ИСТОРИЯ ВОПРОСА. Первоначально социология занималась решением чисто практических, а отнюдь не академических, ориентированных на прирост нового знания
Первоначально социология занималась решением чисто практических, а отнюдь не академических, ориентированных на прирост нового знания, проблем. Они назывались социальными проблемами и были связаны с устранением бедности и нищеты, борьбой с преступностью, заболеваемостью, проституцией, неграмотностью и т.д. Изучение таких проблем именовалось социальными обследованиями. Их авторы руководствовались не столько научными целями, сколько целями привлечения внимания общественности к социальным проблемам, требующим безотлагательных реформ — улучшения положения городских рабочих, строительства ночлежных домов и приютов, увеличения ассигнований на лечение или борьбу с неграмотностью. Английское слово «survey» сначала обозначало не только научное исследование, но также инспекторскую проверку положения дел в какой-либо области, например, на предприятии4. Социальные обследования тесно переплетались с благотворительностью и реформистскими начинаниями по улучшению общества. Государственные чиновники и частные лица занимались сбором статистических сведений. Так, в 1598 г. Джон Стоу описал здания, церкви,
Rossi P.H. The Presidential Adress: Challenge and Opportunities of Applied Social Research // Amer. Sociol. Rev. 1980. Vol. 45. No. 6. P. 890.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995. С. 14.
школы, обычаи елизаветинской Англии. Через два века бедфордский шериф Джон Ховард предпринял обследование тюремных учреждений Англии и Уэльса, подробно проанализировав питание, одежду, труд заключенных, санитарные условия их содержания. Кроме того, он посетил все тюрьмы Франции, Германии, Швейцарии и Голландии и дал их сравнительное описание.
В первой половине XIX в. библиотека социальных обследований насчитывала уже десятки изданий. Особенно много писали о положении промышленного рабочего класса. Один из таких трудов, выполненный на основе личных наблюдений и статистических отчетов фабричных инспекторов, принадлежит Ф. Энгельсу — «Положение рабочего класса в Англии» (1844 — 1845 гг.). Классическое исследование Ч. Бута «Жизнь и труд населения Лондона» оказало серьезное влияние на методологию и тематическую программу социальных обследований в Европе и Америке. Большинство социологических проектов начала XX столетия было выполнено в рамках именно этих канонов. Бут, в частности, ввел в методологию социальных обследований технику картографирования.
В XX столетии социальные обследования стали, во-первых, выборочными, во-вторых, повторяющимися, или лонгитюдными (многократный сбор данных через определенный промежуток времени). Изучению нравов и мнений британцев была посвящена серия крупномасштабных исследований общественных настроений под руководством X. Уилкока «Массовое наблюдение» (1937 г.). Сначала 37 добровольцев производили подробные записи обо всем, что видели и слышали в определенный день — 12 февраля. Затем обследование стало производиться ежемесячно — работали уже больше тысячи добровольцев-наблюдателей, которые изучали общественные настроения в период Второй мировой войны. Тематический репертуар «Массового наблюдения» включал такие сферы общественного сознания, как искусство, наука, кино, религия, потребительские предпочтения, астрология, пацифизм и т.п.
В США социальные обследования связывались преимущественно с инженерной ориентацией и первоначально проводились без какой-либо связи с университетской традицией. Одна из первых разработок такого рода — обследование В. Дюбуа «Филадельфийский негр». В течение 15 месяцев Дюбуа собирал сведения о жилищных условиях, работе, доходах и образовании негров в Филадельфии. Суммарное количество обследованных составило 9 тыс. человек. Это была первая работа по расовой проблематике, открывшая важное направление социальных обследований. Американские исследователи работали в жанре «социального портрета», стараясь узнать как можно больше интересного обо всем. К 1928 г. в США было проведено 154 общих обследования и 2621 специализированное5.
Только в первой четверти XX в., когда в американской социологии победили идеи позитивизма и количественной методологии, социальные обследования — обследования всего на свете, проводимые полудилетантами без строгой ориентации на правила научного метода, — постепенно уступают место социологическими исследованиям, выдержанным в строгих рамках академической науки, узко специализированным и направленным не на изменение общества, а на объективистское описание фактов, измерение переменных и
5 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М, 1995. С. 15-16.
приращение новых знаний. Если автор социальных обследований являл собой идеал гуманиста и реформатора, борца за социальную справедливость и улучшение бедственного положения народных масс, то автор социологического исследования представлял образец академической незаинтересованности, никому не сочувствовал, ни в каких политических партиях не участвовал, никак не выражал своих социальных симпатий и держался подчеркнуто нейтрально.
