Закон единства анализа и синтеза
Закон единства анализа и синтеза гласит: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций». Этот «фоновый», или «второго уровня», закон имеет важное значение для сопоставления потенциалов (ресурсов) организации и принятия оптимальных управленческих решений на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном, институциональном (корпоративном), внутрифирменном.
Первый вариант: потенциал созидания несколько превосходит потенциал разрушения, что соответствует математической интерпретации закона единства анализа и синтеза: {Σ(R1i + R2i) – Σ(V1i + V2i)} > 0, где R1i, R2i – внутренний и внешний потенциал (ресурс), способствующий развитию компании; V1i,V2i – внутренний и внешний потенциал (ресурс), стремящийся ликвидировать компанию или нанести ей ощутимый вред.
Второй вариант: потенциал созидания существенно превосходит потенциал разрушения.
Третий вариант: потенциал созидания меньше потенциала разрушения.
1. Как Вы считаете, каковы «сценарии» развития событий по каж-дому из трех вариантов и их возможные последствия для организации?
2. Какие следствия вытекают из закона, если Σ(R1i) существенно больше или существенно меньше Σ(R2i) и каково их практическое значение?
3. Какие следствия вытекают из закона, если Σ(V1i) существенно больше или существенно меньше Σ(V2i) и каково их практическое значение?
Закон композиции и пропорциональности (гармонии)
Закон композиции и пропорциональности (гармонии) гласит: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все композиционно необходимые ресурсы, находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции)». Этот «фоновый», или «второго уровня», закон имеет несколько типовых вариантов реализации на уровне предприятия (фирмы).
Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о законе композиции-пропорциональности (гармонии).
Второй вариант: руководитель знает о законе композиции-пропорциональности, а его подчиненные нет.
Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о законе, имеют представление о характере и особенностях его действия.
1. Каковы «сценарии» развития событий по каждому из трех вариантов и их возможные последствия для организации?
2. Предложите собственную модель гармонизации интересов администрации и персонала, общества и личности (на примере конкретной организации).
3. Каковы основные принципы реализации закона композиции-пропорциональности на уровне внутрифирменного управления?
Тема 5. Задание 5.
Подумайте и ответьте на вопросы:
Какими из менеджерских умений и навыков Вы обладаете в данный момент?
Максимальное кол-во баллов, которое Вы сможете получить за это задание – 4
Тема 6. Задание 9.
Философия ОАО «Компания СЛАВИЧ» заключается в обеспечении соответствия собственных целей и долговременных интересов общества. Компания реализует идеологию «Общей судьбы», что предполагает сочетание интересов работников, акционеров, поставщиков и покупателей. Для компании одинаково важна прибыль для акционеров и доходы работников, а также их взаимовыгодная совместная деятельность с поставщиками и полное удовлетворение потребности покупателей.
Укажите ошибки, которые, на Ваш взгляд, допущены менеджментом компании при формулировке миссии.
Максимальное кол-во баллов, которое Вы сможете получить за это задание - 3
Тема 6. Задание 10.
Дайте сравнительную характеристику понятий «стратегия» и «тактика». Какие стратегические альтернативы существуют у организации? От чего зависит выбор стратегии?
Максимальное кол-во баллов, которое Вы сможете получить за это задание - 4
Тема 7. Задание 7.
Приведите примеры ситуации (или вид деятельности предприятия), в которой целесообразнее использовать:
1. Линейную структуру управления;
2. Линейно-функциональную структуру управления;
3. Функциональную структуру управления.
Максимальное кол-во баллов, которое Вы сможете получить за это задание – 4
Тема 8. Задание 8.
Определите и предложите наиболее эффективную организационную структуру управления для каждого предприятия и объясните причины Вашего выбора.
Предприятие 1.
Фирма производит хлебобулочные изделия, которые поставляются в несколько районов города. В последующие пять лет фирма не предполагает изменений в ассортименте выпускаемой продукции и прогнозирует работу на стабильном рынке.
Предприятие 2.
Фирма выпускает широкий ассортимент хлебобулочных изделий, а также кондитерские изделия – рулеты и шоколадно-вафельную продукцию с длительным сроком хранения. Через год предполагается запустить новую линию по производству кексов.
Предприятие 3.
Фирма производит диетическую продукцию. Рынок сбыта жестко сегментирован, основные потребители – люди, страдающие сахарным диабетом. Стратегия фирмы – приближение продукции к покупателю, поддержание высокого уровня качества продукции при снижении затрат на ее производство.
Максимальное кол-во баллов, которое Вы сможете получить за это задание - 4
Тема 9. Задание 11.
Разместите по приоритетам (от одного до восьми) Ваши целевые установки в будущей работе:
Удовлетворение ожиданий начальника
Престиж и положение
Уверенность в завтрашнем дне
Возможность независимо мыслить и действовать
Более высокая зарплата, увеличение льгот
Признание руководством Вашей исполнительности
Продвижение по службе
Личностный рост и развитие
Максимальное кол-во баллов, которое Вы сможете получить за это задание - 2
Тема 9. Задание 12.
