GfK GROUP
GfK Group16 (Gesellschaft fur Konsumforschung17 — Общество по изучению потребителя) — крупнейшая в Европе и в мире исследовательская компания, предлагающая услуги в области маркетинговых исследований18. Основана в 1925 г. В числе ее создателей был Людвиг Эрхард, в последующем канцлер Германии и один из «отцов» немецкого экономического чуда. Центральный офис расположен в Нюрнберге (Германия). Более 100 дочерних и партнерских компаний представлены в 43 странах мира. Все компании GfK Group отличает использование продвинутых технологий исследований рынков. Специальный отдел GfK, в тесном сотрудничестве с университетом г. Эрлян-ген, постоянно работает над созданием новых инструментов для исследования товаров и услуг на протяжении их жизненного цикла. Широко извест-
15 Использовались источники: официальный веб-сайт: http://www.inion.ru/; Цурина И.В. Издания института научной информации по общественным наукам РАН // Социологический журнал. 1994. № 2.С 186-191.
16 Официальный веб-сайт: www.gfk.com
17 Сейчас название так же расшифровывают по-английски как Growth from Knowledge.
18 Информация с веб-сайта: http://www.gfk.ru/ru/company
ные бренды GfK: Navigator, Target Positioning, ATS, Price Challenger, Ad*Vantage, LoyaltyPlus, более 20 других.
В 1967 г. GfK Group становится интернациональной компанией, открывая свои отделения сначала в странах Европы, а потом — в странах всего мира. Сегодня годовой оборот GfK Group превышает 500 млн евро. В 140 компаниях в 50 странах мира трудится почти 5 тыс. специалистов. Объединяя 16 компаний из двенадцати стран Центральной и Восточной Европы, GfK Group является бесспорным лидером в этом регионе. Во всех компаниях, входящих в GfK Group, работа ведется в четырех основных направлениях, координация которыми осуществляется централизованно: Ad-Hoc, Consumer Tracking, Non-Food Tracking и Media&Internet Research.
Ad-Hoc Worldwideпредставлен в 88 странах и занимает седьмое место в мире. В рамках этого направления клиентам предлагаются эксклюзивные исследования, соединяющие количественные и качественные методы, а также использующие брендовые разработки компании. Единая координация позволяет проводить во всех странах исследования, опирающиеся на одинаковые подходы и унифицированный инструментарий (например, Eurobus регулярно проводится в 36 странах).
Consumer Tracking— панель домашних хозяйств, ежедневно предоставляющих сведения о своих покупках. Это позволяет делать выводы об объемах потребления и динамике потребительского поведения, которую невозмож-
Врезка
Ф.Э. Шереги Как мы работаем'
Центр социального прогнозирования и маркетинга функционирует с 1988 г., сотрудники имеют более чем 20-летний опыт исследовательской работы общероссийского (общесоюзного) масштаба. Мы располагаем постоянной сетью профессиональных интервьюеров в 14 регионах России, проводим до 50 исследований в год. Из них 2/3 — общероссийские массовые исследования. Исследования проводятся по трем направлениям: социальные, электоральные и маркетинговые. Штат у нас небольшой: 21 штатный и около 50 привлеченных работников. Начинали с двух простеньких компьютеров и аренды небольшого помещения площадью 39 кв. м. В 1994 г. мы перешли на собственные полномасштабные исследования. Самое трудное было научиться разрабатывать сценарий для фокус-групп. Это творческая работа. В какой то мере данный процесс можно сравнить с написанием сценария для спектакля. С 1994 по 1995 г. произошло расширение Центра. У нас сейчас имеется в частном владении офис площадью 240 кв. м, свой вычис-
Шереги Франц Эдмундович — к.ф.н, известный в стране специалист по методике и технике эмпирических исследований, директор Центра социального прогнозирования.
лительный центр, мощные компьютеры, своя типография, даже собственное кафе для сотрудников. Объемы работ увеличились в три раза. Мы ориентированы на маркетинговые исследования преимущественно для отечественных фирм. Однако заказы со стороны российских фирм и предприятий, находящихся в тяжелом экономическом положении, сегодня обеспечивают не более 5% всех выполняемых Центром работ. На начальной стадии деятельности Центра по маркетингу у нас были в основном зарубежные заказы. Первые четыре года, с 1990-го по 1994-й, в этом направлении мы работали совместно с International Research (Лондон). Причем это было не столько изучение рынка, сколько потребительское тестирование товара и фокус-группы для оценки эффективности рекламы. Первые фокус-группы мы проводили для «Пепси-Колы» в 1988 г. и у них обучались методам фокус-групп, а с 1994 г. начали проводить работы по аттестации нового товара. До 1998 г. Центр выполнял многочисленные заказы по изучению финансового рынка и инвестиционного поведения населения страны. Это были заказы банков и инвестиционных фондов (Центробанка РФ, Инкомбанка, Уникомбанка, Элексбанка и других кредитных структур; Московской недвижимости, Русской недвижимости, ЛЛД-фонда). В конце 1994 г. мы отказались от сотрудничества с иностранцами потому, что западные исследовательские маркетинговые фирмы рас-
но отследить в панелях другого типа. Данное исследование в рамках всей Восточной Европы предлагает только GfK Group.
