Социальные организации, сущность и виды. Проблема бюрократии
Социальные организации являются предметом рассмотрения такой дисциплины как теория организаций, поэтому здесь будут выделены некоторые характеристики социальных организаций, которые рассматриваются в рамках социологии. Прежде всего, это касается вопроса о видах организации.
Организации подразделяются по содержанию деятельности на трудовые, учебные, боевые, управленческие и др. По форме и степени организованности выделяют формализованные, имеющие четко установленные правила и нормы работы, стихийно сложившиеся и незримые организации. По составу участников выделяют детские молодежные и т.п. организации. По характеру властных отношений можно говорить о харизматических организациях, добровольных ассоциациях, организациях тотального типа и бюрократии.
Харизматические организации напоминают первичные группы, поскольку члены таких организаций сплочены на основе преданности лидеру, обладающего притягательной силой, или харизмой. Подобные группы нестабильны, в них нет четкой иерархии, поскольку место человека в группе определяется отношением к нему лидера, нет четко определенных групповых норм. Подобный вид групп часто встречается в религиозной и политической жизни. Многие религии начинали свое существование с харизматической группы. По мере привлечения новых людей в группу, упорядочивания групповых норм поведения, повышения частоты контактов с другими группами происходит процесс рутинизации, группа может принять форму, скажем, бюрократии.
Добровольные ассоциации создаются для защиты интересов своих членов. Членство в таких организациях добровольное, влияние лидеров относительно небольшое. Примером такой организациями может быть клуб собаководов, группы по увлечениям. При наличии
формальной структуры такие организации также способны стать бюрократиями.
Организации или учреждения тотального типа создаются с целью защиты интересов государственных, религиозных и других организаций. За членами таких организаций осуществляется всеобщий контроль, они часто изолированы от общества. Для поддержания порядка в них издается множество постановлений, иногда применяются методы насилия. Можно выделить такие тотальные организации: больницы, дома престарелых, тюрьмы, казармы, закрытые учебные заведения, монастыри и др.
Одним из наиболее распространенных форм социальной организации является бюрократия. Сам термин имеет двойное значение. Он бы введен де Гурне в 1745 году для обозначения власти чиновников, которая, по его мнению, является своеобразной социальной болезнью, проявляющейся в волоките, неэффективности управления. Однако в современной социологической литературе термин «бюрократия» используется для обозначения наиболее эффективной организации, которую выработало человечество для регулирования социальных действий.
Наиболее точная и общепринятая оценка бюрократии была дана Максом Вебером. Немецкий социолог полагал, что бюрократия – единственная социальная форма способная повысить производительность управленческого труда, так как строится на принципах разделения труда, дает возможность наиболее полно контролировать деятельность подчиненных. М. Вебер выделял следующие черты идеальной бюрократической организации: 1. существует иерархия власти, при которых четко распределены служебные обязанности, что позволяет принимать скоординированные решения; 2. действуют четко установленные правила, определяющие поведение должностных лиц на всех уровнях организации; 3. должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад; 4. существует формальная система подготовки работников организации; 5. никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается.
Однако реальные бюрократические организации довольно далеки от своего идеального типа, им присущи многие недостатки, зачастую являющиеся продолжением их достоинств. Довольно часто в организации плохо определены цели деятельности и средства их достижения. Это ведет к конфликтам внутри организации, поскольку ее отделы могут стремиться защищать себя и свои интересы, а не интересы всей организации. Бюрократии могут страдать своеобразным «склерозом сосудов», то есть слишком строго соблюдают правила своей работы, упуская из вида основные цели организации, в таком случае мы говорим о пустом бумаготворчестве. Известный американский исследователь бюрократии Н. Паркинсон в качестве одного из законов бюрократии выделял стремлении бюрократии к неуправляемому количественному росту. В результате распределения между уровнями иерархии ответственности в бюрократии может возникнуть эффект «коллективной безответственности». Ученик М. Вебера Р. Михельс отмечал, что основной особенностью бюрократии является сосредоточение власти на вершине бюрократической пирамиды, что он называл железным законом олигархии. Отсюда одним из основных источников конфликтов в современном обществе будет противоречие между бюрократией и развитием демократии.
Однако, поскольку в современном сложном обществе не представляется возможным обойтись без квалифицированного управленческого труда, ставится задача «гуманизации бюрократии». Путь к достижению этой цели многие исследователи видят в установлении более тесной связи результатов работы организации, карьеры и благополучия ее работников.
