При любом способе формирования выборки необходимо придерживаться следующего принципа: любой элемент генеральной совокупности должен иметь равный шанс попасть в выборку
Выборочный метод
Выборочный метод основывается на законе больших чисел и сущность его состоит в построении математической модели, которая применима на практике, когда есть определенные условия. Он предполагает, что опрашиваются или наблюдаются не все люди, имеющие отношение к предмету исследования (их называют генеральной совокупностью), а только часть (выборочная совокупность). Выборочная совокупность может совпадать по величине с генеральной, если объем последней невелик или, например, во время переписи населения (что бывает нечасто). Такие исследования называются сплошными.
Выборочная совокупность, как правило, строится таким образом, чтобы при минимуме опрашиваемых людей удалось с необходимой степенью гарантии представить генеральную совокупность. Другими словами, структура выборочной совокупности в основном должна совпадать со структурой генеральной. Выборка и генеральная совокупность в идеале соотносятся между собой как подобные фигуры.
Репрезентативность (представительность) выборки означает, что с некоторой заранее заданной или вычисленной погрешностью можно отождествлять установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Другими словами, репрезентативность (достоверность) выборки – это ее способность отражать наиболее значимые характеристики генеральной совокупности.
Принято различать несколько основных методов формирования выборки:
1. Случайная выборка – это выборка, которая формируется на основе опроса случайно встреченных людей в месте опроса в данное время.
2. Вероятностная выборка – это выборка, которая формируется на основе того факта, что при опросе определенного числа респондентов в данное время в данном месте возникает совокупность, достаточно близко совпадающая со структурой генеральной совокупности.
Среди вероятностных выборок применяется и гнездовой метод. Его сущность в том, что он предполагает сплошной опрос в специально выделенных по случайному методу группах (гнездах) респондентов. Здесь единицы отбора представляют собой статистические серии: например, семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив предприятия и т. д. Гнездами можно считать, например, места компактного проживания мигрантов или пункты торговли спиртными напитками. Выбор гнезд в данном случае осуществляется по правилам случайной выборки, а отобранные гнезда подвергаются сплошному обследованию.
3. Целевая выборка – это выборка, формирующаяся по специальным заранее заданным признакам генеральной совокупности. Примером такой выборки является метод квотной (пропорциональной) выборки, когда респонденты выбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот, изначально заданных по модели генеральной совокупности, т. е. пропорции, существующие в генеральной совокупности, соблюдаются и в выборочной. Однако следует иметь в виду, что таких пропорциональных соотношений может быть не более пяти, так как в противном случае формирование выборки значительно усложнится.
Например, социологам необходимо выяснить мнение студентов вузов г. Ульяновска по поводу реформирования системы высшего образования. Генеральная совокупность – число студентов, обучающихся в настоящее время в вузах г. Ульяновска. Понятно, что это большое количество людей. Сплошной опрос потребовал бы много временных и финансовых затрат, поэтому целесообразно использовать метод выборочного обследования. В данной ситуации можно использовать квотную выборку. Чтобы определить наиболее значимые характеристики генеральной совокупности для формирования квотной выборки, следует ответить на вопрос: мнения каких категорий студенческой молодежи могут различаться по указанной проблеме? Во-первых, могут различаться мнения студентов разного пола – юношей и девушек; во-вторых, мнение студентов технических и гуманитарных специальностей; в-третьих, студентов дневной и заочной формы обучения; в-четвертых, мнения студентов разных курсов; в-пятых, мнения студентов-«бюджетников» и «контрактников» (обучающихся с полным возмещением затрат). Значит, при формировании квотной выборки мы должны принять во внимание указанные различия и выдержать пропорции, существующие в генеральной совокупности: если в генеральной совокупности соотношение студентов женского пола к мужскому – 2 к 3, то в выборке, величиной 1000 человек, должно быть 400 человек женского пола, 600 – мужского. При этом нас не волнуют различия во мнениях между студентами … «упитанными» и «не очень», «с насморком» или «здоровых». Однако, если бы нас интересовало мнение ульяновскмх студентов по поводу организации общественного питания в вузах города Ульяновскаы, наверное, важно было бы принять во внимание упомянутые характеристики. Таким образом, следует понимать, что формирование квот напрямую зависит от того, с какой проблемой имеет дело социолог.
При любом способе формирования выборки необходимо придерживаться следующего принципа: любой элемент генеральной совокупности должен иметь равный шанс попасть в выборку.