Социальные факторы профориентации студентов

Социальная среда – совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.

Социальную среду можно считать целостной системой профориентации. Она объединяет влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.

Существует множество подходов к изучению факторов профессионального самоопределения молодежи.

В научной литературе выделены различные модели профессионального самоопределения молодежи [28, С. 56].

Первая модель: значительная часть молодежи из числа оканчивающих полную среднюю школу (среднее профессиональное учебное заведение) ориентирована на высшее образование. При этом содержание и характер труда не являются доминирующими мотивами выбора профессии, что чревато «издержками» в будущем.

Вторая модель: не определены конкретные формы профессионального образования и формы его получения. Ситуация находится во власти случая, а определяющим фактором становится возможность поступить в то или иное профессиональное учебное заведение. Молодые люди в период конкурсных испытаний предпринимают несколько попыток, перемещаясь от института до училища, или из училища в училище. Данная модель также не лишена возможных негативных последствий.

Третья модель: поиск работы. Модель более распространена в крупных городах и областных центрах, где вероятность найти работу намного выше, чем в малых городах и сельской местности. Основной контингент – молодежь из групп риска. Ввиду отсутствия квалификации и профессии положение данной группы на рынке труда неустойчиво, а шансы получить профессиональное образование невелики.

Каждая из рассмотренных моделей в индивидуальном плане проявляется в неопределенности профессионального самоопределения и возможности осуществления жизненных планов. Управление процессом профессионального самоопределения молодежи зависит как от изменений в сфере экономики, так и от характера принимаемых нормативно-правовых актов и проводимой молодежной политики.

Следующий подход предполагает разделение социально-психологических факторов по следующим параметрам [2, С. 24]:

- социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение).

- мотивы выбора профессии. Исследования выявили несколько разновидностей мотивов профессионального выбора, причем наметилась довольно определенная иерархия этих мотивов (исследование проводилось среди старшеклассников и студентов):

1 место – материальные мотивы – стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы;

2 место – социальные мотивы – желание занять достойное место в обществе;

3 место – моральные мотивы – желание приносить пользу людям, оказывать им помощь, общаться;

4 место – группа престижных мотивов – желание быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится среди друзей и знакомых;

5 место – профессиональные и познавательные мотивы – стремление проникнуть в сущность профессии, стремление к мастерству;

6 место – утилитарные мотивы – возможность работать в городе, иметь чистую работу, близко к дому, легкость поступления в ВУЗ, советы родителей, друзей и т.д.;

7 место – мотивы творчества – возможность быть оригинальным, неповторимым;

8 место – эстетические мотивы – стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с созданием красивого.

Мотивация при выборе профессии – это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль.

Проанализируем в этой связи мотивы поступления в вуз в историческом аспекте. Среди мотивов учебы в 20-40 гг. выделялись тяга молодежи к знаниям, культурным ценностям, интерес к учебе как таковой. В эти годы молодежь шла в вузы за светом высоких знаний. 50-60-е гг. – это эпоха тотальной индустриализации, которая должна была способствовать переходу страны в новое качественное состояние, базирующееся на техноразуме. Физика выходит на гребень значимости, престижа. В 70-80 гг. престижность стала пониматься все более формально – как мода.

Анализ данных тех лет показывает значительные изменения в мотивах поступления в вузы, а также расширение спектра самих мотивов. Социологами отмечено, что в 1961 г. было выявлено 10 мотивов, а в 1994 г. – уже 82 мотива [2, С. 187].

В 60-е годы, ведущим был мотив получения профессии. Слабо мотивировалось индивидуальное личностное развитие будущего специалиста, ибо советская высшая школа развивалась, прежде всего, как «кузница кадров» для народного хозяйства. Домирующим мотивом привлекательности будущей, в частности, инженерной деятельности в ответах первокурсников 70-х годов выступал интерес к непосредственному участию в развитии научно-технического прогресса (около 50% всех первокурсников).

Еще в 50-е гг. специалист с высшим образованием получал вдвое больше недипломированного работника, а в 70-е годы эта пропорция сменилась на противоположную и разрыв стал нарастать.

В 80-е гг. высоко ценилась возможность заниматься интересной, содержательной работой и полностью применять свои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе. Творческое содержание труда и хороший заработок ценились меньше. Возможно, это было связано с тем, что получить и реализовать все это было довольно сложно.

На переломном этапе истории нашей страны в начале 90-х гг. лидирующим мотивом стало желание просто получить диплом об окончании вуза: вуз не давал необходимых знаний для работы, или они были уже устаревшими. На производстве заново приходилось учиться.

