Организация труда исследователя

Научная работа, как особый вид познавательной деятельности, базируется на ряде принципов: творческий подход, плановость, динамичность, коллективность, самоорганизация.

Творческий подход предусматривает изучение и обобщение достижений в данной области знаний, их критическое осмысление и создания новых концепций. Он направлен на производство новых знаний и, в частности, на познание объективных законов и тенденций развития явлений, позволяющих решать новые научно-теоретические и научно-практические проблемы.

В экономических исследованиях творческий подход используется при изучении передового опыта работы предприятий, обобщении зарубежного опыта реформирования экономики, оценке теоретических разработок проблем в литературных источниках.

Научное творчество является чрезвычайно сложным видом человеческой деятельности. Опыт свидетельствует, что не каждый специалист, даже высококвалифицированный, имеет склонности к выполнению научных исследований.

Эффективность научной деятельности зависит от моральных, волевых и других качеств работника и, особенно, от его интеллектуального уровня.

Под интеллектом научного работника понимают увлеченность работой, неудовлетворенность достигнутым, готовность к самопожертвованию ради научной истины. Увлеченность работой формируется на основе уверенности в справедливости и важности дела, которому исследователь отдает свои силы. Недовольство достигнутым проявляется в постоянном поиске лучших путей решения научных проблем. В каждой научной работе ученый должен пытаться сделать хотя бы небольшой шаг вперед по сравнению с ранее выполненными ним или его предшественниками работами. Готовность к самопожертвованию ради научной истины является высшим проявлением волевого характера ученого - решимости, настойчивости, честности.

Основой организации научной работы является план, а исходным организационным принципом - плановость.

Плановость в научной работе воплощается в различных формах: программах, предварительных и рабочих планах исследования, индивидуальных планах и графиках выполнения работ. Планируются объем работ, сроки их выполнения, подготовка эксперимента и др.

Динамичность организационных форм труда определяется тем, что требует оперативного обеспечения координации действий работников в процессе исследования. На основании полученных результатов в рабочие планы и методику выполнения работ вносятся коррективы, направленные на успешное завершение исследований в предусмотренные сроки.

Коллективность труда в научных исследованиях обусловлена ростом специализации работников, масштабами и сложностью исследований, развитием материально-технической базы науки. Возникает необходимость объединения сил многих ученых, хотя непосредственный процесс творчества имеет индивидуальный характер.

Оптимальная организация коллективного труда предусматривает сочетание кадров различных демографических и психологических типов, старших с молодыми, мужчин с женщинами, "генераторов идей" с исполнителями, инициативных с самокритичными и др., что и позволяет им достичь взаимодополнения и взаимообогащения. Коллективная работа эффективна лишь в случае полного взаимопонимания между участниками, если во главе стоит руководитель, который оперативно синхронизирует и гармонизирует их труд.

Самоорганизация труда - это комплекс мероприятий социологического и психофизиологического характера, которые осуществляются самим ученым для обеспечения системы и порядка в работе. Исследователь должен выработать в себе такие черты характера, как сосредоточенность, внимательность, аналитичность мышления, что позволяет критически оценивать результаты выполненных расчетов.

Основными элементами самоорганизации труда является организация рабочей зоны и рабочего места, режим рабочего времени, систематичность, последовательность, дисциплина труда, использование средств механизации и автоматизации вспомогательных операций, самостоятельность, самоподготовка, самопланироание и самонормирование, саморегулирование, самоучет, самоограничение, самокритика, самоконтроль.

Рабочее место - это зона трудовых действий, оснащенная предметами и средствами труда и рабочей мебелью в соответствии с характером работы, рациональное расположение которых создает удобные условия труда, предотвращает вредное воздействие на человека негативных факторов внешней среды.

Наука, которая изучает человека и его деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации условий и процесса труда, называется эргономикой.

Эргономические рекомендации направлены на повышение эффективности и качества научной деятельности, сохранение здоровья и развитие личности исследователя.

