Закономерности формирования религии как социального института

Религия является необходимым составным элементом обществен­ной жизни, в том числе и духовной культуры общества. Ее главная функция состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исто­рически изменчивые, преходящие, относительные стороны его бы­тия и возвышать человека до чего-то абсолютного, неизменного, веч­ного. Выражаясь философским языком, религия призвана укоре­нить человека в трансцендентное (то есть находящееся «по ту сторону» человеческого опыта). В обществе как социокультурной си­стеме

религия придаёт ценностям, идеалам, нормам и об­разцам поведения абсолютную ценности, в той или иной мере обеспечивает их независимость от исто­рически преходящих пространственно-временных параметров чело­веческого бытия.

Кроме того, каждая религиозная группа в какой-то мере ощущает себя избранной, отличающейся от основной массы людей. Часто из этого ощущения вырастает вера, что данная группа находится в согласии или единстве с Богом. В про­шлом евреи верили, что обрели единение с Богом, теперь в это верят мормоны. Такое ощущение избранности нашло на­илучшее выражение в официальном названии церкви мормо­нов – «Церковь Иисуса Христа святых последнего дня». Лю­бого крещеного члена церкви мормонов – каждого, кто имеет особые обязательства перед Богом, – считают «святым по­следнего дня». Такое определение не относится ко всем тем, кто к этой церкви не принадлежит.

В первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни, а со­вершение культовых обрядов еще не выделялось в самостоятельный вид деятельности.

Как отмечается в этнографической литературе, у австралийцев, задержавшихся на примитивной стадии развития, не было профессионального духовенства.

По мере усложнения общественной жизни начинают выделяться специалисты по прове­дению культовых действий.

колдуны, шаманы и т. д. В Малайзии, где уровень развития был выше, чем в Австралии, уже выделились жрецы-профессионалы, которых еще не следует характеризовать как особый социальный слой, а только как своеобразную профессио­нальную группу, занятую однотипным видом деятельности.

На стадии зарождения системы общественной организации руководители родоплеменных структур играли ведущую роль и в религиозной жизни общины.

Как отмечает немецкий историк Иоанн Баховен, в Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верховным жрецом.

Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована.Все наиболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровожда­лись совершением культовых действий. Сохраняется совпадение религиозной и социальной общности.

Становление раннеклассового общества выдвинуло на передний план задачу по обеспечению регулиро­вания помыслами и поведением людей в интересах правящих классов, доказательства сверхъестественного происхождения влас­ти правителей. Стали формироваться относительно само­стоятельные системы культовых действий – богослужение и вместе с ним организация служителей культа – жреческие корпорации. Они представляли собой особое сословие.

В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит неодинаково. В одних странах жреческое сословие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области и передающих свое знание и социальное положение по наследству. В других странах это сословие образует замкнутую касту, за­нимающую господствующее положение в общественной жизни. И на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института. Здесь еще осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономи­ческой деятельности, государственно-правового регулирования и культовой практики. В раннеклассовых обществах храмы были соб­ственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определенной степени является составной ча­стью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого богатства создает основу для его автономии в рамках государства, превращает жречество в своеобразное «государство в государстве».

Жрецы сыграли определяющую роль в станов­лении государственной правовой системы общества. Это во многом обусловлено тем, что жрецы были самым образо­ванным слоем раннеклассовых обществ.

Однако, ведущая роль жрецов определялась не только этим, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассового общества играл сакральный элемент. Государ­ственно-правовая регламентация в этих обществах являлась состав­ной частью культовой системы. Социальное регулирование носит синкретическую форму, включающую в себя наряду с моральным ха­рактер религиозного и государственно-правового регулирования.

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и соци­альных институтов, связанное также с усложнением религиозного со­знания и культовой деятельности, приводит к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отноше­ний и институтов.

Постепенно вместе с самоопределением других над­строечных систем происходит самоопределение религиозной системы.

Важнейшей целью религиозных организаций является норма­тивное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: выработки систематизиро­ванного вероучения, разработки систем его защиты и оправдания, ру­ководства и осуществления культовой деятельности, контроля и осу­ществления санкций за исполнением религиозных норм, ведения свя­зей со светскими организациями, государственным аппаратом и т. д.

Институализации религии способствовало выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих, – служителей куль­та. Они становятся во главе религиозных институтов и со­средоточивают в своих руках всю деятельность по производству, транс­ляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют со­бой сложную централизованную и иерархизированную систему – церковь.Её внутренняя структура представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных сис­тем. Чётко разделяются управляющая и управляемые системы. Первая включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, уп­равляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществ­лять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организа­ционно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различ­ного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органа­ми религиозных объединений, между священнослужителями раз­личных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

Церковь как организацию, в отличие от жреческого сословия, нельзя рассматривать как часть чиновничьего аппарата. Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества, действующую наряду с другими политическими и идеологическими силами.

Включение церкви в социальную систему осуществляется в основном через политико-идеологическую сферу, где складывается особый тип взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для внедрения религиоз­ной идеологии в массы и тем самым способствует упрочению ее поло­жения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народным массам определенные стандарты поведения и мышления, стремится затормозить процесс становления классового сознания трудящихся, приглушить их недовольство против угнетателей. Классической формой функционирования надстроечной системы подобного типа является средневековый феодализм. Здесь религи­озная организация – церковь – была непосредственно связана со своей социальной и государственной структурой. Таким образом, церковь как социальный институт выступает в качестве носителя политической власти и одновременно в качестве субъекта собствен­ной власти. Собственную власть церкви следует определять как иде­ологическую власть церкви.

Идеологическая власть церквиесть превращенная форма политической власти класса, а реализация церковью своей власти есть не что иное, как один из способов осуще­ствления классом политической власти.

Идеологическая власть церкви приобретает относительно самостоятельный характер, внешне независимую от политической власти форму. Причем эта не­зависимость временами бывает столь значительной, что создает ил­люзорное представление о полной независимости церковной власти от всего «земного», ее божественной сущности. Это иллюзорное представление культивируется церковью, активно распространяет­ся религиозными идеологами.

Наши рекомендации