Non-food Trackingпредставляет собой панель розничных торговых точек, информация из которых собирается и обрабатывается в специальном пакете программ. Данный подход является комплексным, и патент на него принадлежит GfK. Это исследование охватывает большинство стран мира и является мировым лидером в своем направлении.
Media Researchкомпании GfK занимает первое место в Европе, располагая оборудованием для измерения телевизионной аудитории в Швейцарии, Германии, Австрии, Нидерландах и Бельгии.
В России существует дочернее предприятие компании GfK Group — Институт маркетинговых исследований ГфК-Русь (www.gfk.ru), расположенный в Москве. Генеральный директор ГфК-Русь — кх.н. А.М. Демидов. Она была одной из первых организаций по проведению маркетинговых исследований в России, созданных в начале 1990-х гг. Цель ГфК-Русь — использование богатого международного опыта компании GfK Group для обслуживания клиентов, в том числе зарубежных, и развития рынка маркетинговых исследований в стране. В середине 1990-х гг. доля российских предприятий в числе заказчиков ГфК-Русь не превышала 5%, сегодня она достигает 30%.
В 1991 г. компания состояла всего из трех человек, сейчас в ней трудится около 80 специалистов, которые в 2001 г. завершили около 400 исследователь-
сматривают наши центры как простые филиалы для сбора информации, как черновую рабочую силу. За эту работу платят хорошо, но параллельно происходит дисквалификация наших сотрудников.
Технология заказов с их стороны следующая. Иностранные компании разрабатывают методику исследования, бланки интервью, сценарии. Российская фирма собирает информацию, вводит ее в компьютер. Это черновая и довольно дорогостоящая работа. Порой она составляет 60-70% общего бюджета исследования. Зарубежным центром, тем не менее, это обходится намного дешевле, чем проведение аналогичных работ путем командирования своих специалистов в Россию. В итоге иностранные заказчики получают чистую информацию в виде стенограмм, баз данных, которую анализируют сами. Кроме технической работы, эти исследовательские компании другого от наших центров и не требовали. Таким образом, многие маркетинговые центры в России функционируют, более или менее успешно, только благодаря этой «подпитке». Такое положение нас не устраивало. Если функционировать только как придаток зарубежных фирм, то мы не обретем опыта по содержательной части маркетинговых исследований, не разработаем эффективный инструментарий. Это важно вот почему. Точных «формул» для проверки достоверности результатов маркетинговых исследований нет. Поэтому сделать вывод о том,
что данные точны с погрешностью не более +5%, возможно только тогда, когда мы сами выполняем содержательные работы и потом перепроверяем их результаты. Например, улучшился ли спрос на тот или иной вид товара. С 1990 г. по всей стране у нас функционирует стабильная сеть по сбору информации. К нам обращаются академические институты и министерства. В результате мы полностью монополизировали общероссийские исследования по образованию.
При работе с заказчиком основная проблема заключается в том, что приходится помогать им прояснять техническое задание. Они знают проблему, информация о причинах которой отсутствует, однако не всегда могут изложить свои информационные потребности на языке технического задания. В этом случае мы применяем косвенный экспертный опрос, при помощи определенных логически выстроенных вопросов «выпытываем» у заказчика существо проблемы, последовательно формализуя ее (по сути дела — это бесплатное маркетинговое консультирование, но — вынужденное, так как часто заказчик затрудняется представить итог количественного отображения той проблемы, описание которой он дает словесно). Мы знаем, как найти количественные параметры явления, но мы недостаточно компетентны в содержательной части проблемы. Заказчик выступает здесь как эксперт для построения нами исследовательс-
ских проектов более чем для 200 клиентов. Полевые работы для этих проектов проходили в 69 субъектах РФ, и основывались на постоянной занятости почти тысячи интервьюеров. Коллектив компании обладает многолетним опытом работы. Все ключевые сотрудники имеют стаж от 6 до 12 лет и регулярно повышают свою квалификацию в зарубежных компаниях GfK Group; ежегодно в ГфК Русь проходит несколько корпоративных тренингов.