Основные требования эргономики к рабочей мебели заключаются в следующем:

а) набор мебели (столы, кресла, шкафы, полки) должен быть достаточно полным, мебель должна использоваться по назначению, на рабочем месте не должно быть лишних вещей;

б) размеры мебели должны соответствовать антропометрическим данным (росту) работника (см. табл. 2.2).

С физиологической точки зрения большое значение имеет величина угла, под которым расположена рабочая поверхность стола. Традиционное горизонтальное положение негативно влияет на зрение и осанку человека. Наиболее правильным считается угол в 60 градусов при работе сидя и в 30 градусов при работе стоя;

в) рациональное размещение рабочей мебели, обеспечение досягаемости, обзорности, изолированности, освещение, отопление и др.

Таблица 2.2 -Оптимальные параметры рабочей мебели (см)

Показатели Рост человека
до 160 161-170 171-180 более 180
Высота рабочей поверхности стола при чтении и письме
Высота рабочей поверхности стола при печатании на машинке и работе с персональным компьютером
Высота сиденья рабочего кресла
Расстояние между сиденьем и нижним краем стола - -

Досягаемость предусматривает такое расположение технических средств и рабочих материалов, которое позволяет работать без бесполезных движений, ведущих к утомлению и дополнительным затратам времени (использование шкафов, полок, подвижного рабочего кресла, рациональная компоновка мебели).

Обзорность – это требование заключается в организации рабочего места таким образом, чтобы все без исключения материалы в любое время были на виду. Каждая вещь должна иметь постоянное место.

Изолированность имеет большое значение для продуктивной научной работы, поскольку позволяет снять нервное напряжение, возникающее при необходимости работать в присутствии постороннего лица. Это достигается продуманным размещением рабочей мебели, использованием различных перегородок, ширм, жалюзей и т.д.

Относительно рационального режима рабочего времени исследователя имеются такие рекомендации:

а) соблюдение правильного в психофизиологическом отношении режима времени рабочего года (ежегодные отпуска), недели (еженедельные дни отдыха) и, особенно, в течение рабочего дня.

Наиболее плодотворным является утренний период (с 8 до 15 час.). Максимальная работоспособность характерна в период с 10 до 13 час.; потом - послеобеденный (с 16 до 19 ч.) и вечерний (с 20 до 22 ч.). Степень внимания и эффективность запоминания снижается и замедляется к концу каждого рабочего периода. Поэтому утром следует выполнять наиболее сложную теоретическую работу, анализировать и обобщать экспериментальные данные;

б) использование различных форм активного отдыха в рабочее и нерабочее время. Для работников умственного труда важно, чтобы отдыхала центральная нервная система и органы чувств. Мозг лучше отдыхает, когда нет внешних раздражителей, то есть когда человек спит. Гигиена сна требует ложиться и просыпаться в строго определенное время; прекращать напряженную умственную работу не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна.

Для активного отдыха при умственном труде необходима физическая нагрузка, поскольку умственный труд почти полностью исключает физическое напряжение. Гимнастика утром, хождение пешком, обязательные прогулки перед сном, физкультпаузы в течение рабочего дня призваны играть значительную роль в борьбе с усталостью при умственном труде;

в) соблюдение индивидуально избранного ритма, то есть одинакового темпа и напряженности работы. Ученый сам выбирает ритм своей работы: определяет ее начало, конец, перерыв на обед, и т.д. Через каждые 1-1, 5 часа работы следует делать перерыв на 10-15 мин., а после 3-4 часа работы - на 0,5-1 ч.;

г) рациональное чередование разнохарактерных работ: тяжелого умственного труда (чтение) с легкой (переписывание); творческой и стандартной; связанной с движением или выполняемой в неподвижном состоянии; требующие напряжения зрения или дающим глазам отдых;

д) чередование в каждой работе при возможности разнородных процессов (говорить, читать, слушать, смотреть, писать и др.).

Систематичность предусматривает соблюдение единой методики и техники при выполнении однородных работ, использование единой терминологии, единство форм при изложении однородного материала и единство стиля, однообразия приемов оформления систематической работы.