Определите ряд своих эмоций, которые Вы переживаете в ситуациях различного выбора способов решения управленческих задач (или своих собственных задач). Соотнесите их с мотивами своего поведения и обоснуйте полученные результаты.
№ | Тактика поведения | Эмоция | Оценка (часто/ редко) | Мотив достижения успеха (+) /неуспеха (-) |
1. | Высокая произвольная активность | Желание действовать в направлении поставленной цели | Редко | + |
2. | Проявление самостоятельности | Уверенность в своих возможностях | Часто | + |
3. | Проявление риска | |||
4. | Стремление принять нужное решение | |||
5. | Принятие высокой степени ответственности | |||
6. | Стремление найти адекватные средства реализации цели | |||
7. | Меньшее проявление активности | |||
8. | Уход от самостоятельного решения | |||
9. | Стремление не рисковать | |||
10. | Излишняя осторожность при принятии решения | |||
11. | Уход от ответственности | |||
12. | Стремление «обойти» поставленную цель |
Примечание. На рабочем месте человек испытывает сильное эмоциональное возбуждение в зависимости от успешной или неуспешной оценки своей деятельности. Правильная (положительная) мотивация работников со стороны руководителя помогает в работе, укрепляет его стремление к труду и способствует успеху деятельности всей группы, а также и предприятия. Отрицательная мотивация препятствует деятельности человека и снижает не только уровень его достижений, но и всей группы, а также и предприятия.
Максимальное кол-во баллов, которое Вы сможете получить за это задание - 3
Тема 12. Задание 13.
Какие из приведенных ниже высказываний, по Вашему мнению, более всего соответствуют правильному поведению менеджера:
1. менеджеру постоянно нужно ориентироваться на желания своих сотрудников;
2. менеджер все время должен напоминать подчиненным, что производство – самое основное, и четко указывать, что они должны делать;
3. никто из менеджеров не может одинаково решать различные ситуации, так как они бывают вызваны разными факторами;
4. нужно выбрать стиль руководства и все время следовать ему.
Максимальное кол-во баллов, которое Вы сможете получить за это задание - 4
Тема 13. Задание 14.
Представьте себе, что недавно Вы стали руководителем давно сформированной группы работников. Предыдущий руководитель считал, что людей надо жестко контролировать. Несмотря на огромный опыт, работники выполняют свои обязанности посредственно. Они делают все, что Вы от них требуете, но не проявляют инициативу и общаются на определенной дистанции и только по работе. Их производительность снижается.
Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы создать в группе обстановку доверия и свободного обмена идеями, без боязни репрессий?
Максимальное кол-во баллов, которое Вы сможете получить за это задание - 4
Тема 14. Задание 15.
В коллективе фирмы назревает конфликтная ситуация, что подтверждается следующими фактами: постоянно в коллективе возникают ситуации, при которых:
каждый трудится сам по себе, отказывая другим в помощи;
сотрудники не доверяют друг другу и стараются не делиться рабочими и личными планами, не дают советы;
при высказывании своего мнения о деятельности коллеги, сотрудник скорее выскажет свои замечания, нежели подчеркнет его достоинства.
Но уладить конфликт еще не поздно. Как Вы думаете, что следует предпринять менеджеру, чтобы изменить обстановку в коллективе? Как нужно вести себя при общении с подчиненными?
Максимальное кол-во баллов, которое Вы сможете получить за это задание - 4
Тема 15. Задание 16.
Проанализируйте, как влияют неформальные коммуникации на эффективность деятельности организации? Всегда ли это влияние негативно? Приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.
Пример: команда программистов.
Минусы неформальных коммуникаций:
1.
2.
….
Плюсы неформальных коммуникаций
1.
2.
….
Максимальное кол-во баллов, которое Вы сможете получить за это задание - 4
Тема 16. Задание 6.
При подготовке и реализации управленческого решения (УР) необходимо последовательно выполнить целый ряд работ (этапов), включающих фазу принятия и фазу реализации УР. Вот список этих этапов, расположенных в произвольном порядке:
1. Сбор и анализ информации для принятия решения
2. Доведение плана до исполнителей
3. Выявление, формулирование и обоснование проблемы
4. Разработка плана реализации решения
5. Контроль за исполнением
6. Формирование возможных решений
7. Внесение необходимых корректив
8. Выбор окончательного варианта и принятие решения
9. Подведение итогов, накопление опыта решения проблемы
Расположите этапы в таблице в нужной последовательности
Фаза подготовки УР | |
Фаза реализации УР | |
Максимальное кол-во баллов, которое Вы сможете получить за это задание - 2
Тема 17. Задание 17.
Вы – начальник цеха производства фирмы. Известно, что более чем половине работников фирмы работа не нравится или безразлична. Но эта группа работников продолжает работать на фирме, поскольку здесь более высокая заработная плата, чем на других фирмах и работа расположена близко от места проживания.
