Анализ методов социологического исследования
Для сбора данных существует много методов, которые можно свести к некоторым основным.
1. Наблюдение - это прямая регистрация событий исследователем, непосредственное восприятие социальной действительности. Обычным является так называемое контролируемое наблюдение, когда ученый использует специальные средства, позволяющие фиксировать разнообразные проявления и стороны наблюдаемой ситуации (карточка наблюдения и т. п.).
2. Анализ документов - документом в социологии называется официальная и неофициальная информация, зафиксированная тем или иным способом (протоколы собраний, газетные публикации, автобиографии, листки учета кадров, истории болезни, библиотечные формуляры, письма, предсмертные записки, тексты законов, кино-фото-материалы и т. п.).
Документы подвергаются качественному и (или) количественному анализу, в результате чего удается получить достоверную информацию.
З. Опрос- это метод, при котором люди (респонденты) отвечают на вопросы, предложенные исследователем. Опросы бывают письменными, проводимыми с помощью анкет, и устными (интервью).
4. Тесты - представляют собой кратковременные испытания, с помощью которых измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности; психические отношения и состояния в группах, и т. п.
Каждая их этих 4-ех основных групп методов обладает своими достоинствами и недостатками. Наблюдение дает живую, яркую информацию, но она часто не очень надежна, поскольку наблюдатель неизбежно субъективен. Он наблюдает через «очки» собственных ценностных установок и ориентаций, привычек и склонностей. События прошлого вообще не поддаются наблюдению, а в массовых событиях наблюдатель видит только малую часть того, что происходит, а отсюда неизбежны искажения информации вследствие ее односторонности. Анализ документов, наоборот, дает очень надежную, но сухую информацию. Главный же недостаток состоит в том, что в документах почти не отражается процесс человеческой деятельности. Видны, в основном, лишь ее результаты.
Наиболее распространенный способ сбора данных - опрос посредством анкет или интервью. Уникальность этого способа состоит в том, что он позволяет получить информацию о внутреннем мире людей, их склонностях, мотивах, мнениях.
Проведению любого опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.
Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но прежде всего как способ фиксации категорий анализа.
Опрос как специфический акт коммуникации между интервьюером и респондентом должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:
1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.
2. Респондент заинтересован в опросе.
З. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит то, что думает на самом деле).
4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.
5. Вопрос не содержит в себе несколько подвопросов.
6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.
7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических грамматических нормативов.
8. Формулировка вопроса соответствует уровню культуры респондента.
9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.
10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.
11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.
12. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.
13. Вся система вопросов и ответов достаточна, чтобы получить тот объем информации, который необходим для решения исследовательских задач.
Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) когда респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее собеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.
Анкета включает в себя:
1) преамбулу (в ней указывается, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой);
2) «паспортичку» (вносятся те данные о респонденте, необходимость которых обусловлена исследовательской программой);
3) опросный лист.
В анкете можно и нужно ставить:
1) не только программно-тематические, т. е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
2) как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позицией других людей) вопросы;
З) вопросы-«крючки», ставящиеся для того, чтобы респондент клюнул, т. е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
4) вопросы-«фильтры», позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, ту их часть, мнение которой по следующему за «фильтром» вопросу представляется либо особо ценным, либо, наоборот, не очень важным;
5) контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов;
6) вопросы-«ловушки», являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
7) наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;
8) дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа «да- нет»);
9) вопросы-«меню», т. е. вопросы с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
10) вопросы-«диалоги», ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
11) шкальные вопросы, т. е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
12) табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
13) закрытые вопросы, т. е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;
14) открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
15) полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа (респондент; не удовлетворенный ими, может дописать свой вариант).
Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме «меню», шкал, таблиц и дихотомий, более удобны для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.
Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.
Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе «ловушек») не освобождает ее составителя от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе «от общего к частностям», при этом последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом - «от частностей к общему».
Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:
а) вопросов без ответов при нем практически не бывает;
б) неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;
в) имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;
г) получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.
Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов, для начинающих социологов он представляет немало трудностей, так как требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.
Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенностью которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки («путеводителя») с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.
Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.
Только опытные социологи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервью. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.
Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, сколько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.
Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:
а) однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал);
б) в межличностной (интервьюер - респондент), личностногрупповой (группа интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов) и группо-групповой форме (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов).
Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и иных отношениях. Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования. Разведывательные, свободные, фокус-групповые и некоторые другие интервью под силу только социологам экстра-класса.
Кроме анкетирования и интервьюирования как самых распространенных видов опросов существуют также: прессовый, почтовый, телефонный, факсовый опросы, телевизионный экспресс-опрос, референдумы, плебисциты, и иные общенародные голосования, а также экспертные опросы.