Модуль 1. формирование социологического знания, категории и методологические проблемы социологии

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

План лекции (1 час)

1. Формирование социологии как науки. Объект и предмет социологии.

2. Место социологии в системе социальных наук.

3. Социологическая теория и ее основные уровни.

4. Функции социологии.

Литература: 1, 3, 6, 10, 34, 51, 52.

План семинарского занятия (1 час)

1. Специфика объекта и предмета социологии.

2. Основные социологические категории (социальная группа, социальный институт, социальная организация и др.).

3. Уровни социологического знания.

4. Социологическая перспектива. Социологическое воображение.

5. Основные направления современных социологических исследований.

Задания для СРС:

1.Подготовьте презентацию по вопросам темы занятия.

2.Практическое задание:Сформулируйте определение следующих ключевых понятий:

Социология – это наука____________________________________________________

Объект социологии – это __________________________________________________

Предмет социологии – это _________________________________________________

Функции социологии: _____________________________________________________

Задания для СРСП

Ознакомьтесь и проанализируйте приведенные ниже определения, выявите их общие черты и особенности, выберите то из них, которое, по Вашему мнению, позволяет более отчетливо уяснить, что представляет собой социология и каковы ее возможности в изучении, объяснении и изменении общества.

Определение понятия «социология»

Автор Содержание понятия
М. Вебер Социология… есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым казуально объяснить его процесс и воздействие
Э.Гидденс Социология - это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Это ослепительное и захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений на улице до исследований глобальных социальных процессов.
П.А. Сорокин Социология – это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных.
Н. Смелзер Социология – это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа.

Вопросы:

1. Найдите лишнее название науки в следующем ряду: математика, психология, социология, химия, философия;, история, геофизика, социология, этнография. По какому принципу организован ряд в первом случае, по какому во втором?

2. В 19 веке О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину знаний – выше математики, физики и биологии. А на какое место поставили бы вы современную социологию?

3. Как вы понимаете высказывание Ч.Р. Миллса: «Первый урок социологии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи»?

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

План лекции (1 час)

1. Институционализация мировой социологии.

2. Классический этап социологии.

3. Натуралистическая концепция развития общества и социологизм Э. Дюркгейма

4. Понимающая социология М. Вебера.

Литература: 1, 2, 3, 6, 13, 18, 22, 41, 42, 43.

План семинарского занятия (1 час)

1. Основные этапы исторического развития социологического знания.

2. Позитивистская доктрина О.Конта

3. Учение Э. Дюркгейма о социальных фактах и социологическом методе

4. Вклад в развитие социологической теории Г.Зиммеля.

5. Социологические идеи К.Маркса.

Задания для СРС:

Практическое задание:Провести анализ исторических, социально-экономических и политических факторов формирования социологии как науки.

Задания для СРСП

Работа с таблицей: приведите в соответствие авторов и содержание известнейших концепций (теорий) в социологии:

Автор теории Название концепции (теории) Содержание теории
О. Конт    
Г. Спенсер    
Э. Дюркгейм    
М. Вебер    

Защита и оппонирование докладов:

1.Социальные воззрения Огюста Конта. Социальная статика и динамика.

2.Классики зарубежной социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер.

3.Социологические воззрения К. Маркса

Вопросы:

1. Какова роль в развитии социологии социально-философских учений древности (Древний Китай, Древняя Индия)?

2. Как можно определить вклад в развитие науки об обществе, внесенный мыслителями античности?

3. Какими объективными причинами было вызвано быстрое развитие социальных учений и возникновение социологии как науки в середине и во второй половине прошлого века?

4. В чем сущность эволюционно-органицистского направления в социологии?

5. Что такое социальная солидарность и какие ее виды анализирует Э. Дюркгейм?

Наши рекомендации