Разновидности метода наблюдения

Они классифицируются по нескольким основаниям: по степени формализованности (структурализованное и неструктурали- зованное), в зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации (включенное и невключеное), по месту проведения, условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное), по регулярности проведения (систематическое и несистематическое).

Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Неструктурализованное наблюдение встречается преимущественно в разведывательных, поисковых социологических исследованиях.

Если исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, открывается возможность проведения структурализованного наблюдения. Этому типу наблюдения отвечает высокая степень стандартизации, для фиксации результатов используются специальные документы бланки, достигается известная близость данных, получаемых ра-зличными напюдателями.

Обрлшение к структурализованному наблюдению плодотворно при иследовании вопросов проведения собраний. В нем могут решаться задачи, связанные с определением состава выступающих и содержания выступлений, с изучением реакции аудитории на сообщаемую информацию и анализом процесса принятия решения, с выявлением организационных характеристик собрания. Документация для записи происходящего включает девять различных бланков, соответствующих этапам любого собрання, митинга:

1) общая характеристика мероприятия;

2) ситуация непосредственно перед началом акции;

3) организационный период;

4) карточка докладчика, выступающего:

5) реакции участников на доклад, выступления;

6) общая ситуация во время прений, выступлений;

7) ситуация во время принятия проекта решения;

8) ситуация во время принятия поправок и дополнений к проекту решения;

9) ситуация после окончания собрания, митинга.

Иногда для удобства некоторые бланки могут быть объединены в единый документ. Далее выделяются значимые элементы поведения участников мероприятия: положительное отношение к сообщаемой информации (одобрительные реплики, аплодисменты и т.п.); отрицательное отношение к сообщаемой информации (неодобрительные реплики, возгласы, свист, захлопывание и т. п.); наличие интереса аудитории (требование дополнительной информации, вопросы к выступающему, разговоры, связанные с обсуждаемым вопросом); отсутствие интереса к сообщаемой информации (разговоры на посторонние темы, занятие посторонними делами). Наблюдая ту или иную реакцию участников собрания, проявление значимого момента ситуации, наблюдатель фиксирует, от кого эта реакция исходила. Для этого предусматривается выделение следующих элементов объекта наблюдения: 1) руководство собранием, митингом; 2) большинство участников: 3) примерно половина участников: 4) меньшинство: 5) несколько человек; 6) один-два человека.

Приведем пример того, как могут выглядеть некоторые документы, фиксирующие результдты ндблюдения выступлений на собрании. (таблица 4)

Карточка регистрации реакции аудитории на выступление

Типы реакции: код

1. Одобрительные реплики, возгласы, аплодисменты, 30

2. Неодобрительные реплики, возгласы, замечания и т.п. 31

3. Требование дополнительной информации 32

4. Разговоры, связанные с темой выступления 33

5. Вопросы к выступающие во время и по окончании

выступления 34

6. Нейтральное отношение (отсутствие реакции) 35

7. Призывы к соблюдению порядка 36

8. призывы к соблюдению регламента 37

9. Рдзговоры, тему которых определить невозможно 38

10. Постоянные рдзговоры 39

11)Занятие посторонними делами (чтение и т. д.) 40

III Карточка рагистрации общей ситуации во время выступлений

41 - президиум призывал участников собрания к актнвности

42 - президиум сдерживал активность участников собрания

Наблюдение по описанной методике может осуществляться одновременно двумя-тремя наблюдателями, полученные результаты сравниваться и при необходимости усредняться.

Качество регистрации фактов поведения зависит от уровня подготовленности наблюдателей. Их подготовку начинают с того, что знакомят с целью исследования, с основными структурными элементами предмета анализа, подлежащими наблюдению и регистрации. После этого наблюдатели проходят тренировку на имитационной группе, аналогичной той, которую предстоит наблюдать. В соответствии с качеством регистрации фактов при испытании принимается решение о пригодности или непригодности кандидата на роль наблюдателя.

Включенным (участвующим) наблюдением называется такой его вид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы, коллектива; в других - наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей. В зависимости от специфики наблюдаемой ситуации и исследовательских задач строится конкретная система отношений наблюдателя и наблюдаемых.