Территориальные общности
Древний человек эпохи каменного века вел полукочевой образ жизни, не создавая постоянных поселений. В ходе неолитической революции, которая произошла свыше 10 тысяч лет тому назад, возникает производящее хозяйство, в основе которого лежит разделение труда. В то время появляются стабильные поселения людей, занимающихся сельским хозяйством, в начале, это были небольшие деревни, потом, по мере роста населения, усложнения социальных связей, появления специализированной системы управления, появляется город. Так возникают два основных вида территориальных общностей: город и деревня.
Город – целостная территориальная единица с высокой плотностью населения и значительным числом жителей, постоянно проживающих на его территории, характеризующихся социальным разнообразием, непосредственно не производящих сельскохозяйственной продукции для самих себя.
Первые города появились примерно 3500 лет назад, и были небольшими. Например, Вавилон занимал площадь 8.3 кв. км. В эпоху своего расцвета он имел население численностью 15-20 тыс. человек. Рим при Августе имел население 300 тыс. человек. В Римской империи в эпоху ее расцвета в городах жило от 5 до 10 % населения.
Каждая цивилизация создает свой тип города. Выделяют европейский город, который сформировался в борьбе с государством и укрепился как центр экономической и торговой деятельности. Традиционный мусульманский город подчинен ритму религиозной жизни. Русский город – создавался при непосредственном участии государства, выполняя, прежде всего, оборонительные функции и являясь месторасположением государственной власти.
Урбанизация - абсолютное и относительное увеличение численности городского населения, его концентрация в крупных городах, расширение городских территорий, проникновение городских отношений в сельскую местность, изменение социально- профессиональной структуры сельского населения, рост его территориальной и социальной мобильности.
Первая урбанизировавшаяся страна – Англия, в ней уже в 1900 численность городского населения составила 74%, а в 1980 - 93%. В России с 1926 по 1979 гг. доля городского населения выросла с 18 до 69% В XX веке появляются метрополии – огромные города с окружающими населенными территориями, находящимися в его экономической и социальной орбите, а также мегаполисы, т.е. образования из двух или более соседних метрополий, географическое расположение которых таково, что граница одной совпадает с границей другой. Например, мегаполис от Бостона до Вашингтона занимает расстояние 720 км, в нем проживает около 40 млн. человек.
Тип поселения существенно влияет на образ жизни людей, формируя своеобразный стиль их жизни. Так, деревенский образ жизни предполагает относительно небольшие размеры поселения, что обуславливают непосредственное межличностное общение между жителями, тесные родственные и соседские связи. Для жителей деревень характерна низкая социальная мобильность: люди обычно остаются там, где родились. Темп жизни во многом определяется природным циклом, на него влияют традиции и привычки, которых придерживаются часто бессознательно. Главным механизмом контроля за поведением людей является внешний контроль в форме группового давления. Для жителей деревень характерна неприязнь к нововведениям, консерватизм как доминирующий стиль мировоззрения, потребность в устойчивом порядке и авторитете его хранителя (от главы семьи до главы государства.)
Городскому образу жизни присуща масштабность и огромное число разнообразных воздействий, постоянно меняющаяся среда. На смену непосредственно личностным приходят вторичные, функциональные контакты – узкоспециальные, обезличенные, случайные. Увеличивается психологическая дистанция между людьми, общение становится поверхностным. Социальная мобильность, динамизм социальной жизни города приводит к росту неустойчивости социального статуса горожанина. Отношения между людьми складываются преимущественно по признаку общности деятельности и интересов, ослабевает значение соседства. В социально-групповой структуре на первый план выходит нуклеарная семья (отец, мать, дети), производственный коллектив, избранные товарищеские группы; уменьшается время, проводимое в малых группах друзей, соседей, родственников. Правовое регулирование и самоконтроль становятся главными механизмами управления поведением.
Урбанизация, являясь необходимым условием и следствием индустриализации общества, по мнению ученых, ведет к серьезным негативным последствиям для населения. Исследователи отмечают, что скученность людей вызывает чувство тревоги и рост агрессивности. Одной из базовых потребностей человека является стремление к уединенности (приватность), его часто невозможно достичь его в городе, что ведет к стрессовым состояниям. Отсюда перенаселенностью городов объясняют распространение преступности, наркомании и других пороков. Российский социолог В.Д. Парыгин подчеркивал, что скученность населения в городах заставляет людей создавать своеобразные психологические барьеры для защиты от чрезмерной перегрузки психики и сознания. К числу таких барьеров он относил 1.стереотипизацию восприятия, выработку шаблонов поведения и реакций на окружение; 2.анонимность общения – игнорирование прохожих и находящихся рядом людей – защищает человека от интенсивных пространственных контактов; 3.торможение эмоциональной реактивности объясняет ограничение сферы межличностных отношений.