ГфК Русь проводит исследования на следующих рынках: FMCG, B2B, Durable Goods, IT, Retail, Pharma, Finance, Tourism, Automotive. Во всех направлениях применяются стандартные международные технологии исследований, адаптированные к российским условиям. Процедура производственного процесса, включающая сбор, обработку и анализ данных, — многократно отработана и прозрачна для клиентов. Помимо стандартных видов полевых работ, ГфК Русь предлагает исследования с применением CAPI (Computer Assisted Personal Interviewing). Обработка данных ведется в SPSS, Quantime, Oracle, PC+TV. Многоуровневый контроль сбора и последующей работы с данными — неотъемлемая черта всех проектов, позволяющая гарантировать клиентам высокую надежность проведенных исследований. ГфК Русь сотрудничает с 2531 домашними хозяйствами в 25 крупнейших городах России, отобранных по специальным квотам на основе данных официальной статистики.
Структура компании ГфК Русь, как и структура всего концерна GfK, состоит из четырех основных направлений и сервисных подразделений (они пе-
ких гипотез и методического инструмента исследования. В результате такого взаимодействия формулируется задача исследования. По итогам исследования заказчик получает аналитический материал и выводы. Как правило, рекомендации мы стараемся не представлять, хотя по просьбе заказчика это часто приходится делать. Подобные просьбы связаны с общей культурой маркетинговой деятельности, самих марке-
тологов. На предприятиях многие маркетологи — это бывшие социологи, экономисты, психологи. Им самим еще приходится обучаться. Часто получая от нас цифры или выводы, они думают, что на этом все закончено. Но это далеко не так. Например, в результате исследования выясне-чо. что 20% населения потребляют какой-либо товар. Если говорить о рынке компьютеров, то это высокий показатель. А если говорить о потреблении хлеба, то это очень низкий показатель. Какие надо принять меры — это зависит
и от масштаба рынка, и от количества денег, выделяемых под маркетинговые программы, от того, какой рынок производитель хочет освоить — московский или региональный, каков потенциал производства.
Результаты наших исследований адресованы маркетинговым службам предприятий, которые должны уметь работать со статистикой. И не только с той, которую мы даем, но и с общегосударственной, и со своей собственной статистикой наблюдения. Заказывать же дополнительные исследования имеет смысл, если наличные данные недостаточны для решения проблемы, оценки какого-то нового явления на рынке. Например, падает потребление продукта. Почему? Может быть, появился новый конкурент? — Неизвестно. Снизились доходы населения? — Неизвестно. Давайте изучать. Мы изучаем, даег/ заказчику информацию, выясняем, в чем причина. Что делать и какие меры предпринять? Этс уже должен решить заказчик. Мы производил/ только информацию.
Сокращено и адаптировано по источнику: Сергеева СЕ. Становление и развитие маркетинговых консультационных услуг (из опыта работь Центра социального прогнозирования и маркетинга) // Маркетинг в России и за рубежом 2000. № 4. Веб-адрес: http://www.dis.ru/market arhiv/2000/4/7.html; Структура аналитической: центра // Национальная служба новостей: http:, /www.nns.ru/tsentr/tsspr2.html
речислены выше). Среди чисто социологических технологий можно назвать «Социостили» — это многомерная сегментация на основе мотиваций, эмоций, отношений, ценностных ориентиров, особенностей поведения и условий жизни. В исследовании Socio Styles используется качественный подход к пониманию потребителя, это инструмент классификации различия и сходства в отношениях потребителей к окружающему миру. На диаграмме, получаемой в результате анализа соответствия (напоминающей географическую карту), различные стили жизни группируются в семейства или вступают в противоречие друг с другом в зависимости от того, что их объединяет и что их разделяет.
В 1998 г. совместно с ВЦИОМ создана новая компания GfK-ВЦИОМ Институт Исследований СМИ. Еще ранее, в 1995 г., был создан медиа отдел компании ВЦИОМ. В том же году в 19 крупнейших городах России прошла первая волна исследования аудитории средств массовой информации «Российская Медиа Карта». С этого времени компания ВЦИОМ/МедиаМар прочно вошла в число основных медиа-исследовательских компаний России. В1998 г. компания GfK Group заинтересовалась направлением исследований СМИ и предложила свое сотрудничество ВЦИОМ/МедиаМар. Объединение с немецким исследовательским концерном GfK Group, входящим по обороту в пятерку крупнейших исследовательских компаний мира, сделало возможным использование методик GfK для проведения медиа- и интернет-исследований в России.
В настоящее время ГфК Русь предоставляет возможность проведения медиа- и маркетинговых исследований в любом уголке мира по единым стандартам GfK Group и является крупнейшей в России исследовательской компанией, предоставляющей полный цикл исследований рынка.