. К этому подходу тяготеет отечественная система образования.

Особенность личностного подхода заключается в егоэкзистенциальном характере(И. Кант, М. Хайдеггер). Образование – деятельность общества, направленная на развитие в каждом индивиде всего того совершенства, на которое он способен.Цель образования – приблизить человека к совершенству собственной природы, помочь ему самореализоваться. Образование – создание образов, схем, с помощью которых человек стратифицирует пространство вокруг себя. Человек должен приложить неимоверные усилия, чтобы добыть образование (Хайдеггер). Общество и личность согласовывают свои интересы через систему образования, т.е. общество предъявляет свои требования через систему образования. Личность, социальный субъект в системе образования, не является объектом прямого воздействия общества. В конечном итоге, человек предъявляет свои требования обществу через систему образования. Личности необходимы такие знания, которые позволяют ей быть социально адаптированной, и именно образование обеспечивает знания, необходимые для адаптации. Но каждый человек стремится достичь определенных высот, самореализоваться, и в этом случае он предъявляет свои требования к обществу через образование.

2.В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре (+развивающего образования) основных модели образования: традиционная, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая), неинституциональная.

1) Традиционная модель образования(Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель) - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Прежде всего под этим подразумевается совокупность базовых знаний, умений и навыков в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции, позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка.

Обучающийся рассматривается как объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков. Обучение преследует, в первую очередь, воздействие на механизмы памяти, а не мышления обучающихся. Целью такого образования является формирование личности с заранее заданными свойствами. Результаты выражаются в уровне обученности и социализованности личности.

2) Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скинер) во главу ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения, обучающимися знаний. В основе идеологии современной рационалистической модели образования лежит бихевиористическая концепция. Эта модель отводит обучающимся сравнительно пассивную роль. Они, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность.

Таким образом, поведенческие цели вносят в образование дух узкого утилитаризма и навязывают учителю механический, нетворческий образ действий. Учитель должен следовать предписанному шаблону, а его деятельность превращается в натаскивание обучающихся на решение задач, выполнение тестов и т.д. Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальные занятия, коррекция.

Рационалистическая модель образования предполагает такую его организацию, которая, прежде всего, обеспечивает практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу и производству. При этом любая образовательная программа должна быть направлена на обеспечение «поведенческого» аспекта знаний, умений и навыков.

3) Гуманистическая (феноменологическая) модель образования(А.Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс) в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Она ориентирована на развитие внутреннего мира обучающегося, на межличностное общение, диалог, на психолого-педагогическую поддержку в личностном росте.

Эта модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отрицают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». По их мнению, образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человека, помогать ему проявлять и развивать то, что заложено природой, а не формировать личность с заранее заданными свойствами. Необходимо создавать условия для самопознания и саморазвития каждого обучающегося, предоставлять как можно больше свободы выбора и самореализации.

Неинституциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич) ориентирована на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных институтов. Это образование на «природе», в условиях параллельных школ, с помощью системы Internet, дистанционное обучение, «открытые школы», «открытые университеты» и др.

Так, в мировой педагогике хорошо осознана роль «параллельной школы», как называют радио, телевидение, кинематограф, прессу, которые систематически готовят специальные воспитательно-образовательные программы. Например, в США учебные программы транслируют около 200 телекомпаний и более 700 студий кабельного телевидения. Министерство образования координирует национальные учебные программы, разработкой и внедрением которых занимаются несколько педагогических центров.

Использование средств массовой информации в образовании позволяет повышать эффективность образовательного процесса.

Система Internet резко расширила возможности получения информации, появился термин «Интернет-образование», который означает обучение людей с помощью программных электронных средств обучения. Но простая «перекачка» информации из сети Internet может привести к снижению роли активной познавательной (мыслительной) деятельности субъектов обучения.

Развитие новых информационных систем привело к появлению дистанционного образования, под которым понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения. Особенностями дистанционного обучения являются: индивидуальное общение обучающего и обучающегося в режиме времени, близком к реальному; использование преподавателей-тьюторов, которые выступают в роли консультанта и организатора и несут персональную ответственность за каждого обучающегося; личностно ориентированный характер обучения; изначально заданная положительная мотивация обучения; утверждение в качестве основного элемента учебного процесса не только знания, но и информации, самостоятельный поиск нужной информации; выступление обучающегося в роли основного субъекта образовательного процесса (самостоятельный поиск нужной информации, ее переработка, самоконтроль, самооценка качества своего образования), возможности использования мультимедийных средств (текст, наглядные средства в статике и динамике, звуковое сопровождение) и другие.

