Современный период развития социологии
Неомарксизм или «западный марксизм» представляет собой течение западной социально-философской мысли, представители которого, интерпретируя философию Маркса в духе фрейдизма, «философии жизни», экзистенциализма и структурализма, выступают с критикой позитивистского истолкования марксизма теоретиками II Интернационала. Основоположниками неомарксизма считаются Лукач и Корш.
В результате усвоения переработки идей Дж.Мида, развились современные концепции символического интеракционизма. Его главный тезис: социология имеет своим объектом исследования процесс символического взаимодействия-интеракции индивидов в обществе, понимаемы как «система коммуникаций и межличностного общения».
В символическом интеракционизме широко использовались эмпирические методы сбора социологических данных, обработки и анализа, совершенствовались социометрические методы исследования. Наиболее значимым является метод включенного наблюдения, так как он тесно увязан с установкой последнего на одновременное исследование символов, действий, совокупности значений.. Изучение личных документов позволяло проникать в субъективный мир индивидов, интепретировать социальную реальность через их субъективный опыт. Личные документы делают доступным для изучения все аспекты социального процесса, которые недоступны в ходе опроса.
Также широкое распространение получает концепция технологического детерминизма (или футурология), с точки зрения которой индустрия, средства производства, техника, технология, информатика, науки представляют собой единственный решающий фактор, жестко и непосредственно определяющий основные черты и особенности развития общества на современном этапе.
Толкотт Парсонс (1902—1979), выдающийся аме риканский социолог, основоположник системно-функционального подхода, оказал огромное влияние на раз витие социологии как теоретической науки своими тру дами, среди которых важнейшими являются «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Система современных обществ» (1971).
На социологические взгляды Парсонса наибольшее влияние оказали идеи М. Вебера и Э. Дюркгейма. У Дюркгейма Парсонс заимствовал представление о со циальной системе как особом типе реальности, несво димом к простой совокупности составляющих ее индивидов, и о функциональном характере взаимосвязи эле ментов системы. Что касается Вебера, то его влияние сказалось в понимании роли социального действия ин дивидов, их ценностной мотивации в формировании со циальной системы.
Социальная система состоит из отношений между деятелями и интеракциями. Мельчайшей единицей системы, согласно Парсонсу, является роль, то есть тот структурный фрагмент ориентации деятеля, который определяет и конституирует его участие в интерактив ном процессе. Поэтому «социальная система — это система действий индивидов, принципиальными меха низмами которых являются роли и констелляции ро лей. Это система дифференцированных действий, организованных в систему дифференцированных ролей. Внутренняя дифференциация, которая составляет фун даментальное свойство всех систем, требует интеграции... Когда множество индивидуальных деятелей на уровне каждого ориентировано в ситуации на удовлет ворение ряда потребностей... возникает проблема рас пределения: проблема того, кому что получать, кому что делать, проблема способов и условий действий... Без решения этой проблемы не может быть социальной системы» 1 .
Это определение уже выводит нас к проблеме социальной интеграции и к проблеме распределения благ и ролей. Согласно теории Парсонса, любая социальная система обладает четырьмя атрибутивно присущими ей функциями: адаптации, целедостижения, воспроиз водства и удержания образца, интеграции. Интегра- тивная функция служит сохранению социетального единства. Структурными компонентами системы, обеспечивающими выполнение ею интегративной функции, являются социальные нормы. Они организуют социальный порядок. Категория социального порядка у Парсонса, в сущности, является уже категорией соци ологии права. «Ядром общества как системы, — пи шет Парсонс, — является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь популяции» 2 .
1 Parsons Т ., Shils E.A. Toward General Theory of Action. Cambridge , Mass . , 1951. P . 23.