Статистические методы в социологическом исследовании. Измерение социальных характеристик

Сейчас уже практически невозможно проведение социологических исследований без знания математической статистики, статистических методов анализа данных.

Интенсивное привлечение методов математики и статистики в социологию не является академическим ригоризмом. Оно отражает тот факт, что исследование общественной жизни становится точной наукой не только в гносеологическом понимании этого термина, но и в естественнонаучном. С возрастанием чисто количественных пока­зателей общественного развития — объема производства, населения, объема, средств коммуникации и т. д.— происходит дальнейшее ка­чественное усложнение социально-экономической структуры. Про­гноз конкретных социальных процессов, без которого невозможно осуществление эффективного социального планирования, становится затруднительным при отсутствии точного знания.

Таким образом, потребности социальной практики требуют раз­работки методов количественного описания социальных процессов, позволяющих точно регистрировать не только количественные, но и качественные факторы. Нельзя говорить о долгосрочном или крат­косрочном социальном, планировании, пока не разработаны методы строгого количественного описания социальных явлений.

Количественные методы в экономике, психологии, а затем и в социологии стали применяться как опосредованное отражение потребности в точных критериях эффективности человеческой дея­тельности.

Тенденция к использованию математических методов в социо­логических исследованиях вызвала к жизни ряд специфических проблем, в частности проблему социологического измерения, или квалификации,— нахождения меры или единства качественной и количественной определенности социальных явлений и процессов.

Появление проблемы измерения качественных признаков не следует рассматривать как предвестник принципиально нового этапа развития марксистско-ленинской социологии. Еще К. Маркс писал: «Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука»1. Позднее он говорил о том, что «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой»2.

Г. В. Плеханов, полемизируя с «субъективными» социологами, писал: «Наука о человеческом обществе может и должна стать' столь же строгой наукой, как и естествознание»3.

Противники марксизма, пытаясь извратить великое наследие К. Маркса и Ф. Энгельса, умалить его роль в развитии обществен­ной науки, утверждали, что марксизму чужд количественный ана­лиз социальных явлений и процессов, что марксизм не признает само понятие «функциональность».

Критикуя подобного рода вульгаризаторов марксизма, В. И; Ле­нин писал: «Должно быть, с точки зрения наших доверчивых к профессорским открытиям махистов, Фейербах (не говоря уже об Энгельсе) не знал того, что понятия порядок, закономерность и т. п. могут быть выражены при известных, условиях математически опре­деленным функциональным соотношением!»4.

Полемизируя с В. Шулятиковым, он делает вывод, что все его аргументы не убедительны и вряд ли могут служить основанием; для заключения о том, что «функциональность не может быть ви­дом причинности»5.

Интенсивное развитие социологических исследований, которые в настоящее время охватили все области общественной практики, является непосредственной реализацией ленинских указаний.

Глава пятая

Методы статистики в социологическом исследовании.

Понятие измерения в социологии. Уровни измерения

Определение измерения.

Измерением называется процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носи­тели определенных соотношений, отображаются в некоторую мате­матическую систему с соответствующими отношениями между элементами этой системы.

В качестве объектов измерения могут выступать респонденты, производственные коллективы, условия труда и быта и т. д. В от­ношения, которые моделируются при измерении, объекты вступают как носители определенных свойств. Так, мы можем рассматривать респондентов изучаемой совокупности как носителей такого свой­ства, как удовлетворенность своим трудом, и рассматривать отношение равенства между ними, считая каких-то респондентов «равными» или «неравными» в зависимости от степени рассматри­ваемой удовлетворенности. Те же респонденты могут выступать как носители такого свойства, как «возраст». Ясно, что между ними может быть определено отношение равенства, однако респон­денты, «равные» друг другу и первом случае, могут оказаться «неравными» во втором.

Каждому объекту при измерении приписывается определенный элемент используемой математической системы. В социологии чаще всего используются числовые математические системы, т. е. такие системы, элементами которых являются действительные числа. Однако возможно аффективное использование и нечисловых математи­ческих систем1: частично упорядоченных множеств, графов, мат­риц и т. д.

Адекватное измерение предполагает наличие общего представления о наблюдаемых объектах, об их изучаемых сторонах. Такое, представление даст возможность выделить отношения между объек­тами, которые должны отображаться в соответствующие отноше­ния между элементами использующейся математической системы2. Поскольку при практическом осуществлении измерения социологи в подавляющем большинстве случаев используют числовые системы, остановимся на принципах их применения в социологии.

Будем называть шкалой тот алгоритм, с помощью которого каж­дому наблюдаемому объекту ставится в соответствие некоторое чис­ло. Приписываемые же объектам числа назовем шкальными значе­ниями этих объектов.

Элементы используемых в социологии числовых систем, как правило, нельзя считать «полноценными» числами. Приведем пример.

Предположим, что нас интересует отношение порядка между респондентами по их удовлетворенности своим трудом. Пусть процесс измерения состоит в следующем. Мы задаем каждому респон­денту вопрос: «Удовлетворены ли Вы своим трудом?» с традицион­ным веером из пяти ответов (от «совершенно не удовлетворен» до «вполне удовлетворен»). Каждому ответу присвоим соответственно числа от 1. до 5. Ясно, что реальным отношениям между респон­дентами в таком случае отвечает лишь отношение порядка между числами. Другие же операции под этими числами, например их сложение, не имеют эмпирически интерпретируемого смысла. Дру­гими словами, полученные шкальные значения не являются числами в обыденном значении этого понятия.

Встает естественный вопрос: какими известными соотношениями между числами мы в подобных ситуациях можем пользоваться, чтобы, анализируя шкальные значения, можно было получать содержательные выводы? Для ответа на этот допрос необходимо в первую очередь четко представить себе характер числовых систем, использующихся в процессе измерения в социологии.

Наши рекомендации