3.В Древней Греции был создан один из первых прообразов высшего учебного заведения. В IV веке до н. э. Платон организовал в роще близ Афин, посвященной Академу, философскую школу, которая получила название Академии.

Академия существовала более тысячи лет и была закрыта в 529 г. Аристотель создал при храме Аполлона Ликейского в Афинах другое учебное заведение — Ликей. В Ликее особое внимание уделялось изучению философии, физики, мате­матики и другим наукам о природе. В исторической перспективе — это предше­ственник современного лицея.

В эллинскую эпоху (308-246 до н. э.). Птолемеем был основан Мусеум (от лат. Museum — место, посвященное Музам). В форме лекционных занятий там обуча­ли основным наукам — математике, астрономии, филологии, естествознанию, ме­дицине, истории. В Мусеуме преподавали Архимед, Евклид, Эратосфен. Именно Мусеум был самым значительным хранилищем книг и других культурных ценностей. В наши дни современный музей скорее выполняет вторую историческую функцию, несмотря на то, что в последние годы усиливается его образовательно-воспитательное значение.

Другими вариантами высших учебных институтов в Древней Греции были философские школы и эфебии (учебно-воспитательные заведения военно-спортивного профиля).

В 425 году в Константинополе была учреждена высшая школа — Аудиториум (от лат. audire — слушать), которая в IX веке именовалась «Магнавра» (Золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императору и исключала любые возможности самоуправления. В качестве основных подструктур выступали кафедры различных наук. В начале обучение проходило на латинском и греческом языках, а с VII-VIII веков — исключительно на греческом языке.

В XV веке в программу обучения была возвращена латынь и включены новые, так называемые иностранные языки. В знаменитой школе, где был собран цвет преподавательской элиты, изучали античное наследие, метафизику, философию, богословие, медицину, музыку, историю, этику, политику, юриспруденцию. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Большинство выпускников высшей школы были энциклопедически образованны и становились общественными и церковными деятелями. Например, Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности, в свое время учились в этой школе. Помимо Магнавры, в Константинополе действовали другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.

Почти одновременно в домах состоятельных и именитых граждан Византии стали складываться кружки-салоны — своеобразные домашние академии, которые объединяли людей вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Их называли «школой всяческих добродетелей и эрудиции».

Церковь сыграла особую роль в развитии высшего образования. Например: монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции.

В исламском мире появление Домов мудрости в Багдаде (в 800 году) стало примечательным событием в процессе развития просвещения. В Домах мудрости собирались крупные ученые и их ученики. Они дискутировали, читали и обслуждали литературные произведения, философские и научные сочинения и трактаты, готовили рукописи, читали лекции. В XI-XIII веке в Багдаде появились новые высшие учебные заведения — медресе. Медресе распространились по всему исламскому миру, но самым знаменитым было медресе Низамейи в Багдаде, открытое в 1067 году. В них получали как религиозное, так и светское образование. В начале XVI века на Ближнем Востоке сложилась иерархия медресе:

• столичные, открывавшие выпускникам путь к административной карьере;

• провинциальные, выпускники которых, как правило, становились чиновниками.

Крупным культурным и образовательным центром исламского мира была мусульманская Испания (912-976 годы). Высшие школы Кордовы, Саламанки, Толедо, Севильи предлагали программы по всем отраслям знания — богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике и риторике, меди­цине и философии. Появившиеся на Востоке школы университетского типа (с лек­ционными залами, богатой библиотекой, научной школой, системой самоуправ­ления) стали предшественниками средневековых университетов Европы. Образо­вательная практика исламского мира, в особенности арабская, значительно повлияла на развитие высшего образования в Европе.

Каждое новое высшее учебное заведение обязательно создавало свой устав и обретало статус среди других учебных заведений.

В Индии мусульмане получали высшее образование в медресе и монастырских учебных заведениях (даргаб).

В Китае в период «золотого века» (III-X век) появились учебные заведения университетского типа. В них выпускники получали ученую степень специалиста по пяти классическим трактатам Конфуция: «Книга перемен», «Книга этикета», «Весна и осень», «Книга поэзии», «Книга истории».

В Европе на протяжении XII-XV веков начинают появляться университеты. Однако в каждой стране этот процесс проходил по-разному. Как правило, система церковных школ выступала в качестве истока зарождения большинства универси­тетов.

В конце XI — начале XII века ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупные учебные центры, которые затем стали называться уни­верситетами. Например, именно так возник Парижский университет (1200 год), который вырос из объединения богословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом возникли университеты в Неаполе (1224 год), Оксфорде (1206 год), Кембридже (1231 год), Лиссабоне (1290 год).

