Социальные статусы и социальные роли

Одной из важнейших характеристик личности является ее социальный статус, который не только подчеркивает ее собственную социальную позицию, но и соотносит принадлежность личности к определенной группе или группам.

Социальный статус – это определенная социальная позиция, занимаемая человеком в системе социальных связей и отношений и обусловленная как естественными (раса, пол, возраст), так и социальными (профессия, доход, образование и т.д.) характеристиками.

Важно отметить, что не все статусы являются социальными. Личный статус описывает положение человека в семье, спортивной команде, кругу друзей, т.е. приобретается благодаря индивидуальным качествам и заслугам и существует только в узком кругу друзей (лидер, аутсайдер, душа компании и т.д.). А социальные статусы распространяются на все сообщество людей. Примером различия этих двух статусов служат статусы старший сын и любимый сын. Статус «любимого сына» - это позиция относительно конкретной семьи. В данной семье он любимый сын, а в обществе – не любимый. Позиция же «старший сын» - это характеристика общественная. В зависимости от того, какими правами и обязанностями в каждой культуре наделяется статус «старший сын», по-разному выстраивается экономический, политический и социальный режим общества.

Все виды социальных статусов, которыми обладают люди можно разделить на несколько видов. Американский социолог Р.Линтон ввел понятие предписанного и достигаемого статусов. Предписанный статус зависит от врожденных или природных свойств личности (пол, расово-этнические признаки) и практически никак не может быть изменен самим человеком. Чаще всего это биологические либо унаследованные статусы, социальными их делает система приписывания, т.е. наделения их новыми качествами, которых у них раньше не было (например, два биологически равных пола – мужчина и женщина, попав в социальную среду, наделяются разными значениями, им приписываются разные социальные качества и в результате биологический пол превращается в социальный – гендер).

Достигнутый статус не подлежит автоматической передаче, является результатом усилий самого человека, его профессиональных достижений, успехов в образовании, реализации способностей. В доиндустриальных (примитивных, традиционных) обществах преобладали статусы предписанные, а в современном обществе – достигнутые. К смешанным статусам мы можем отнести те статусы, когда не совсем понятно, каким видом статуса можно характеризовать человека. Например, статус «безработного» является ни предписанным, ни достигнутым (люди, как правило, не стремятся его получить).

Особым видом можно считать статусы по здоровью. Сюда относится категория людей либо инвалидов от рождения, либо ставших инвалидами в результате несчастных случаев, производственных травм, войн, профзаболеваний и т.д. Каждая категория статусов по здоровью имеет свои права и обязанности. При этом статус инвалида, как правило, необратимый (для сравнения статус больного человека – переходящий или транзитивный).

Кроме того, статусы могут быть постоянными и временными (т.е. эпизодическими, краткосрочными – пассажир, пешеход, покупатель, зритель, гость и т.д.).

Статусов у человека бывает, как правило, много и они меняются с течением жизни. Все статусы в их совокупности называют статусным набором. Чем больше этот набор, тем многообразнее жизнь личности, многограннее ее включенность в систему межличностных и общественных отношений. Следовательно, и о месте человека в обществе можно судить по той совокупности статусов, которыми он обладает. В наборе статусов всегда найдется ключевой, главный статус, т.е. наиболее характерный для личности, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют. Главным как правило выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.д. Для мужчины это чаще статус занятого в общественном производстве (статус работника), для женщины – хозяйки дома и т.д.

Важно отметить, что статусы существуют объективно, независимо от людей (например, когда студенты заканчивают обучение и уходят из вуза, сам статус «студент» не перестает существовать, но им обладают уже другие люди), но накладывают на них определенные права и обязательства. Иными словами, социальной статус – это всегда права и обязанности, а плохое выполнение обязанностей может привести к потере самого статуса. Видимые различия в статусах достигаются с помощью использования статусной символики. Ордена, медали, звания, погоды, одежда служат этой цели. Так, высокий статус банкира подчеркивается дорогими аксессуарами, престижной маркой автомобиля и т.д.

Каждый статус включает в себя выполнение некоторого количества ролей. Совокупность ролей, присущих одному статусу называется ролевым набором или ролевой системой личности.

Социальный статус и социальная роль представляют собой стороны одного и того же явления. Статус – структурная ячейка общества, а роль – его динамический аспект, т.е. мы занимаем статус, но выполняем роль.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус; шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу и обусловленная местом личности в системе межличностных и общественных отношений. Иными словами, социальная роль выступает в качестве социальной функции личности. Так, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, автор научных статей, лектор и т.д., при этом каждая роль требует своей манеры поведения и общения с людьми.