В качестве примера первой разновидности включенного наблюдения можно привести исследование, проведенное В. Б. Ольшанским, в течение нескольких месяцев работавшим на одном из заводов в бригаде слесарей- сборщиков. Он изучал жизненные устремления молодых рабочих, нормы коллективного поведения, систему неофициальных санкций к нарушителям, неписанные "можно" и "нельзя". При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования, проведенного социологами в период осуществления включенного наблюдение, была получена ценная информация о процессах, происходящих в производственном коллективе, о механизме становления "группового сознания".

Полностью наблюдение позволяет рассматривать исследуемое явление как бы изнутри. Но есть и принципиальная ограниченность метода. Логика обстоятельств зачастую побуждает наблюдателя смотреть на происходящее глазами его очевидцев, в результате чего возникает опасность утраты наблюдателем роли активного, объективного подхода к изучаемому процессу. Трудны и некоторые этические моменты. Скажем, каковы границы, дальше которых недопустимо инкогнито изучать человеческие отношения?

Плодотворность другой разновидности включенного наблюдения показана И. А.Ряжских, изучавшим организацию труда в коллективе строителей. Задачи, стоявшие перед исследователем, - изучить особенности процедуры приема нового человека в состав бригады - обусловили отказ от принципа анонимности наблюдения. Но и публичная форма наблюдения дала возможность вскрыть и изучить многие моменты, сдерживающие широкое распространение новой формы организации бригадного труда.

Представляет интерес и в методологическом, и в методическом отношениях линия поведения ленинградского социолога А. Н. Алексеева, мчогие годы осуществлявшего включенное наблюдение в различных производственных коллективах и ситуациях. В начале 70-х годов им было проведено небольшое участвующее наблюдение, итогом которого стал четкий вывод о системе поведения исследователя, находящегося внутри изучаемого им сообщества. "Участвующий наблюдатель, - пишет А. Н. Алексеев, - не должен "играть" кого-то другого, его психологическая задача скорее должна состоять в том чтобы быть самим собой в любой обстановке"."

Опыт наблюдения позволил сформулировать такую методическую рекомендацию: "Хочешь побольше-узнать поменьше спрашивай". Не спровоцированная направленным вопросом реплика нередко оказывается информативнее интервью. А вот чрезмерная любознательность наблюдателя разрушает естестеенность обстановки.

Развитие н углубление выбранной линии поведення привели А. Н. Алексеева к формированию новой стратегии деятельности включенного наблюдателя, названной им "наблюдаемым участием". Ее специфическая черта - активность наблюдателя в освоении, познании среды. Исследование социальной реальности осуществляется не только в естественной обстановке, но и через создание самим ученым значимых ситуаций, порождающих реакцию среды.

Наблюдение называется полевым, если оно протекает в естественных для наблюдаемых условиях: в помещении для собраний, на стройке, в цехе, е аудитория и т.д. Привычность обстановки, в которой изучается группа, многое дает для правильного понимания поведения, действий наблюдаемых, однако полевые условия не всегда благоприятны для исследователя. Возникают ситуации, когда отдельные члены наблюдаемой группы выпадают из поля зрения наблюдателя либо внешние обстоятельства затрудняют фиксацию происходящего.

В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность, подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудование). Когда же ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения. Так, в специально оборудованном классе могут проводиться занятия по формированию навыков менеджмента. Каждый из участников "школы" (по сути дела - ситуативной игры) поочередно выполняет роль, например, руководителя, исполнителя, заказчика (клиента). В ходе 15-20 минутных игровых ситуаций отрабатываются приемы ведения занятий, умение концентрировать внимание участников ситуативной игры на анализе обсуждаемых вопросов. Для фиксации происходящего все участники ситуативной игры или некоторые из них ведут запись. Затем опытный методист разбирает учебный пример и, основываясь на данных наблюдения, разрабатывает оптимальные приемы проведения занятий по менеджменту.

Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т. д.). Обычно систематическое наблюдение осуществляется по достаточно структурированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя.

Есть еще и несистематические наблюдения. Среди них выделяются такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. Особенно часто зтот тип наблюдения встречается в разведывательных исследованиях.

Рассмотренная классификация наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер планируемого исследования, решая вопрос о применении метода наблюдения, соотносят позитивные и негативные свойства его различных видов.