Основные правила систематической работы следующие:

ü не работать без плана;

ü прежде чем приступить к работе, рассчитать свои силы и время;

ü предварительно подготовить все необходимое для выполнения работы, разгрузить себя от мелких дел - они отвлекают внимание;

ü сложную работу делать перед простой, тяжелую - перед легкой, творческую - перед механической, неприятную - перед привлекательной;

ü пока не закончена одна работа, не начинать без необходимости другую;

ü постоянно контролировать свою работу и своевременно вносить необходимые исправления;

ü занимаясь любым вопросом, видеть не только промежуточную, но и конечную цель.

Последовательность необходимо соблюдать как в пределах каждой отдельной научной работы, так и в течение всей творческой жизни. Необходимо приучить себя к последовательности в накоплении знаний. Прежде чем перейти к исследованию, надо хорошо изучить всю теорию и практику вопросы, разработанные предшественниками.

Самодисциплина включает в себя не только соблюдение трудового режима и графика работ, но и дисциплину мысли: во время работы важно сосредоточиться, не отвлекаться, не отступать от логического развития идей. Особенно актуальным является соблюдение ученым сроков выполнения исследования.

Использование средств механизации и автоматизации вспомогательных операций позволяет ускорить научную работу, облегчить, сделать более продуктивной. К техническим средствам и приспособлениям, связанным с умственным трудом, относят: вычислительную технику (персональные компьютеры), средства для копирования и размножения материалов (пишущие машинки, ротаторы, ксероксы, сканеры и т.п.), средства для механизации операций накопление научной информации (киноаппараты, фотоаппараты), средства для демонстрации информационных материалов и чтения микрофильмов (ноутбуки, мультипроекторы, диапроекторы, епидиоскопы, аппаратура для микрофильмирования и чтения микрофильмов), аппараты для записи и восстановления звука (магнитофоны, диктофоны, усилители звуков и т.д.).

В современных условиях усложнения исследуемых явлений все больше ученых отдают предпочтение персональным ЭВМ, которые позволяют автоматизировать целый комплекс вспомогательных операций.

В заключение необходимо отметить следующее.

Исследовательская работа социолога с неизбежностью рождает некоторые этические вопросы, зачастую не имеющие однозначных ответов. Например, как ответить на вопрос: может ли социолог прибегать к обману и недомолвкам, собирая информацию?

Профессиональный кодекс этики российских социологов разработан давно, но редко применяется на практике. Социолог не свободен от моральных норм и этических принципов исследовательской работы. Если существует риск нанести вред обследуемым, он должен отказаться от проекта или прекратить исследование. Профессионализм, компетентность, порядочность и ответственность - нравственные характеристики социолога как профессионала.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Основные стадии проведения социально-экономического исследования.

2. Основные этапы научного исследования.

3. Цель, объект, предмет и задачи научного исследования.

4. Метод и методика научного исследования.

5. План поиска литературных источников по теме.

6. Методика чтения научной литературы.

7. Рекомендации по конспектированию нового материала.

8. Цитирование первоисточников. Основные правила.

9. Виды научных работ.

10. Классификация и виды научной информации.

11. Первичные и вторичные научные документы (научная информация).

12. Виды научных документов. Их характеристика.

13. Особенности информативного реферата.

14. Особенности расширенного (обзорного) реферата.

15. Библиографическое описание научного документа.

16. Библиография по научной проблеме.

17. Способы представления списка использованных источников.

18. Источники экономической информации.

19. Основные принципы сбора материала научного исследования.

20. Основные правила отбора литературы по теме научного исследования.

21. Порядок обработки собранной научной информации.

22. Математико-статистическая обработка количественной информации (результата измерений).

23. Правила работы с количественной информацией.

24. Табличный метод представления научной информации.

25. Макет таблицы. Ее структурные элементы.

26. Требования к составлению таблиц.

27. Графический метод представления научной информации.

28. Представление научной информации в виде математических моделей.

29. Основные правила размещения в тексте таблиц, рисунков, формул и ссылок на них и использованную литературу.

30. Особенности труда исследователя (творчество, интеллект, коллективность, самоорганизованность), их краткая характеристика.

31. Основные требования к организации рабочей зоны научного работника.

32. Рациональный режим рабочего времени научного работника.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3

Наши рекомендации