Функции социального института

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.

Общие функции:

§ Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

§ Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

§ Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

§ Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

16.понятие социального процесса. Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Люди учатся, производят продукты, распределяют и потребляют их, принимают участие в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных процессах.
Субъекты социального процесса - социальные институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), социальные общности Основание соц.процесса- соц.изменение (изменение обществ.устройства).
Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам классифицировать основные социальные процессы: кооперация, конкуренция (соперничество), приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация. Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко – вместе и операри – работать. Кооперация может протекать в диадах (группах, состоящих из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальных слоях или обществе). Кооперация – объединение большого количества людей, вместе работающих в крупных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через общественные организации, и т.д. Конкуренция – это борьба между людьми, объединениями людей или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены (это могут быть деньги, власть, статус, и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.Ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к .разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двусторонний процесс, в котором есть возможности для проникновения элементов одной культуры в другую пропорционально численности, общественному положению и престижу носителей обеих культур.Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация формировалась посредством биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.)

17.экономическое учение аристотеля. Наиболее крупной фигурой среди представителей экономической мысли античного мира является ученик Платона – Аристотель (384–322 гг. до н. э.).Он, как и названные выше два античных философа, был сторонником рабовладельческого общества и, как и они, разрабатывал проект идеального государства. Граждан Греции он делил на пять групп (классов):

земледельческий класс,

класс ремесленников,

торговый класс,

наемные работники,

военные.

Рабы не включались им ни в один из перечисленных классов; он не считал их гражданами. Деление общества на рабов и свободных людей Аристотель рассматривал в качестве закона природы.

Хозяйственную деятельность Аристотель относил либо к экономике, либо к хрематистике.

Экономика (экономия), по Аристотелю, это – создание «истинного богатства», накопление потребительских стоимостей. Эта деятельность является важнейшей и почетной; заслуживает одобрения и уважения, поскольку она удовлетворяет насущные жизненные потребности человека. Экономика как наука представляет собой изучение путей развития натурального хозяйства, создающего потребительские стоимости.

Хрематистика – искусство «делать деньги», искусство использовать и распоряжаться имеющимся, запасаться необходимым, создавать состояния, накапливать денежные богатства посредством крупных торговых сделок, перепродажи, спекуляции, ростовщических операций. Такую деятельность Аристотель называл противоестественной; делание денег он рассматривал как противоречащую интересам натурального хозяйства. Он осуждал ростовщичество, считая его противным человеческой природе, справедливо вызывающим у людей ненависть. Правда, Аристотель признавал хрематистику как накопление запасов в количестве, необходимом для ведения хозяйства.

Аристотель (вслед за Ксенофонтом) отмечал наличие у товара двойного назначения: он используется для удовлетворения какой-то потребности и может применяться для обмена. Иными словами, товар рассматривался как единство потребительной и меновой стоимости.

Анализируя обмен товаров, Аристотель обратил внимание на то, что для обмена необходимо, чтобы товары были равными. «Гений Аристотеля, – писал К. Маркс, – обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства».

18.законы развития общества. Законы развития общества — это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного фактора в историческом процессе и т.д. Само определение законов истории порождает вопрос: аналогичны ли они законам природы или у них есть своя специфика и если да, то в чем она заключается? Разумеется, между этими законами имеется нечто общее: и те и другие отвечают всем характеристикам понятия закона, т.е. вскрывают необходимое, существенное в явлении: как таковые, они действуют объективно. Специфика же общественных законов, во-первых, состоит в том, что они возникли вместе с возникновением общества и потому не вечны. Во-вторых, как уже отмечалось, законы природы происходят, в то время как законы развития общества делаются; ведь они «должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату — холодному, жаркому или умеренному, качествам почвы, ее положению, размерам, образу жизни ее народов — земледельцев, охотников или пастухов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются» . В-третьих, это показывает их более сложный характер, связанный с высоким уровнем организации социума как формы движения реальности. Мир разумных существ управляется далеко не с таким совершенством и с такой точностью, как мир физический: хотя у него и есть свои специфические законы, он не следует им с той неукоснительностью, с которой физический мир следует своим законам. Причина этого в том, что отдельные разумные существа, обладая свободой воли и своеволием, могут заблуждаться и поэтому могут и не соблюдать, нарушать (вольно или невольно) законы общества. Следствием нарушения, например, экономических законов может стать состояние разрухи и хаоса. В истории человечества немало примеров политического авантюризма, который всегда находится в кричащем противоречии с объективными законами истории . В-четвертых, историк имеет дело с тем, что уже свершилось, и не может знать, сколько реальных возможностей упущено. Ему кажется, коль именно данное событие свершилось, то оно и есть закономерное. Он склонен отказывать произошедшему в случайности. В физическом же мире, природе законом считается то, что постоянно повторяется. В истории все уникально, нет повторений, как в жизни: каждое мгновение ново, небывало и своеобразно. Каждое из них ставит новые задачи, а, стало быть, требует новых ответов. В-пятых, в жизни и развитии общества значительно больший удельный вес и место имеют статистические законы: в исторических событиях очень многое подвластно случайности.

Наши рекомендации