Этнические общности людей
Этнос – социальная общность, объединенная общей территорией, языком, культурой, психологическим складом и самоназванием. Существует следующие исторические виды этносов: род, племя, народность, нация. Род является древнейшей формой социальной общности и представляет собой объединение людей на основе кровнородственной связи. Союз родов образовывал племя. Экономические и политические взаимосвязи племен приводили к формированию народностей, на основе которых, в свою очередь, с Х1У в. начинается процесс образования наций.
Нация – социальная общность, которой, с одной стороны, присущи все этнические признаки, с другой – обладает рядом специфических черт. Прежде всего, следует отметить, что образование нации инициируется развитием экономических связей и образованием единого экономического рынка. Рост экономической взаимозависимости приводил к укреплению политических связей и вел к образованию национального государства или, если это по какой-либо причине невозможно, национально-освободительному движению. Другой важной особенностью нации является выработка
национального самосознания, что выражается в развитии национальной культуры, осуществляемой национальной интеллигенцией. Начало формирования наций совпадает с временем начала формирования буржуазных общественных отношений и относится к Х1У-ХУШ вв. в Европе и Северной Америке, а в Х1Х - ХХ вв. в этот процесс активно включились народы Африки, Азии и Латинской Америки.
Существует несколько наук, занимающихся проблемами этносов. Этнография описывает особенности этносов. Этносоциология рассматривает место этнических отношений в социальной структуре общества. Прежде всего, ее интересует проблема участия этнических признаков в отношениях социального неравенства.
Как мы уже отмечали выше, одной из особенностей любой культуры является присущий ей этноцентризм. Естественное стремление людей рассматривать окружающих сквозь призму своей культуры может при определенных условиях вылиться в ксенофобию и национализм. Социологов интересует вопрос, как возникают, развиваются и преодолеваются этнические предрассудки. Для исследования этого процесса было введено понятие «шкалы социальной дистанции», измеряющее степень положительного или отрицательного отношения к людям другой национальности. Исследования, проведенные ВЦИОМ (Всероссийский Центр по исследованию общественного мнения) в России в 1992 и 2001 гг. зафиксировали наличие определенных этнических предпочтений и достаточно высокую степень готовности населения принимать участие в этнических конфликтах на стороне своих наций.
Этносоциология занимается также вопросами взаимоотношений этносов. Важность этой проблемы обусловлена простым фактом сосуществования этносов в рамках одного государства. Так на Земле существует свыше 200 государств и свыше 3000 этносов.
Выделяет следующие виды этнических отношений. Этническая миксация проявляется в процессе смешения этносов, результатом которого является образование новых этносов. Этническая миксация имела место в XVIII-XIX вв. в странах Латинской Америки, где из смешения местного индейского населения, африканцев, завезенных сюда в XVII-XIXвв. и испанских и португальских колонизаторов сформировались современные нации бразильцев, аргентинцев, чилийцев и т.д.
Этническая ассимиляция представляет процесс поглощения
одного этноса другим. Он может происходить эволюционно, когда из- за постепенного изменения образа жизни один этнос вливается в другой, как это происходило в XX в. с народами Крайнего Севера. Возможна насильственная ассимиляция, которая порождает этнические конфликты, длящиеся столетиями, в качестве примера можно привести народ басков (Испания), который уже около 200 лет ведет вооруженную борьбу за свою национальную автономию.
Этническая аккультурация представляет собой процесс сосуществования этносов на основе взаимного признания автономии и достоинства каждого этноса. В ходе аккультурации происходит взаимообогащение культур. Классическим примером такого рода отношений является Швейцария.
Между этносами могут возникать отношения противоречия, которые могут приобретать форму этнического конфликта, который выражаются в экономическом, политическом, культурном и вооруженном противостоянии этнических групп, проживающих либо на одной территории, либо в близком соседстве друг с другом. Они сопровождают процессы формирования национального самосознания, борьбу за создание культурной автономии или собственного государства. Причинами этнических конфликтов является насильственная ассимиляция, ошибки официальной политики, ущемляющей права и свободы народа, борьба местной и центральной элиты за распределение властных и экономических ресурсов в регионе и стране. В основе конфликтов может лежать этноцентризм, проявляющийся в этнических предрассудках, а также групповые барьеры. Последние представляют собой совокупность процессов, целью которых является сохранение границ между группами. Среди них важнейшими являются «механизмы исключения» (Ф. Барт): запрещение межгрупповых браков, ограничения на социальные и экономические контакты, физическая изоляция групп друг от друга (случай этнических гетто). Этнические конфликты затрагивают основы социально-психологического существования народов, поэтому протекают и разрешаются болезненно и долго.