МЕТОДЫ СОЦИОМЕТРИИ

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах. Укажем процессы становления производственных коллективов: бригады, небольшие участки, малые предприятия различных форм собственности. Сегодня эти малочисленные "команды" зачастую обладают огромными возможностями в производственной сфере, в планировании своей экономической деятельности, решении социальных вопросов. Далее - процессы налаживания взаимоотношений в семье или объединении нескольких семей, участвующих в общем бизнесе. В рамках социологии малых групп традиционно изучаются явления, события, характерные для жизнедеятельности постоянных и временных учебных коллективов: класс в школе, студенческая группа, слушателя курсов, лица, объединенные по интересам в различных кружках и т. д. Если говорить о внепроизводственных социальных образованиях, при исследовании которых могут успешно применяться логика, процедуры, методы познания механизмов создания и функционирования малых групп, то отметим общественные движения, неформальные группы. Правда, в отдельных ситуациях они объединяют под своими знаменами большое количество людей. Однако в центре или центрах подобных движений стоят относительно небольшие группы, которые в значительной мере определяют, задают лицо всего объединения, разрабатывают всю стратегию его поведения.

При изучении малых групп используются различные социологические методы, в частности эффективны методы соцмометрии. Термин "социометрия" образован от двух латинских корней: "socius'' - товарищ, компаньон, соучастник и" metrum" - измерение. В конце XIX века он впервые был употреблен в связи с изучением воздействия одних групп людей на другие. Основная заслуга в создании определенной методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации принадлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено.

Технический аппарат социометрии находит применение в различных сферах микросоциологии, позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует выработке, принятию групповых, коллективных решений. Методологически оправданное и грамотное использование арсенала социометрических методов позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, достигать практических результатов в комплектовании коллективов, в повышении эффективности их деятельности.

Обоснованность и плодотворность применения методов социометрии в прикладных социологических исследованиях прежде всего связаны с логически верным пониманием такого сложного социального образования, как малая группа. Далее под ней будет пониматься реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, например, совместной деятельностью или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Отправным моментом для понимания законов функционирования, жизнедятельности такой группы является то, что она выступает как субъект деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. Характеристической, критериальной чертой группы является чувство общности, которое цементирует отношения членов группы и отличает одну группу от другой, "замыкает" ее на себя. В одних случаях это чувство - понимание цели совместных действий, в других - определенное эмоциональное тяготение, притяжение людей, в третьих - временное согласие на использование конкретных средств, методов, инструментов деятельности. Оправданно также говорить о групповых интересах, потребностях, нормах и пр.

К элементарным и вместе с тем обязательным параметрам, или чертам, группы относят: ее композицию (состав), структуру и процессы, происходящие в ней.

Состав группы зависит от численности и основных признаков ее членов: пола, возраста, образования, профессии, национальности и т. д. Структура группы - прежде всего от функций, обязанностей каждого члена группы в их совместной деятельности. Это так называемые признаки формальной структуры. Такая структура, например, трудового коллектива включает в себя мастера и его заместителя, двух-трех бригадиров, рабочих; учебного класса - классного воспитателя и старосту. Одновременно с формальной структурой группы существует и неформальная, базирующаяся на межличностных отношениях. Их определяют степень уважения, уровень стремления к совместному труду, желание посоветоваться при решении трудных личных вопросов или, напротив, стремления к избежанию контактов, мера напряженности в личном отношении и т.д.

Групповые процессы в первую очередь такие процессы, которые организуют деятельность группы. С одной стороны, это совокупность предписаний, правил, которыми обязаны руководствоваться ее члены в сфере их формальных, служебных контактов, с другой - "неписанные" нормы, отношения, добровольно принятые и разделяемые членами сообщества.

Малая группа имеет одно основополагающее качество: в ней общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, поскольку ее численность ограничена. В настоящее время ряд исследователей полагают, что "нижняя" граница "размера" малой группы равна трем человекам, а не двум. В диаде практически не складывается тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью. В контактах между людьми в этом случае крайне сильно выступает эмоциональный (неформальный) фактор. Взаимодействие, по сути, становится дружбой, оно часто простирается за рамки службы, функциональных обязанностей. Наличие третьего человека переносит общение из сферы личностного в межличностное "пространство"; в триаде система взаимодействия становится пронизанной "деятельностным" началом. Пожалуй, еще более острым является спор о "верхней" границе численности малой группы. Продолжительным было представление о "магическом" числе 7+2, отражающем некоторье особенности оперативной памяти человека. Теперь, исходя из практики исследований, оптимальным принято считать численный состав малой группы в 10-20 человек. В некоторых случаях, когда речь идет о производственной бригаде, участке, учебном коллективе, этот предел увеличивается до 40 человек. При таких условиях методы социометрии еще применимы.

