Динамика социальных институтов
Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:
1. Жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
2. Функционирование зрелого института, т. е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;
3. Эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.
В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга:
1. Зарождение организации.
2. Период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.
3. Период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).
4. Период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый.
Тема: Социальная стратификация и социальное неравенство.
13.Стратификационная структура общества: территориально-расселенческая, половозрастная, этническая, социально-трудовая, профессиональная.
Социальная стратификация — это определенная упорядоченность общества. На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа: кастовый, сословный и классовый. Для первобытного состояния характерно естественное структурирование по возрасту и полу.
Первый тип социальной стратификации — деление общества на касты. Кастовая система — закрытый тип общества, т. е. статус дается от рождения и мобильность практически невозможна. Каста являлась наследственным объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США. Классическим ее образцом стала Индия, где кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Иерархическая лестница доступа к богатству и престижу в Индии имела следующие ступени: 1) брахманы — жрецы;
2) кшатрии — военная аристократия;
3) вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники;
4) шудры — несвободные общинники, слуги, рабы;
5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены.
Эта система в Индии была запрещена в 50-х гг. ХХ в., но кастовые предрассудки и неравенство и сегодня дают знать о себе.
Второй тип социальной стратификации — сословный — тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается. Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но в отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Сословная стратификация характерна для европейского феодализма, но имелась и в других традиционных цивилизациях. Ее образец — средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия:
1) духовенство;
2) дворянство;
3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов);
4) крестьяне.
В России со времени правления Ивана Грозного (с середины ХVI в.) до правления Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально утвержденных указами (1762—1785) в таком виде: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривались в указах полувоенное сословие (субэтнос), казачество и разночинцы. Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем:
1) классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении;
2) классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены;
3) классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами;
4) классовые системы осуществляют в основном связи вне личностного характера. Главное основание классовых различий — неравенство между условиями и оплатой труда — действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом;
5) социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.