Уже в 1994 году структура мотивов довольно существенно меняется. Ведущими становятся мотивы быть высокообразованным, культурным человеком (58%), добиться успеха в жизни (54%), сделать карьеру (37%), иметь определенный социальный статус (20%). Хотя мотив получения профессии продолжает занимать достаточно высокое место (41%), исследования показывают падение этого показателя.

Появились установки, порожденные современной ситуацией: отношение к эмиграции, профессиональному статусу и карьере, к материальному положению. Так появился и такой новый для нашей страны мотив, как возможность работы за рубежом (18%). Социологами замечено, что студенты-гуманитарии со своей учебой связывают в основном мотивы получения образования, знаний, расширения кругозора, саморазвития. Студенты технических специальностей – по преимуществу получение специальности и будущие перспективы.

В 90-е гг. иерархия мотивов выбора существенно меняется. Начинают лидировать экономические мотивы. Надо сказать, что стремление стать богатым и преуспевающим у современной молодежи очень ярко выражено.

За последние 10-15 лет сильно изменился перечень выбираемых профессий школьниками выпускных классов. Приоритет отдается экономическим, юридическим профессиям, специальностям, связанным с иностранными языками.

Как в 60-е гг., так и сейчас отмечается устойчивое снижение числа студентов, считающих выбранную профессию своим призванием (от младших курсов к старшим). Раньше причину этого видели в осознании реальных трудностей, которые разбивают романтические иллюзии, а также в недостатке практического опыта, который сеет неуверенность в своих возможностях.

Четкое представление о различных сторонах предстоящей работы и об уровне своей подготовки к ней во многом определяет устойчивость мотивов студентов и степень их реализации. Очевидно, следует согласиться с Т.Э. Петровой, которая утверждает, что сказывается и изменение социального состава студентов: «с появлением «коммерческого» набора на вузовскую скамью пришли обеспеченные, уверенные в правильности выбора специальности и соответствии ему своих способностей молодые люди».

Следующий подход в изучении профориентации студентов – классификация факторов по средам воздействия. Ученые выделяют факторы макросреды (общественное устройство, стабильность экономики, государственной власти, современная социокультурная ситуация и социальные процессы; демографические процессы; региональные особенности территории; поселенческая структура; национальный состав общества; система социальных норм и ценностей; престиж профессий в общественном мнении; состояние рынка труда); факторы микросреды (семья и ближайшее окружение, общеобразовательная школа и профессиональные учебные заведения, средства массовой информации и социальные службы для молодежи); индивидуальные особенности личности (возраст, пол, психофизиологические особенности, личные профессиональные планы, уровень притязаний, информированность субъекта выбора).

На уровне макросреды социальная структура общества является главенствующим фактором для профессиональной ориентации, поскольку она устанавливает социальное пространство, в рамках которого в принципе возможен выбор социального статуса. К данной группе факторов профессиональной ориентации личности относятся также социально-демографические процессы, уровень развития техники, технологии и организации производства и труда, система образования и подготовки кадров, наличие и подготовленность трудовых ресурсов, уровень заработной платы в различных отраслях экономики.

Кроме того, при исследовании процесса профессиональной ориентации следует учитывать специфику воздействия факторов на региональном уровне: тип поселения, задающий условия социализации и социального воспроизводства; особенности развития экономики в регионе; географические и климатические условия.

В рамках макросреды можно выделить факторы общекультурного воздействия на взгляды и установки индивида. К ним относятся, прежде всего, культура, ее ценности, идеалы, установки, а также традиции, обычаи, особенности менталитета, которые играют важную роль в процессе профессионального самоопределения молодежи.

Факторы на микроуровне представлены непосредственным социальным окружением: социальными группами (семья, трудовой коллектив, круг друзей, родственники); различными общественными заведениями и учреждениями. Ведущее положение среди них занимает семья. В ней происходит усвоение личностью конкретных образцов поведения, ценностей и установок в сфере труда, формируется уровень притязаний молодого человека в выборе престижной профессии и социального статуса.

Индивидуальные особенности личности, ее потребности, интересы, способности, ценностные ориентации представляют собой третью большую группу факторов профессиональной ориентации. Среди личностных факторов важную роль играют способности, задатки, специфика которых не всегда адекватно осознается самим человеком.

Таким образом, на профессиональные ориентации молодого человека влияют: 1) система сложившихся социально-экономических условий; 2) позиция старших членов семьи (родителей, родственников), их образование, социально-профессиональный статус и уровень материальных возможностей; 3) мнение сверстников; 4) иерархия престижности профессий и предполагаемый уровень материального вознаграждения; 5) особенности системы высшего образования; 6) уровень и качество профориентационной работы с молодежью; 7) воздействие средств массовой информации.

