Е занятие (семинар). Массовая информация как продукт системы журналистики

1. Подсистема производства и распространения массовой информации: социально-психологический и профессионально-творческий портрет журналиста; методы творческой деятельности журналиста.

2. Информационный поток (массовая информация) как главный элемент системы журналистики: действительность и отраженная действительность; информация - текст - жанры; дискретный характер информационных потоков.

3. Каналы распространения массовой информации: система СМК; особенности печати, радио, телевидения, интернета и др.; инфраструктура для СМК: информационные агентства, пресс-службы, интернет-сайты; типология СМК.

ЛИТЕРАТУРА: Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.,1975; Коган В.З. Теория информационного воздействия. Новосибирск, 1991; Коренной А.А. Информация и коммуникация. Киев, 1986; Мучник В.С. Человек и текст. М., 1986; Типология периодической печати. М.,1995; Методы журналистского творчества. М.,1982; Система средств массовой информации в России. М.,2001; Воронцов Ю.В. К вопросу о структуре коммуникационного потока//Проблемы семиотики: теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовых коммуникаций. М.,1975. С.22-35; Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.,1978; Шибаева Л.В. Жанры// Пособие для работников редакции. Астрахань, 1999; Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М., 1999; Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.,2002; Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.,2000.

Е занятие (семинар). Журналист - аудитория - общественное мнение

1. Подсистема потребления массовой информации: аудитория как потребитель массовой информации; социологический портрет аудитории; психологический портрет аудитории; дифференциация аудитории и типология СМК.

2. Как складывается общественное мнение: отражать или формировать; социальные действия аудитории.

3. Подсистема обратной связи в журналистике.

4. Влияние идеологического фактора и фактора интереса на типологию СМК.

5. Культурно-образовательный фактор и качество СМК.

ЛИТЕРАТУРА: Алексеев Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988-1997)/ Телескоп: СПб. 1999. +3; Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М.,2001; Система средств массовой информации России. М.,2001; Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.,2002; Горшков М.К. Общественное мнение. М.,1988; Фомичева И.Д. Провинциальный читатель в России. М.,1992; Прохоров Е.П. Проблемы эффективности журналистской деятельности. М.,1987.

Примерный образец вопросов

для тестирования по дисциплине «Основы журналистики»,

Курс

1. По расчетам ЮНЕСКО на каждую тысячу населения должно приходиться, сколько экз. газет?

Варианты ответов (ошибочные зачеркните)

150-200 экз.

200-250 экз.

300-350 экз.

Наши рекомендации