Существует около 50 рдзличных оснований для классификации малых групп. Такие группы различаются по времени существавания (долгоременные и кратковременные), по степени тесноты контактов по особенностям целей, объединяющих людей, по специфике соцольно - демографических признаков членов малых групп (скажем, одно - и разнополые группы, молодежь или люди пожилого возраста, рабочие или театральная группа) и т. д. Широко распространено разделение групп на формальные и неформальные. Однако вычленить их в чистом виде затруднительно. Поэтому предпочтительнее говорить о формальной и неформальной структурах, организации групп.

Для анализа, интерпретации результатов социометрии принципиальное значение имеют такие понятия, как "группа членства" и "референтная группа". Первая включает в себя всех людей, формально входящих в нее, это своего рода "геометрическая". пространственная характеристика сообщества. Вторая тех, кто в совокупности создает "значимый круг общения", нашел и признал друг друга. Признак референтости отношений во многих прикладных разработках становится ведущим для объяснения процессов, протекающих в группах. Ориентация на тот или иной "круг общений" объясняет, почему некоторые люди, формально принадлежащие к группе членства, не связывают себя с нею, проявляют отклоняющееся, конфликтное по отношению к ней поведение и, наоборот, люди формально стоящие вне этой группы, на деле близки ей, принимаются ею.

По степени развития межличностных отношений, несущих в себе групповые интересы и ценности, выделяются четыре типа групп. Диффузная группа, в которой взаимоотношения опосредуются прежде всего симпатиями - антипатиями, но не характером деятельности. Ассоциация, для которой "цементирующим составом" отношений выступают преимущественно лнчностные цели. Корпорация, в которой эти личностно значимые цели антисоциальны по своей направленности. Наконец, коллектив, объединяющий людей, связанных между собой личностно значимыми целями и общественно ценными установками. Эта классификация распространяется и на малые группы.

Изложению процедурных аспектов в социометрии предпошлем рассмотрение двух ключевых понятий, характеризующих уже не саму группу, а положение в ней индивида, являющегося членом этого сообщоства. Первое понятие - "статус". Оно обозначает место индивида в системе жизнедеятельности группы, в развитии групповых процессов. Статус прежде всего определяется ведущей функцией членов группы, его обязанностями перед ней. Он интегрирует одновременно в себе черты объективно присущие индивиду, и то, как воспринимается окружающими исполнение им своих функции. Присутствует в статусе индивида и статус самой группы, ее место в более широком социальном контексте. Второе понятие - "социальная роль индивида". Она зависит от функций, несомых индивидом и одновременно возлагаемых на него группой. В силу подвижности функций, изменения восприятия индивида окружающими, роста и падения престижа группы эта роль - образование многомерное и динамичное. На изучение социальных ролей внутри малых групп, на измерение структуры, взаимоотношений в группе в целом и направлены социометрические методы.

В техническом, узкопроцедурном отношении социометрия - это сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Все начинается (естественно после разработки программы исследования) с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними. Поскольку отношения между людьми всегда сложны, зачастую противоречивы и изменчивы, постольку выбор критерия становится задачей, требующей при своем решении и знания общих законов функционирования малых групп, и понимания, учета конкретных особенностей поведения, жизнедеятельности группы, и владения техникой измерения. Критерий должен быть индикатором взаимоотношений.

Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении, форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования. Он должен:

- нацеливать субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданном задачи совместной деятельности;

- не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбраи или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны;

- быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству;

- содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы;

- включать в себя предложеиия по выбору или отвержению, сформулироваинее так, чтобы в реакциях членов группы поступало их эмоционально- психологическое отношение;

- убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

Различия в слабых к сильных социометрических критериях покажем на одном примере. Критерий: "Кого бы Вы выбрали своим бригадиром?'' - относится к "слабому" типу, ибо он не конкретизирован, подчеркнуто прожективен. В усиленной форме критерий имеет вид: "Помните, теперь мы сами являемся хозяевами нашего предприятия. Кого бы Вы в этой новой ситуация выбрали в качестве бригадира?''. Здесь каждый респондент начинает четче, определеннее рассматривать окружающих с точки зрения возможности возглавить бригаду, работающую в новых экономических условиях.

Социометрические критерии разделяются на два основных класса: номмуникативные ("социометрические тесты") и гностические ("тесты социальной перцепции''). Коммуникативные используются для того, чтобы описать замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены для отражения представлений человека о том, кдк он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто - отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.

Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первые замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые приоткрывают перед исследовдтелем "вход" в сферу неформальных отношений. Примером коммуникативного официального критерия является вопрос: "Кого из членов Вашей бригады хотели бы видеть в качестве бригадира?'', коммуникативного неофициального - "С кем из Ваших коллег Вы поделились бы личными .переживаниями по поводу разлада в семье?'' Гностическими вариантами этих критериев выступают суждения: "Кто из членов Вашей бригады назвал бы Вас в качестве бригадира?" (гностический официальный критерий); "Кто из Ваших коллег поделился бы с Вами своими переживаниями, если бы у него возникли конфликты в семье?" (гностический неофициальный критерий).

В наших примерах критерии сформулировамы в положительной форме, то есть ориентированы на определение системы предпочтений, выборов. Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующие негативное отношение одного человека по отношению к другому, отвержению.

Часто используют дихотомический критерий. Он позволяет более точно определить взаимоотношения в малой группе. Вот образец коммуникативного официального дихотомического критерия: "Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира'' (положительная часть критерия); "Кого из членов Вашей бригады Вы не хотели бы видеть в качестве бригадира?" (отрицательная часть критерия).

Укажем еще одну разновидность социометрических вопросов - критерии ранжирования. Они создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы. Например, "Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совместно создать экологический кружок? В первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь и т. д".

Легко понять, что на основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе. С другой стороны, большое число критериев способно утомить отвечающего, внести различные "шумы" в первичную информацию. Поэтому среди других аспектов важен и вопрос о числе социометрических критериев. Практика социометрических опросов выработала следующие рекомендации:

- чем меньше организованы взаимоотношення в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев; особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;

- число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.

Нецелесообразно увеличение критериев свыше семи- восьми: это может вызвать раздражение у опрашиваемых. Сами критерии следует располагать от простого к сложному.

Социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным (то есть отсутствуют всяческие ограничения на выбор), называется непараметрической. Скажем, в бригаде из N челоек отвечающий может никого не выбрать в качестве бригадира, а может, если желает, указать (N - 1) человек. Другими словами, всех кроме себя. Подобный вариант социометрической процедуры позволяет выявить эмоциональную составляющую взаимоотношений, дать фотографию многообразных межличностных связей в группе. Вместе с тем такая система выборов, выражения своих предпочтений таит в себе возможности для проявления излишней "щедрости", действий по принципу "Все хорошие'' или "все плохие''.

Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданными количественными ограничениями. Например, по сформулированному критерию предлагается выбрать из пятнадцати человек двоих или троих. Лимит выборов снижает вероятность появления спонтанных реакций, непродуманных ответов. На основании некоторых теоретических построений и обобщения опыта осуществления параметрической процедуры Рекомендуются следующие ограничения на число выборов:

Число членов группы соцнометрическое ограничение

5-7 1

8-11 2

12-16 3

17-21 4

22-26 5

27-31 6

32-36 7

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета ( социометрическая карточка) и список членов соцнометрируемой группы. Для удобства работы, для простоты последующей обработки фамилии членов группы шифруются в простейшем случае - кодируются номером в списке группы. Социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета, начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку, имеется или нет ограничение на выбор, если да, то каково оно. Поскольку социометрию невозможно проводить анонимно, постольку следует обязательно объяснять опрашиваемому цели опроса, гарантировать сохранение тайны его ответов. Завершается карточка благодарностью.

При непараметрической процедуре социометрическая карточка может быть оформлена следующим образом:

Критерии Укажите

номера членов

бригады из списка

1. Кого бы Вы хотели видеть в качестве

своего бригадира?

2. Кого бы Вы не хотели видеть в качестве

своего бригадира?

3. Кто может предложить Вас в качестве

бригадира?

4. Кто не предложит Вас в качестве

бригадира ?

Результаты опроса прежде всего заносятся в социоматрицу, компактно представляющую первичную информацию и упрощающую последующую математическую обработку собранных данных. Матрица представляет собой таблицу, в которую по строкам помещают ответы каждого из членов группы. В таблице 5 приведены итоги непараметрического социометрического опроса шести членов группы по дихотомическому критерию: ''+'' означает предпочтение (положительный выбор), "-" - отверженце (отрицательный выбор), "О" - фиксирует отсутствие выбора.