Основание и права университета подтверждались привилегиями. Привилегии были особыми документами, которые закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право на присуждение ученых степеней, на осво­бождение студентов от военной службы). Сеть университетов в Европе расширя­лась довольно быстро. Если в XIII веке насчитывалось 19 университетов, то к XIV веку их число возросло до 44.

С самого начала церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. И в наше время Ватикан является официальным покровите­лем ряда университетов. Несмотря на данные обстоятельства, по своей организа­ции, программе и методам обучения университеты раннего средневековья уже были альтернативой светского образования церковному. Университеты противо­поставили схоластике деятельную интеллектуальную и духовную жизнь. Именно благодаря им духовный мир Европы стал намного богаче.

История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, дав­ших новый толчок к развитию культуры, науки и просвещения, — Р. Бэкона, Я. Гуса, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперника, Ф. Петрарки.

Первые университеты были весьма мобильны, поскольку их существенной чер­той являлся, в известной мере, наднациональный и демократический характер. В случае угрозы эпидемии или войны университет мог перебраться в другой город или даже страну. А международные студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Например, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское, а в Болонском университете — 17.

Во второй половине XIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультеты присуждали ученые степени — сначала бакалавра (после 3-7 лет успешной учебы под руководством профессора), а затем — магистра, доктора или лиценциата. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов и совместно выбирали официального главу университета—pектора. Ректор обладал временными полномочиями, как правило, длившимися один год. Фактическая власть в университете принадлежала факультетам и землячествам. Однако такое положение вещей изменилось к концу XV века. Факультеты и землячества утратили былое влияние, и главные должностные лица университета стали назначаться властями.

Самые первые университеты имели всего несколько факультетов, однако их специализация постоянно углублялась. Например, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский — канонического права, Орлеанский — гражданского права, университеты Италии — римского права, университеты Испании — математики и естественных наук.

Исторические типы образования (Кусжанова А. Ж. Исторические типы образования // Credo. 1998. № 2, 3, 6;1999. № 6):

1) Традиционное образование: формирование человека, производство себе подобного.

мифологическое - осознание мира с помощью сказок, мифов, легенд.

2) Религиозная парадигма: образование как формирование образа и подобия Бога, приобщение человека к трансцендентному, божественному.

схоластическое - культура текста, тренировка памяти, овладение грамотой, риторикой; смысл человеческого существования

3) Светская парадигма: образование как формирование универсальной культуры.

просветительское

4) Современное образование: образование как процесс учения:

а) образование как формирование научной картины мира

б) образование как профессионализация

в) образование как формирование культуры мыслительной деятельности

г) образование как подготовка к жизни

д) концепция непрерывного образования

Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина.

Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

В Европе VI-XV веков большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого воспитания определялась как приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской).

Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание и образование представлено в системе рыцарского воспитания и в системе воспитания джентльмена (Дж. Локк).

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко была реализована в России в период с 1930 по 1980 год. Она получила известность во всем мире как система «коммунистического воспитания». Главная ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных.

4. Главными принципами университетского образования считают:

• полноту представленного в университете научного знания;

• дух свободы и творчества в процессе преподавания и обучения;

• способность университета к самовосполнению путем подготовки преподавателей и ученых.

В процессе развития университета всегда ставилась проблема свободы преподавания. Мировой опыт демонстрирует разные пути ее решения. Одни университеты отдают предпочтение блестящему оратору и лектору, умелому пропагандисту научных достижений, который умеет вызвать у студентов интерес к познанию истины. Другие видят в университете не столько учебное заведение, сколько привилегированную цеховую организацию (И. Г. Фихте) или высшую научную школу, открывающую научные истины и проверяющую результаты новейших открытий. Однако современные университеты готовят своих выпускников не только к научно-исследовательской деятельности, но и к различным профессиональным обязанностям. При этом традиционная — духовная и культурологическая миссия университетов остается неизменной. По мнению С. И. Гессена, «только наука должна определять его (университет) в его внутреннем бытии, а не посторонние науке интересы государства, вероисповедания, секты и партии». Поэтому вcе университеты мира едины в основной идее, заключающейся в их возникновении в качестве научного и интеллектуального центра развития любого общества.

Свойства современного образования:

гуманизация - ориентация образовательной системы на развитие отношений взаимного уважения к учащимся и педагогов

гуманитаризация - ориентация на освоение содержания образования, позволяющего решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.

диверсификация - широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления

стандартизация - ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего государственного образовательного стандарта

многовариантность - создание условий выбора и предоставление каждому субъекту шансы к успеху

многоуровневость - организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека

фундаментализация - усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки

информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.

индивидуализация это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

Наши рекомендации