Социальные статусы и социальные роли

Профессии типа человек – человек

журналисты, государственные деятели, деятели искусства, спортсмены (- публичные профессии); педагоги, продавцы, медики, культработники, юристы (- коммуникативные профессии).

Специалисты социальной сферы удерживают в сознании прежде всего такие явления действительности как умонастроения, поведение людей, их образ жизни, их деятельность, а также способы привнесения порядка в жизнь общества.

Качества, способствующие профессиональному совершенствованию:

- оптимистический взгляд на природу человека,

- способность прогнозировать поведение людей, предугадывать их реакции

- позитивные коммуникативные установки (толерантность, принятие «инаковости» другого);

- социальный интеллект (способность понимать других и ладить с ними),

- способность устанавливать конструктивные отношения с окружающими разных возрастов и социальных статусов,

- распознавание собственных эмоций, владение ими, понимание эмоций других людей;

- устойчивый познавательный интерес;

- творческий склад ума, умение действовать в нестандартных ситуациях;

- память на лица и имена.

Качества, препятствующие профессионализму:

- неадекватная самооценка,

- размытость целей творческой деятельности,

- отсутствие идеалов,

- эмоциональная глухота по отношению к окружающим.

Имидж PR-специалиста (Черепанова В.Н.)

– целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием внутренних и внешних, личностных и профессиональных качеств субъекта требованиям социума; способствующий повышению эффективности деятельности.

Функции имиджа PR-специалиста:

1. Коммуникативная. Передаваемая имиджевая информация определяет характер взаимосвязи участников общения. Имидж либо укрепляет единство участников: если знаки, передаваемые специалистом, позитивны, происходит образование общности. Либо имидж обособляет их друг от друга, разрывая групповое единство.

2. Информационная. Участники общения воспринимают и обрабатывают информацию, полученную по каналам в виде знаков (внешний вид, жесты, мимика) и символов. Эффективность этой функции зависит от гармоничности имиджа.

3. Когнитивная. В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений. Интерпретация отношения «знак – значениие» в целях определения смысла.

4. Эмотивные. Имидж способствует возникновению положительных эмоциональных проявлений у реципиента, определяет психологический фон взаимодействия.

5. Конативная. Направлена на согласование и координацию взаимодействия участников коммуникативного процесса. Отношение к специалисту, сформированное на эмотивном уровне, при осмыслении имиджа определяет поведение партнера, который корректирует свои позиции. Он либо принимает участие в выработке общих планов взаимодействия, либо уклоняется от деятельности.

6. Креативная. Направлена на преобразование участников коммуникации в процессе общения, которое обеспечивается психическими механизмами: подражание, заражение , внушение, убеждение. Благодаря им происходит изменения во взглядах, в поведении и качествах личности.

Об эффективности созданного имиджа PR-специалиста вы можете судить по уровню доверия, которое испытывают люди к специалисту и компании, которую он представляет.

Социальные статусы и социальные роли

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальный статус (от лат. Status — положение, состояние) положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки.

Существует широкий диапазон основных статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные. Они определяют жизнедеятельность человека.

Кроме них существует огромное множество неосновных, эпизодических статусов: статус пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т.д.

Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Несовпадение статусов вызывает противоречие, которое возникает при двух обстоятельствах:

- когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего, будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, сослуживцев.

- когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Чиновник (высокий профессиональный ранг) – инспектор ГИБДД.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Социальная роль (франц. Role— образ, воплощенный актером) — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.

Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Роль солдата предполагает риск и выполнение присяги. Роль ученика предполагает подчинение учителю.

Статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действие в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, в которые включена личность. В зависимости от типа общественных отношений выделяют:

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.

Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый).

В социуме и в межличностных отношениях человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для окружающих. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника и тем сложнее изменить привычные стереотипы поведения.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре.

Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

В процессе взросления и социализации у человека в каждом возрастном периоде есть благоприятные возможности для проявления своих способностей (школа, работа, пенсия). Общество предписывает постепенно взрослеющему человеку новые статусы и требует обучения новым ролям. Индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.

Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость.

Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными.

Бывает, что человек по возрасту перешел в статус взрослого, но необходимой психологической и умственной зрелости не достиг. У него сохранились установки и поведение, свойственные детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту.

Наши рекомендации