Рис. 27. Важный шаг в развитии социологии сделали представители Чикагской школы
Важный шаг в развитии социологической науки сделали представители знаменитой Чикагской школы, расцвет которой приходится на 20-е гг. (ее лидером был Роберт Парк). В качестве объектов исследований для чикагских социологов выступали польские эмигранты (У. Томас и Ф. Знанецкий). негры в Чикаго (Ч. Джонсон), бродяги — сезонные рабочие, мигрирующие на Запад (Н. Андерсен), распадающиеся семьи (Э. Маурер), молодежные группировки и банды (Ф. Трешер), еврейское гетто (Л. Вирт), социально-территориальная стратификация города (X. Зорбау), платные танцзалы (П. Крес-си), внутренняя жизнь гостиниц (Н. Хайнер), организованная преступность в Чикаго (Дж. Ландеско), забастовки (Э. Хиллер), община русских молокан (П. Юнг). Чикагские социологи впервые стали систематически использовать такие методы проведения исследований, как включенное наблюдение, неструктурированное интервью, изучение личных документов и т.п. Комплекс многообразных описаний какого-либо фрагмента городского сообществе получил название case study — исследование случая. Этот метод напоминав сенсационное журналистское расследование. Парк придавал исключительное значение информации, полученной из первых рук. Он был убежден, чтс социолог — это очень аккуратный, ответственный и научно подготовленные репортер. В основе case study лежит неструктурированное интервью. Онс часто использовалось работниками социального обеспечения и психологами, но в массовых опросах предпочитались «вопросники», подлежащие кодированию. Р. Лайкерт, П. Лазарсфельд, Р. Мертон и П. Кендалл изучали с помощью неструктурированного интервью установки, потребительское поведение и массовую коммуникацию6.
Именно чикагская школа осуществила переход от case studies к научном} социологическому анализу с использованием методов экспериментально^^ проверки гипотез. Эта линия получила развитие уже в Колумбийской социологической школе. Окончательно статистические методы в инструментари!-социологических исследований возобладали в 1940-е гг. В 1941 г. вышел первый учебник статистики для социологов7; стало придаваться большое значение оценке репрезентативности данных. Case studies отошли на второй план а эталоном стал планируемый эксперимент (Д. Кэмпбелл), репрезентативность данных, научный метод в выборочном исследовании. Восприняв ма-тематико-статистический аппарат, социология восприняла и нормы экспе риментальной науки. Наибольший вклад в это внесли эксперименты пс шкалированию установки, которые впервые были осуществлены Э. Богар-дусом и Ф. Оллпортом в 20-е гг.
Таким образом, эпоха социальных обследований, продолжавшаяся почта 350 лет, сменилась эрой социологических исследований, построенных по ака демическим канонам. Но продлилась она всего полвека — в конце XX в. мод ными опять стали качественные методы и case study. He только отечествен ные, но и зарубежные социологи заговорили о кризисе количественной ме тодологии и строгих академических канонов, которые намеренно усложняю" измерение, по существу не решая ни одной серьезной проблемы. Вновь в мод1. вошли междисциплинарные исследования, охватывающие комплекс про
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебны
заведений. М, 1995. С. 18.
Hagood M. Statistics for sociologists. N.Y., 1941.
блем — социально-политических, экономических, правовых, этических и др. Возможно, в конце XX в. мы наблюдаем повторение того, что происходило в конце XIX в., но только на качественно более высоком уровне.
Обобщая сказанное, можно отметить, что различие между двумя видами исследования выражается, кроме того, в следующем:
♦ социальное обследование— это изучение одного случая (предприятия, общины, города, группы);
♦ социологическое исследование— это изучение многих случаев, их статистическое обобщение и сравнение.
Социологические исследования отличаются от социальных обследований по цели и методам: в первом случае целью выступает научное знание и больше всего ценится достоверность, во втором — полезная для практики информация, а самым ценным качеством является злободневность, оперативное реагирование на появившиеся проблемы. В социальных обследованиях, в частности в массовых опросах, даже самая качественная информация не приносит пользы, поскольку быстро устаревает и теряет ценность. Затрачиваемое на них время — рекордно короткое: от нескольких дней (иногда часов) до нескольких недель. Напротив, на проведение социологического исследования, особенно крупного, уходят иногда многие годы. В результате данными массовых опросов интересуются больше теле-, радио- и газетные журналисты, а результатами социологических исследований — издатели академических журналов. Критерии качества информации в том и другом случаях также различаются. В массовых опросах знание считается качественным до тех пор, пока оно не опровергнуто новыми данными, в академическом исследовании знание считается качественным, если оно подтверждено (повторено) новыми данными.