Какие бы социальные роли не выполняла личность, все они предписаны обществом и социальной средой. То есть социальная роль невозможна без ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом и социальных норм, которые фиксируют круг требований к этой роли. Наша культура навязывает нам представление о том, как должен вести себя «хороший» шеф или «примерный» ученик, однако зависимость между ролевым ожиданием и ролевым поведением имеет неустойчивый характер. Роль не укладывается в рамки жесткой и предсказуемой схемы, т.к. поведение человека является продуктом уникального, присущего только ему способа толкования ролевых ожиданий. Не только окружающие ожидают от исполнителя данной роли определенного поведения, но и сам индивид ожидает одобрения или порицания за правильное или неправильное выполнение своей роли. Одобрение – это признание правильного исполнения роли. Ожидания «пригибают к земле», но и поднимают ввысь. Например, мы становимся остряками, когда от нас ждут шутки, и интересными собеседниками, зная, что подобная репутация уже закрепилась за нами. Фиксированные, общепринятые ожидания становятся социальными нормами. Именно социальные нормы позволяют обществу сохранять его базовые ценности, стабильность и процветание, ограничивая вариации в исполнении личностью своей роли.

Социальные роли делятся на институциональные, т.е. официально санкционированные, опирающиеся на закон и право, и неинституциональные, контролирующиеся силой общественного мнения, обычаями, нравами(например, в коллективе может быть руководитель, назначенный приказом – это институциональная роль, и неформальный лидер – неинституциональная роль).

По своей значимости, роли личности могут быть ведущими и второстепенными. С началом трудового дня ведущей ролью для нас становится выполнение трудовых функций, а семейные роли временно становятся второстепенными.

В ситуативности роли, ее зависимости от норм и ожиданий группы заложена и возможность возникновения ролевого напряжения или даже конфликта.

Ролевое напряжение связано с противоречивыми требованиями, предъявляемыми одной и той же ролью (например, женщина разрывается между ролью дочери по отношению к своей матери и ролью матери по отношению к детям), а ролевой конфликт связан с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей (для женщины конфликтно, например, соединение роли руководителя на работе и «второй половины» дома).

Источниками ролевого напряжения и ролевых конфликтов могут выступать неправильное понимание социальной роли, слабая подготовка к ее выполнению, отсутствие навыков выбора главных и второстепенных ролей. Как следствие, возникают нарушения в выполнении ролей, низкая удовлетворенность деятельностью, стрессовые ситуации. К способам, помогающим преодолеть ролевые конфликты, относят

разделение ролей (он состоит в том, чтобы научиться быстро отключаться от ролей, приносящих отрицательные эмоции),

рационализацию роли (поиск оправдательных аргументов, чтобы убедить себя в нормальности складывающейся ситуации),

расстановку приоритетов среди выполняемых ролей,

умение смотреть на ситуацию с юмором.

Социализация личности

Ранее мы уже говорили о том, что человек не рождается личностью, а становится ею в ходе жизни. Этот процесс становления полноправной личности называется социализацией.

Социализация – процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, конкретных социальных общностях. Этот процесс связан не только с освоением социальных норм, которые старшие поколения передают новым, но и с выполнением личностью социальных ролей.

Процесс социализации (или освоение человеком социальных ролей) «сопровождает» человека на протяжении всей жизни и поэтому важным становится вопрос о выделении фаз и этапов этого процесса. Каждый этап социализации включает в себя две фазы: фазу адаптации и фазу интериоризации.

Фаза адаптации связана с преимущественно внешним приспособлением личности к окружающей действительности, ее функцией является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Адаптация может принимать активную (когда индивид стремится не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, но и выразить свое отношение к ним, изменить их) и пассивную («молчаливое» принятие норм и ценностей, подчинение им) форму. Кроме того, адаптация может быть успешной и неуспешной. В первом случае это может быть высокий социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием деятельности и взаимодействия с внешней средой. Во втором случае эти показатели будут противоположными.

Фаза интериоризации означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения во внутренние правила поведения, перевод внешних требований во внутренние установки человека. Успешность, незаменимость человека в той или иной среде свидетельствует об успешности этой фазы социализации.

Наши рекомендации