Статистические методы в социологическом исследовании. Измерение социальных характеристик
Сейчас уже практически невозможно проведение социологических исследований без знания математической статистики, статистических методов анализа данных.
Интенсивное привлечение методов математики и статистики в социологию не является академическим ригоризмом. Оно отражает тот факт, что исследование общественной жизни становится точной наукой не только в гносеологическом понимании этого термина, но и в естественнонаучном. С возрастанием чисто количественных показателей общественного развития — объема производства, населения, объема, средств коммуникации и т. д.— происходит дальнейшее качественное усложнение социально-экономической структуры. Прогноз конкретных социальных процессов, без которого невозможно осуществление эффективного социального планирования, становится затруднительным при отсутствии точного знания.
Таким образом, потребности социальной практики требуют разработки методов количественного описания социальных процессов, позволяющих точно регистрировать не только количественные, но и качественные факторы. Нельзя говорить о долгосрочном или краткосрочном социальном, планировании, пока не разработаны методы строгого количественного описания социальных явлений.
Количественные методы в экономике, психологии, а затем и в социологии стали применяться как опосредованное отражение потребности в точных критериях эффективности человеческой деятельности.
Тенденция к использованию математических методов в социологических исследованиях вызвала к жизни ряд специфических проблем, в частности проблему социологического измерения, или квалификации,— нахождения меры или единства качественной и количественной определенности социальных явлений и процессов.
Появление проблемы измерения качественных признаков не следует рассматривать как предвестник принципиально нового этапа развития марксистско-ленинской социологии. Еще К. Маркс писал: «Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука»1. Позднее он говорил о том, что «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой»2.
Г. В. Плеханов, полемизируя с «субъективными» социологами, писал: «Наука о человеческом обществе может и должна стать' столь же строгой наукой, как и естествознание»3.
Противники марксизма, пытаясь извратить великое наследие К. Маркса и Ф. Энгельса, умалить его роль в развитии общественной науки, утверждали, что марксизму чужд количественный анализ социальных явлений и процессов, что марксизм не признает само понятие «функциональность».
Критикуя подобного рода вульгаризаторов марксизма, В. И; Ленин писал: «Должно быть, с точки зрения наших доверчивых к профессорским открытиям махистов, Фейербах (не говоря уже об Энгельсе) не знал того, что понятия порядок, закономерность и т. п. могут быть выражены при известных, условиях математически определенным функциональным соотношением!»4.
Полемизируя с В. Шулятиковым, он делает вывод, что все его аргументы не убедительны и вряд ли могут служить основанием; для заключения о том, что «функциональность не может быть видом причинности»5.
Интенсивное развитие социологических исследований, которые в настоящее время охватили все области общественной практики, является непосредственной реализацией ленинских указаний.
Глава пятая
Методы статистики в социологическом исследовании.
Понятие измерения в социологии. Уровни измерения
Определение измерения.
Измерением называется процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители определенных соотношений, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами этой системы.
В качестве объектов измерения могут выступать респонденты, производственные коллективы, условия труда и быта и т. д. В отношения, которые моделируются при измерении, объекты вступают как носители определенных свойств. Так, мы можем рассматривать респондентов изучаемой совокупности как носителей такого свойства, как удовлетворенность своим трудом, и рассматривать отношение равенства между ними, считая каких-то респондентов «равными» или «неравными» в зависимости от степени рассматриваемой удовлетворенности. Те же респонденты могут выступать как носители такого свойства, как «возраст». Ясно, что между ними может быть определено отношение равенства, однако респонденты, «равные» друг другу и первом случае, могут оказаться «неравными» во втором.
Каждому объекту при измерении приписывается определенный элемент используемой математической системы. В социологии чаще всего используются числовые математические системы, т. е. такие системы, элементами которых являются действительные числа. Однако возможно аффективное использование и нечисловых математических систем1: частично упорядоченных множеств, графов, матриц и т. д.
Адекватное измерение предполагает наличие общего представления о наблюдаемых объектах, об их изучаемых сторонах. Такое, представление даст возможность выделить отношения между объектами, которые должны отображаться в соответствующие отношения между элементами использующейся математической системы2. Поскольку при практическом осуществлении измерения социологи в подавляющем большинстве случаев используют числовые системы, остановимся на принципах их применения в социологии.
Будем называть шкалой тот алгоритм, с помощью которого каждому наблюдаемому объекту ставится в соответствие некоторое число. Приписываемые же объектам числа назовем шкальными значениями этих объектов.
Элементы используемых в социологии числовых систем, как правило, нельзя считать «полноценными» числами. Приведем пример.
Предположим, что нас интересует отношение порядка между респондентами по их удовлетворенности своим трудом. Пусть процесс измерения состоит в следующем. Мы задаем каждому респонденту вопрос: «Удовлетворены ли Вы своим трудом?» с традиционным веером из пяти ответов (от «совершенно не удовлетворен» до «вполне удовлетворен»). Каждому ответу присвоим соответственно числа от 1. до 5. Ясно, что реальным отношениям между респондентами в таком случае отвечает лишь отношение порядка между числами. Другие же операции под этими числами, например их сложение, не имеют эмпирически интерпретируемого смысла. Другими словами, полученные шкальные значения не являются числами в обыденном значении этого понятия.
Встает естественный вопрос: какими известными соотношениями между числами мы в подобных ситуациях можем пользоваться, чтобы, анализируя шкальные значения, можно было получать содержательные выводы? Для ответа на этот допрос необходимо в первую очередь четко представить себе характер числовых систем, использующихся в процессе измерения в социологии.