В качестве примера целесообразно рассмотреть результаты исследования, проведенного в 2006 году на основе указанной выше классификации. Социологическое исследование позволило выявить особенности социально-профессиональных ориентаций, намерений, планов студенческой молодежи Сахалина [20, С. 4]. Исследованием было охвачено 550 студентов Сахалинского государственного университета, Тихоокеанского государственного экономического университета и Южно-Сахалинского института экономики, информатики и права, обучающихся на дневном отделении. Выборка квотная, пропорционально репрезентирующая студентов различных типов вузов и специальностей.

Как показывают данные исследования, основными мотивами выбора студентами тех специальностей, по которым они обучаются в вузе, являются: престиж профессии – 44,9%; творческий характер работы – 43,5%; широкий круг общения – 41,3%. Причем, такой фактор как оплата труда находится всего лишь на пятом месте по степени значимости – 30,4%.

Исследованием зафиксировано, что наибольшее влияние на профессиональный выбор студентов оказывает ближайшее окружение – родители и родственники (58,5%). Увеличивается значение такого социального института как средства массовой информации, в разной степени влияние которого на себе испытали почти 40% опрошенных. При этом существенно меньшее воздействие оказывает школа и центры профессиональной ориентации молодежи – 23,2% и 14,7% соответственно.

Только 54,5% студентов имеют четкие профессиональные намерения (из них планируют работать по специальности 44,5% и 10,0% готовы продолжать учебу по специальности). Вместе с тем, 16,3% не планируют работать по специальности после окончания вуза, и еще 4,4% хотели бы переучиться на другую профессию. У каждого пятого студента (20,7%) профессиональные ориентации не совпадают с направлением вузовской подготовки, что может рассматриваться как негативный аспект социально-профессиональной социализации личности.

На выбор профессии влияет уровень знаний (качество) и боязнь конкурса. С одной стороны, это свидетельствует об адекватной оценке шансов на поступление, с другой, – об отсутствии целеустремленности. «Аномалии» профессионального выбора поражают воображение траекториями движения: «не поступила в медицинский институт (не прошла по конкурсу), решила не рисковать, поступила на филологический факультет педагогического института». Представления о специальности порой находятся на уровне рассуждений – «буду работать в кабинете за столом» (обучающиеся по специальности – «менеджер топливно-энергетического комплекса»), «буду руководителем» (студент-юрист), «буду переводчиком» (студент факультета иностранных языков педагогического института).

Почему так происходит? Дело в том, что профессиональные планы молодежи находятся в определенной зависимости от объективных факторов, и прежде всего, социально-экономического положения страны. Несмотря на широкий спектр образовательных услуг и палитру различных форм образовательных учреждений, которые их предоставляют, поколение 15-18-летних – это поколение ограниченного выбора. Эта ограниченность явилась следствием положения дел на рынке труда, места жительства, результатом отсутствия у молодежи значимых (для будущего выбора) представлений о мире профессий. Как влияет она на поведение молодежи?

Во-первых, при выборе профессии молодым людям приходится соизмерять субъективную ценность будущей специальности («что для меня значит эта работа, насколько она мне интересна?») и ее доступность. При выборе профессии молодежь в большей степени руководствуется расчетом, поэтому субъективная ценность преломляется в оценках престижности профессии и в образе карьеры. И та, и другая предполагаются сегодня чаще всего в экономической или правовой сфере.

Во-вторых, попытка совместить «высокооплачиваемость» и престижность постепенно формируют у молодежи представление о «несовременных» специальностях.

В-третьих, трансформация понимания перспективности выбранной профессии, специальности, работы. Сегодня нередко приходится сталкиваться с таким фактом: некоторые студенты, оценив предстоящие сложности (высокий конкурс при поступлении, трудная программа, ответственность), предпочитают в последний момент сменить не только вуз (фактор месторасположения), но и выбрать другую специальность. Подобный выбор нельзя назвать удачным и перспективным способом решения проблем, поскольку он не обеспечивает молодого человека интересной работой, не гарантирует ему материального благополучия и в будущем не ассоциируется у него с успехом. Такая практика расценивается как негативное явление. Студент балансирует в учебном заведении на грани отчисления, покупая контрольные, курсовые работы и даже диплом (выпускную квалификационную работу). В результате выстраивается логическая последовательность: неполноценная ориентация на входе в систему профессионального образования – неполноценная самореализация в процессе учебы – неполноценный специалист на выходе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с течением времени именно социальная среда и окружение становится все более и более определяющим фактором для профориентации студентов.

Наши рекомендации