Уже визуальный анализ социоматрицы многое говорит о взаимоотношениях в группе: как члены группы выбирают и кого, кто более активно выбирается, кто чаще отвергается. Удобным способом представления содержания социоматрицы являются социограммы, которых имеется множество видов. Укажем только одну из простейших - круговую социограмму.. В этом случае все члены группы располагаются симметрично на окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи между членами группы.

При непараметрическом выборе даже в случае относительно небольших групп возникает значительное количество различного вида связей между членами группы, значит, и графическое представление социограмм становятся усложненным. Поэтому для проведения анализа следует всегда изыскивать пути упрощения социометрического чертежа. Так, социоматрица, представленная в таблице 7, легко прочитывается, если отдельно представить "положительные" связи и "отрицательные" .

Самовыбор не предполагался, поэтому по диагонали ставим знак "+".

Количественными характеристиками межличностных отношений, естественно, отвечающими выделенным критериям, являются социометрические индексы, или коэффициенты. Их существует огромное множество, которое можно рдздепить на два класса. Первый класс - это персональные социометрические индексы. Они отражают индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам группы. После того как такой индекс вычислен, с ним можно производить все операции, допустимые для количественных переменных. Второй класс включает в себя групповые индексы, они характеризуют группу в целом. Приведем некоторые из наиболее распространенных персональных и групповых индексов.

Сначала - три наиболее рдспрострдкенных персональных социометрических индекса.

Социометрический статус. Он отражает отношение членов группы к кдждому ее представителю:

Сi=количество полученных i-членом голосов (выборов)

N-1

где N - численность группы.

Одноцременно имеет смысл исчислять положительный и отрицательный статусы, являющиеся, как легко понять, составными частями общего социометрическоого статуса индивида.

Сi=количество положительных выборов i-члена группы

N-1

Сi=количество отрицательных выборов i-члена группы

N-1

Индекс эмоциональной экспансивности. Он характеризует то, как человек относится к окружанощим его членам группы, сколь активен он в своих выборах, следовательно,

Ei=количество выборов отданых i-членом группы

N-1

Аналогично вводятся индексы положительной н отрицательной экспансивности:

Ei=количество положительных выборов отданных i-членом группы

N-1

Ei=количество отрицательных выборов отданных i-членом группы

N-1

Дополняет эти социометрические показатели индекс объема взанмодействия, который представляет каждого члена группы одновременно и как субъекта выбора, и как объекта.

Аi=количество взаимодействий i-члена группы

N-1

При исчислении индекса А, надо аккуратно подсчитать односторонние положительные и отрицательные выборы, или связи, и добавить к ним количество трех видов парных, или двусторонних, выборов: взаимоположительные и взаимоотрицательные выборы (симметричные отношения) и нессимметричные выборы (когда один человек выбирает другого, но второй отказывает в этом первому). Так, из таблицы 8 следует, что Алексеев имеет пять взаимодествий: три из них односторонние (с членами группы №№ 2, 4, 5), два - парные (симметричное с № 3 и противонаправленное с № 6). Зачастую количество взаимодействий легче исчислять не по социоматрице, а по социограммам

В таблице 9 приведены расчетные значения указанных выше персональных социометрических индексов для нашего примера.

Теперь о групповых соичометрических индексах. Индекс социометрической когерентности. Он характеризует меру связанности группы по выделенному критерию, настоятельность взаимных контактов, но без учета их знака, их напрвленности

К=количество отданных(или полученных)выборов

N x (N-1)

Из формулы понятно, что индекс социометрической когерентности является средней арифметической двух выше рассмотренных персональных индексов: социометрического статуса и эмоциональной экспансивности. Для нашего примера индекс когерентности равен 0,6

К= 18 = 0,6

6 x (6-1)

Индекс взаимности. Он измеряет сплоченность группы, проявляющуюся прежде всего в количестве взаимных положительных связей, находится по формуле:

G=количество взаимных положительных связей

N x (N-1)

Для данных, собранных в таблице 10, показатель G равен 8/30 = 0,27. Это высокое значение межгрупповой дзаимности.

Представляет интерес и социометрический индекс референтности, задаваемый выражением:

R=количество взаимных положительных выборов

количество положительных выборов

R= 8 = 0,61

Ряд интересных персональных и групповых индексов, а так же способы их анализа достаточно полно изложен в специальных исследованиях.

Наши рекомендации