Части работников работа на фирме нравится, в том числе по следующим причинам:
хорошая зарплата (34% работников)
хорошие условия труда – 6%
хорошие отношения в коллективе – 18%
работа соответствует образованию и наклонностям – 15%.
из материалов социологического обследования установлено, что больше всего в жизни работники фирмы ценят:
материальное благополучие, достаток и уют в доме (67%)
уважение в коллективе – 24%
интересную работу – 15%.
Вопросы для анализа конкретной ситуации.
1. Является ли в настоящее время коллектив фирмы достаточно сплоченным, способным решать усложняющиеся проблемы в условиях рыночных отношений?
2. Какие меры нужно предпринять, чтобы выполняемый труд стал боле привлекательным для большинства работников?
3. Что необходимо сделать, чтобы добиться органического сочетания материальных и моральных стимулов к трудовой деятельности?
Рекомендуемая литература
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов / И. Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 499 с.
2. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник для вузов / О. С. Виханский. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2008. – 669 с.
В течение учебного семестра каждому студенту необходимо выполнить письменную работу (реферат) по одной из тем:
1. Методологические основы менеджмента.
2. Тенденции и факторы возникновения и развития менеджмента.
3. Место теории менеджмента в системе современных знаний.
4. Перспективы и направления развития менеджмента.
5. Методы и инструменты менеджмента.
6. Управленческие революции.
7. Основоположники научного менеджмента.
8. Система Ф. Тейлора и Г. Эмерсона.
9. Административная теория А. Файоля.
10. Структура классической школы менеджмента.
11. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР.
12. Развитие науки управления в России.
13. Хоторнские эксперименты.
14. Формирование российской модели менеджмента.
15. Современные теории и концепции управления организацией.
16. Основные характеристики фордизма как системы организации производства и управления.
17. Японская модель менеджмента.
18. Организация как социально-экономическая система.
19. Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла.
20. Типология организаций
21. Классификация организаций по способу взаимодействия с человеком
22. Законы организации и их взаимодействие.
23. Закрытые и открытые организации, способы их развития.
24. Интеграционные процессы в организации.
25. Внутренняя среда организации.
26. Внешняя среда организации в России.
27. Методы анализа внутренней и внешней среды организации.
28. Модель функционирования фирмы как открытой системы.
29. Организационно-правовые формы организаций.
30. Проектирование организационной структуры организации
31. Перспективы развития организационных структур
32. Оценка эффективности организационных систем
33. Эффективность деятельности организации.
34. Анализ структуры управления организации.
35. Механистическая и органическая модели организационного проектирования.
36. Современные адаптивные структуры управления.
37. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры управления организациями.
38. Органические структуры управления.
39. Цели и структура организации как основа ее конкурентоспособности.
40. Коммуникации в организациях. Межличностные коммуникации в организации и их барьеры.
41. Формы организационных коммуникаций и их барьеры.
42. Управление коммуникациями в организации. Коммуникативное поведение в организации.
43. Невербальные коммуникации.
44. Управление коммуникациями в организации.
45. Коммуникационные стили.
46. Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры.
47. Формирование организационной культуры российских предприятий.
48. Управление организационной культурой.
49. Влияние организационной культуры на инновационную деятельность организации.
50. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности персонала фирмы.
51. Стратегическое управление организацией.
52. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях.
53. Управленческое решение и формы его принятия.
54. Моделирование как метод принятия решений в организации.
55. .Качество трудовой жизни и мотивация работников.
56. Проектирование работы и мотивация рабочих.
57. Управление конфликтами в организации.
58. Контрольные системы в управлении.
59. Система управления человеческими ресурсами в организации.
60. Развитие персонала в организации.
61. Оценка деятельности работников в организации.
62. Значение управления человеческими ресурсами в формировании человеческого капитала.
63. Эффективность менеджмента.
64. Эффективность деятельности организации.
65. Мотивация работников и результативность организации.
66. Механизм и результативность мотивации.
67. Содержательные теории мотивации и их применение в России.
68. Возможность применения процессуальных теорий мотивации в условиях современной России.
69. Создание эффективной системы мотивации персонала
70. Системы вознаграждения работников в организации.
71. Проектирование работ и мотивация работников.
72. Межгрупповое поведение и управление конфликтом.
73. Лидерство в системе менеджмента.
74. Эффективное лидерство в организации и его стили.
75. Традиционные концепции лидерства.
76. Ситуационные концепции лидерства.
77. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства.
78. Новые теории лидерства.
79. Формирование группового поведения в организации.
80. Типы команд в организации.
81. Условия и факторы эффективности групповой работы.
82. Преимущества и недостатки работы в командах.
83.
84. Управление неформальными группами в организации.
85. Формирование эффективной команды.
86. Формирование и управление репутацией организации.
87. Управление изменениями в организации.
88. Управление стрессом в организации.
89. Управление нововведениями в организации.
90. Причины и формы проявления сопротивления работников переменам в организации.