Исполнительная власть. проблема бюрократии

Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектом и объектом, между которыми формируются отношения командования и исполнения, господства и подчинения. Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать ослабляют государство и сводят разделение властей к чисто формальной процедуре.

По Джону Локку, законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом привлекать к ответу любую власть. На протяжении всей человеческой истории между законодательной и исполнительной ветвями власти всегда имелась жесточайшая конкуренция, которая в некоторых случаях доходила до кровопролития.

Исполнительная власть – один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

ФУНКЦИИ:

§ подзаконодательное регулирование;

§ осуществление управленческой деятельности, исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

§ административное правоприменение;

§ осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и др.;

§ административный контроль за соблюдением правовых норм и правил;

§ охрана правопорядка, обеспечение безопасности граждан и общества;

§ информационное обеспечение органов государственной власти.

Существуют две модели построения исполнительной власти. Первую предложили американцы при создании Конституции США. В соответствии с ней исполнительную власть возглавляет президент, а все органы этой власти находятся при нем и в его подчинении. Суть второй модели в том, что исполнительная власть более самостоятельна и глава государства не возглавляет эту ветвь власти. В самом распространенном понимании правительство – это исполнительная власть.

Говоря о правительстве, как правило, имеют в виду государственный коллегиальный орган, при помощи которого осуществляется повседневное текущее руководство внутренней и внешней политикой. Итак, в наиболее распространенном понимании правительство – это коллегиальный орган универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране (для парламентских форм правления).

Под видами правительств понимают, чаще всего, их различие по партийному составу: партийные и беспартийные правительства.

Партийные правительства бывают однопартийными и многопартийными (коалиционными). Однопартийные правительства, как правило, бывают либо в странах с парламентскими формами правления, где какая-либо из партий обладает доминирующим большинством в парламенте, а также в президентских республиках, где министрами становятся сторонники и члены той партии, которую возглавляет президент.

Многопартийные правительства создаются в тех странах, где ни одна из политических партий не имеет значительного перевеса в парламенте, абсолютного большинства.

Так называемые беспартийные правительства бывают трех видов.

1) Беспартийные правительства, которые характерны для стран с абсолютной монархией, где отсутствуют политические партии.

2) Правительство, которое создается во время кризисной ситуации. Их еще называют переходными правительствами, "деловыми", "служебными", "правительствами чиновников". Оно образуется тогда, когда партийные фракции не могут договориться, и коалиция никак не складывается.

3) Правительства могут образовываться при диктаторских режимах, когда все политические партии находятся под запретом, а правительство образуется военными из состава командиров дивизий, полков и т.д.

В зависимости от поддержки правительства парламентом выделяют еще два типа правительства: правительство большинства и правительство меньшинства.

Встречается еще понятие "правительство национального единства" – правительство, которое образовано в кризисной ситуации, в послевоенный или послереволюционный период, чтобы объединить все ведущие политические партии и политические силы. Они объединяются на определенный период ради блага страны.

БЮРОКРАТИЯ – (от фр. Bureau — бюро, канцелярия) – подразумевают класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих представителей центральной правительственной власти. Все формальные организации имеют специальный административный аппарат, основная функция которого заключается в координировании действий членов организации в целях ее сохранения. Крайняя степень развития формальной организации, выражающаяся в максимальной стандартизации внутри организации с целью повышения эффективности организационного механизма, превращает ее в бюрократическую систему. Сущность бюрократии заключается в нарастающем отчуждении исполнительной власти, ее концентрации в руках чиновников, которые всячески стремятся избежать или ослабить демократический контроль за своей деятельностью.

Большой вклад в разработку проблем бюрократии внес М.Вебер. Он очень высоко оценивал роль бюрократии, рассматривал ее как необходимую форму общественного порядка и эффективной социальной организации и считал, что без нее невозможен технический, технологический, организационный прогресс. М.Вебер сформулировал основные признаки идеального типа бюрократической системы. В идеальном виде бюрократия, по его мнению, представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. В то же время ему принадлежит ряд верных мыслей относительно опасности, к которой может привести усиление бюрократии в формальных организациях и в обществе в целом. Высказанная М.Вебером точка зрения относительно роли бюрократии в формальной организации и обществе была подвергнута основательной критике, но в последние десятилетия наблюдается возврат к его идеям, своеобразная их модернизация.


Наши рекомендации