Современные разновидности социальных обследований — опросы общественного мнения (в особенности мнения избирателей), маркетинговые исследования и case study — получают признание (и финансирование) лишь в том случае, если они вызывают интерес общественности или правящих кругов. В таком случае появляется еще один разграничительный признак:
♦ социологическое исследованиеограничено четко поставленными гипотезами и в нем используются строгие методы обоснования научного вывода;
♦ в социальном обследованиигипотезы выдвигаются редко, а требования к чистоте научного метода предъявляются самые мягкие.
В первом случае никакого произвола при интерпретации данных не допускается, стратегическую линию размышлений ученого задает первоначально созданная теоретическая модель, которая опирается на всю совокупность предшествующих научных данных. Во втором случае эмпирические факты и процентные распределения интерпретируются журналистами как угодно, часто под определенным политическим углом зрения, которого придерживается данная газета.
В отечественной социологии послевоенного периода подавляющее большинство (приблизительно 50—60% всех исследований) следует квалифицировать как социальные исследования, направленные на решение практических и прикладных проблем. Еще 30—40% можно считать промежуточным типом, в котором сочетаются признаки эмпирического и прикладного социологического исследования. Хотя в них ставятся гипотезы, понятия переводятся в переменные, приводится обоснование выборки и методов исследования, применяются математические процедуры, главной целью яв-
ляется практическое решение социальных проблем. И только небольшо] процент (возможно 5—10%) отечественных исследований соответствую признакам чисто эмпирического фундаментального исследования, в кото рых основной целью ставится прирост нового знания.
В течение четверти века, в 60—80-е гг. в стране предпринимались попытк; разработать методологию фундаментального эмпирического социологическое исследования. В «Социсе» публиковались статьи и выходили специальны монографии по применению в социологии изощренных методических опера ций и математических методов. Однако отсутствие систематического социо логического образования в вузах не позволило воспитать поколения академи ческих социологов. Попытки так и остались попытками, не переломив обще тенденции в сторону развития социальных исследований. В 90-е гг. прекра тилось и без того слабое государственное финансирование фундаментальны исследований. Практически все исследования были переведены в плоскост социальных и прикладных, финансируемых частным капиталом или полити ческими партиями.
Соответственно двум типам исследования некоторые методологи, в toi числе Г. Зеттеберг и К. Диксон, предлагают различать два типа теориг 1) социальная теория,которая является гуманистическим, ценностно нагру женным построением, 2) социологическая теория,которая строится на ос нове эмпирических обобщений8. Однако и социальные, и социологически исследования часто опираются на одну и ту же базу — на данные социаль ной статистики.
♦ ♦ ♦
Хотя нам в какой-то степени удалось разобраться в том, чем социально исследование отличается от социологического, на практике их продолжаю часто смешивать. С одной стороны, от этого выигрывают как социология, та и те родственные дисциплины, на пересечении с которыми возникает эт самое поле социальных исследований, расширяя свой кругозор, свои амби ции, вербуя сторонников и адептов. С другой — это приносит немалый вре/ о чем с сожалением пишет М.Н. Руткевич: «Неопределенность в понимани предмета социологии находит непосредственное выражение в отождествле нии конкретных (прикладных, эмпирических) социальных исследовани (которые можно понимать в любом смысле) и конкретных (прикладны> эмпирических) социологических исследований. Тенденция именовать лю бое социальное исследование (проведенное, скажем, экономистами отдел НОТ на заводе в цехах упорядочения оплаты труда бригад либо социальны ми психологами вуза по договору с предприятием в целях изучения и улуч шения психологического климата в цехе) социологическим вовсе не безобид на: все недостатки в подготовке и проведении такого рода исследований «за писываются» тем самым на счет социологии и социологов»9.
8 Zetterberg H.L. On Theory and Verification in Sociology. Totowa, N.Y.: Bedminster Press, 1963; Dixc Keith. Sociological theory. Pretence and Possibility. L.-Boston: Routledge and Kegan Paul, 1973. Руткевич М.Н. О значении и структуре теоретического уровня социологических исследований , Социологические исследования. 1984. № 2. С. 18.